Возникновение первых церквей

Самые ранние изображения Христа дошедшие до нас датируются серединой Второго века. Он был изображен в виде доброго пастыря с длинными русыми волосами и бородой, одетого в тунику с наброшенным на нее плащом, несущего на плечах заблудшую овцу. Позднее появились изображения Богородицы с ребенком на руках, Иоанна Крестителя и апостолов. В Третьем веке подобные изображения в Александрии египетской были сделаны на стенах уже специальных молельных домов или на особых досках, украшенных цветами, перед которыми верующие ставили зажженные светильники. Это были первые иконы.
  К концу Второго века кризис поглотил рабовладельческое общество. Пришли в упадок и полностью разорились отдельные хозяйства, которые были небольшими с малыми земельными наделами, потом это стало разрастаться и углубляться, неся убыток и более крепким хозяйствам. Запустение земель, сокращение урожайности, падение реальной стоимости монеты, уменьшение рабочей силы -рабов, все это не могло не отразиться на политическом и экономическом состоянии государства. Это отразилось и на внутренней политики: у кормила Римской власти с 217 по 253 год сменилось два десятка императоров. Этот императорский галоп вогнал страну в междуусобные войны, ибо каждая перемена власти - это нелепая борьба с немалым числом жертв. И на идеологии правящей элиты все эти перемены отразились нелучшим образом, они - рабовладельцы, воины, государственные служащие - стали искать новую опору в своих изменившихся условиях жизни и потянулись к новой религии, к христианству, которое давало утешение истерзанным людским душам.
  Но Рим был непреклонен, гонения на верующих продолжались. Иногда карательные меры смягчались. Во время правления императора Септимия Севера (193 - 211), опытного полководца и трезвого политика, их перестали преследовать за богослужебные собрания. Так возникли первые церкви. Для клириков, так стали называть священнослужителей, были установлены белые одежды. Появились особые праздничные богослужения, которые проводят по специальному чину (ритуалу). Особенно торжественно отмечался в весенние месяцы праздник в честь Воскресения Христа - Пасха. В городах Римской империи стали строиться настоящие великолепные храмы, положившие начало церковной архитектуре. В Третьем веке христиане имели не только свои храмы, но и школы.
  К этому времени христианство распространилось по городам и в армии. Оно превратилось в мощную общественную силу. Христианство исповедовали многие придворные и даже жена императора Диоклетиана (284 - 305) и его дочь. Члены христианских общин отказывались от почитания статуй императора, от обрядов жертвоприношений многочисленным римским богам и участия в жертвенных пирах. В феврале 303 года император подписал указ об искоренении христианства, а за ним последовали еще три. В Римской империи было запрещено отправление христианских обрядов. Приказано было разрушать храмы, сжигать священные книги. Имущество христианских общин конфисковывалось. Каждый христианин должен был публично отречься от своей веры и принести жертвы языческим богам. Это же должны были сделать жена и дочь Диоклетиана.
  Несмотря на то, что этот правитель считался мудрым императором, здесь он оказался не на высоте. Ведь несмотря на все суровые меры христианские общины не только не распались, они усилились, приобрели авторитет. Свидетели казней христиан увидели, до каких высот может подняться дух человеческий. И население Римской империи пало к ногам новой веры. Многие после этого принимали христианство. Супруга Диоклетиана императрица Александра громогласно заявила, что она христианка и была осуждена на казнь. Правда приговор не состоялся, император скончался раньше его исполнения. А христиане вновь ушли в катакомбы.
  Диоклетиан понял, что один император не в силах удержать власть в таком огромном и пестром по этническому составу государстве, каким стала Римская империя. Поэтому он разделил власть межлу четырьмя правителями. В результате Римская империя распалась на две части - Западную и Восточную.

(Продолжение в следующей главе "Константин Великий).


Рецензии