Не могущество дарителя, а возможности принимающего

Моей бабушке, Криворучко (Федуловой) Афанасии Тарасовне
(25.10.1896 – 5.08.1983г.г.),
 - с любовью и благодарностью

«Кому много дано, с того и спросится» - говорила кому-то моя бабушка, а я, малая, запомнила.
Когда бабушки уже не было, я догадалась, что и мне, возможно, дано немало. «А кем же спросится? И когда?» - мелькало иногда невзначай, чаще всего перед сном, когда, засыпая и удерживаясь на острие сна и яви, ловились краешком сознания прекрасные в своей первозданности рифмованные строки, авторство которых так хотелось приписать себе.
Чем хороша молодость? Наутро просыпаешься ясным, бодрым, новым – и совсем не помнишь о вечерних сомнениях. День захватывает вихрем, кружит в своем водовороте, насыщает яркостью нежданных вторжений, не дает опомниться. И только проваливаясь в очередной короткий сон снова ловишь это неясное: спросится, с тебя еще спросится…
Время как-то незаметно и плавно перетекает в средний возраст, в котором вместе с «молодостью» в речи появляется «ранняя», а утро уже не такое радостное, и день не просто крутит в своем водовороте, а выжимает из тебя, как в центрифуге, остатки живительной влаги в виде еще мелькающих эпизодами чувств. К вечеру ты сух и однозначен, как голая береза за окном в начале зимы.
И ты уже не можешь вспомнить, а что было на грани сна и яви, и о чем были сновидения. И все реже и реже вспоминаешь бабушку с её загадочной когда-то фразой о том, что с кого-то спросится…
…Когда я опомнилась, моя жизнь серьезно перевалила за середину, и я вдруг поняла всю неотвратимость движения вперед по этой дороге. То, что в молодости воспринималось как дары, нынче приходится дорого оплачивать. Даже сон, короткий и сладкий тогда, превратился в короткий и горький сейчас. И сновидения, лопающиеся от щедрот в молодости, стали краткими и скупыми, как реплики старой глухой соседки при редких встречах.
Бабушка, если ты меня слышишь! Родная моя, любимая, обними меня своими прозрачными горячими руками, дай мне вдохнуть пропитанный табаком воздух твоего фланелевого платья, уткнуться в него носом и посопеть, тихонько подвывая. Я знаю, ты никому не расскажешь, что я нюня. Ты просто прижмешь мою голову к своему животу, и я буду знать, что это наша с тобой тайна.
А утром я проснусь и с удивлением запишу эпическое сновидение из трех частей, каждую из которых можно превратить в полноценный роман. И мне станет искренне понятна выстраданная и сказанная кому-то давным-давно обыденным, чуть треснувшим от табака голосом фраза о дарах и ответственности за их принятие.
И пойду я молиться – о том, чтобы хватило сил и места принять неясные дары и сделать их достойными могущества дарителя.
Благослови меня, бабушка.

19.10.2020
©М.Пономаренко


Рецензии