Пиво, танцы и голая задница

(очерк волонтерской жизни)

                - Кибуцники не любят волонтеров, - грустно сказал Маркус.
                - Не знаю почему, но это так.
                (Из волонтерских разговоров при Луне).

1. Предисловие.

Седьмого июля нога автора, нога первого волонтера из России ступила на землю кибуца Рамот-Менаше. Меня приветствовала природа - бесшумную овацию устроили пальмовые листья и ветер просвистел что¬-то неразборчиво на иврите. Людей почему-то не было, наверное, проспали.

2. Кто такие волонтеры?

     По данным Большой Советской Энциклопедии слово “волонтер” происходит от фр. volontaire /устар./ - человек, “добровольно поступивший на военную службу”. Выражаясь современным языком, в нашей ситуации волонтеры - это такие придурки из разных стран, которые приезжают в кибуц и месяцами вкалывают на благо коммунизма почти бесплатно /об этом чуть ниже/.
     Первые волонтеры появились в Эрец Исраэль в 1948 году, после образования государства Израиль. Движение было стихийным, без основоположника и первопроходца, и поначалу немногочисленным. Волна хлынула после Шестидневной войны ¬- с 1967 года по 1994 год в кибуцах побывало 700 тысяч молодых парней и девушек из разных стран. В среднем каждый год приезжают 16-20 тыс. человек, и о снижении или увеличении их количества говорить пока не приходится, приток новых волонтеров напоминает синусоиду. Массовая алия (репатриация) 90-х годов, война в Персидском заливе существенно сокращали это число.
     Процесс “вербовки” происходит так. Кибуцы рассчитывают, сколько человек понадобится в этом году для тех или иных работ; эта информация через центральный офис в Тель-Авиве поступает в зарубежные представительства в ЮАР, Америке, Австралии, Англии, Западной Европе, которые производят набор требуемого количества   “работников”.
     Для волонтеров существует несколько специальных программ. Наиболее популярна программа ТАКАМ - Арци /на базе левого движения "А-шомер а¬-цаир" (Молодой страж)/, по ней проходят две трети от общего количества волонтеров. Остальные связаны с программами “Ульпан” /обучение ивриту и обычаям страны/, ”Нахаль” /курс молодого бойца/, а также религиозными программами. В них могут участвовать только евреи, и длительность программы - 5-8 месяцев, в отличие от ТАКАМ-Aрци, в которой нет национальных ограничений и более гибкие сроки пребывания в кибуце ¬- от двух до шести месяцев.
     Другие требования программы - возраст волонтера должен быть от 18 до 32 лет, приехавший должен быть в хорошей физической форме /о чем необходимо представить справку/, с собой иметь паспорт, страховой полис /в случае отсутствия полиса - 45 долларов/, билет с самолета /чтобы не ползли нелегально, через границу/, по меньшей мере 250 долларов /это - на всякий случай; можно проигнорировать/, две фотографии на паспорт для изменения статуса - туриста на волонтера /стоит 40 шекелей, продление срока пребывания в кибуце на три месяца стоит 80 шекелей/.
     В свою очередь, помимо работы 6 раз в неделю по 8 часов /как правило, меньше /кибуц предоставляет волонтерам право на еду, жилье по 2-3 человека в комнате без излишних удобств, три дня отдыха по выбору каждый месяц, однодневное путешествие в какую-либо туристическую Мекку “всей толпой” /раз в три месяца - трехдневное/, а также конверты в неограниченном количестве /все - бесплатно/.
     Каждый волонтер имеет право на “зарплату”, называемую “карманными деньгами” /коммунизм предполагает отсутствие зарплат/ -150 - 200 шекелей в месяц, 1-2 шекеля в час. Содержание одного волонтера обходится кибуцу в 700-800 шекелей в месяц. Наемному рабочему платили бы 2-2,5 тыс. в месяц. Волонтеры - выгодный бизнес. Хотя и коммунизм.

3. Хай, мэн!! Фак ю, мэн!!!

Существует негласный комплекс правил, которые должен выполнять тот, кто желает считаться истинным волонтером. Но даже если ты не выполняешь ни одного из этих правил, никто, даже в состоянии сильного опьянения, не скажет: “Пошел отсюда, ты не волонтер!” Твоя жизнь - твой выбор.

    Итак, истинный, настоящий волонтер:
1. Hикогда не ишет вокруг себя урну.
2. Пьет, как сапожник, не меньше 2-3-х бутылок оф водка в неделю.
3. Дымит, как паровоз, пачка за пачкой.
4. Никогда не расстается с бутылкой пива, иногда даже во сне. Волонтерская мудрость - пиво лучше, чем женщина, так как пиво ты можешь пить, не уставая.
5. Смеется всегда громко и абсолютно над всем, включая насмешки над собственным неуклюжим падением в бассейн и плачущим Руди Феллером после проигрыша Болгарии на Мондиале. В отношении смеха для волонтера нет ничего святого.
    Смех - универсальный язык, понятный всем, ведь "ха-ха-ха" на всех языках звучит одинаково. Большую часть времени волонтеры общаются с помощью смеха. Если бы одного из них спросили, что он любит больше: смех или пиво, волонтер бы ответил: “Пи... смех, оф кос.” Xотя... нет, все-таки смех.
6. Два основных слова, посредством которых идет внесмеховое общение - fuck you, к которым иногда добавляются mother fucker и универсальное прилагательное fucking, прилагающееся везде и всегда. Через пару дней уши привыкают и только теперь становятся понятны школьные слова о русском языке, действительно великом и могучем в сравнении с жалким и убогим /не в обиду будь сказано/ английским.      
7. Постоянно слушает громкую музыку. Высшее наслаждение - музыка из двух-трех магнитофонов сразу. Высший пилотаж - развалясь в кресле, подпевать им всем трем одновременно, не забывая ржать, как лошадь, дымить, как паровоз, и пить холодное пиво, посылая все вместе по матушке.
8. Никогда не сдерживает естественно-природные звуки, идущие из глубины его волонтерского тела.
9. Излюбленная поза при фотографировании - спустить штаны и повернуться к камере задом.
10. Любит разгуливать по ночному кибуцу голяком, иногда очень задумчиво, распугивая запоздалых кибуцников. Девиз волонтера - жить в мире с природой, как наши обезъяноподобные предки. Он и живет, гол как сокол: приехал, покутил, посмотрел вокруг, сделал деньги - и дальше. Для него на земле нет национальностей, просто некоторые люди упали на нос и покрасили волосы.
11. Каждый уважающий себя волонтер обязан посещать диско /дискотеку/ все два раза в неделю - во вторник и в пятницу. При этом во вторник только пьют, а в пятницу “отрывaются” - всю ночь пьют, танцуют и снова пьют, до полного изнеможения и умопомрачения. Традиционный трюк: полный пива метровый шланг с бокалом на одном конце другим концом прислонить к животу, не отрывая от тела, подвести ко рту и залпом выпить. После двух-трех-четырех шлангов, волонтеры, дошедшие до кондиции, встречают рассвет особым танцем - “лебединой песнью волонтера”: обнявшись, свободной рукой хватаются за столб и вращаются вокруг него, пытаясь перекричать музыку и в конце концов падая в утоптанный бетон. А под потолком вращается стеклянный шар, отбрасывает вечно кружащиеся световые пятна на пол - символ волонтерской жизни, способный довести до сумасшествия, если смотреть не отрываясь.

       Возможно, поэтому кибуцники втайне и не любят волонтеров /в чем никогда не признаются/. Этот фильм, состоящий из бесконечного количества никогда не повторяющихся, улыбающихся лиц... рождает какое-то смутное, неосознаваемое чувство беспокойства. Даже у самих волонтеров.

4. Черно-белый смех.

       Перед отъездом я дал ребятам белую футболку и разноцветные фломастеры, попросил каждого нарисовать мне на память картинку. Подавляющее большинство рисовало черных человечков и, плюнув на мою просьбу только рисовать, а не писать, по привычке писало пожелания счастья и удачи.
       Они рисуют черное на белом фоне, потому что идут в мир на загорелых ногах, повернувшись к нему же белой, как снег на Эвересте, задницей. Это здорово, потому что это - смешно. До изнеможения.

1994 г.

(опубликовано впервые в газете Магнитогорского пединститута "Педагог", 1994, а также в книге "Мир входящему", 1997)


Рецензии