Глава 21 -первая смерть...

Это был 1971 год.Я знала,что моя любимая бабушка-Мэри,очень сильно болела.Я очень много раз,слышала слово рак...Но,тогда в моём детском мозгу,постоянно проходила мысль,почему он,этот рак,съедает мою бабушку?И я думала,а пусть она его возьмёт и сварит,как это делал мой папа с настоящими раками,и сама съест его. Да, теперь то я понимаю,какая же я тогда,была глупышка...Бабушка нас часто подзывала к себе,она нас всех,своих внуков,очень любила. В те дни, когда она была ещё здорова,мама нас иногда оставляла у неё,и моя тётя Нази приводила свою дочь Марину,и ещё наша старшая сестра ,её звали Нанули и младшая бабушкина дочь,соответственно моя тётя Леила(они с Нанули были ровесницами),а знаете как? Моя бабушка Мэри и её старшая дочь Русико родили практически одновременно.А случилось это так,старшая дочь бабушки Мэри вышла замуж и забеременела, практически в это же время,у моей бабушки начал расти живот,все думали водянка,потому,что знали, что у бабушки уже тогда начиналась её страшная болезнь и когда её привезли к врачу,врач сказала:Госпожа Мэри!Вы беременны ,но прерывать беременность нельзя,из за вашей болезни,а поэтому придётся вам рожать.Вот так и получилось,что мама и дочь родили практически одновременно.Ну да ладно,продолжу свой тяжёлый рассказ...Так вот о нас детях когда мы собирались все вместе,это была весёлая кампания. Мы,носились ,как угорелые по дому вверх,вниз,в комнате внизу,пол не до конца был застелен и мы прыгали в подвал,прячась друг от друга. А ещё,наша бабушка делала нам шербет и мы его с удовольствием пили.Шербет- это такая сладкая водичка. И вот пришло это злосчастное лето 1971 года.Болезнь бабушки,застала всех врасплох. Все понимали,что уже скоро конец. А ведь она была ещё такая молодая. Перед смертью,она всем наказала,чтобы её свекровь,не подпускали близко к гробу и говорила:-Встану!!! И не знаю,что сделаю!!! Мы в это лето,отдыхали все у маминой сестры Ламары в деревне. Там было хорошо,тихо,спокойно. Нас каждое утро поили молоком,кормили молочной кашей. Потом,сытые и довольные,мы были предоставлены сами себе. Мы ходили в огород,собирали помидоры,таскали яйца из курятника,зелень и лук с грядки, и я была у всей нашей команды стряпуха,выдумщица.Мы разводили во дворе костёр,ставили два больших камня рядом, потом ставили на эти камни огромную,чугунную сковородку и я готовила на всех нас еду. Ах! Если бы вы знали,как же это было вкусно. Я обжаривала лук и зелень,потом,добавляла туда нарезанные помидоры,всё это тушила,а потом заливала всё это взбитыми яйцами и быстренько перемешивала с уже готовыми помидорами. А потом? Потом мы рассаживались на лестнице дома и уплетали за обе щёки нашу вкусняшку. В тот вечер,тётя Ламара,приехала без настроения.Она обычно нас всех обнимала,целовала,расспрашивала,что ? И как у нас?,а тут молчком. Мы долго выспрашивали у неё,что же случилось? Но она,ничего не говорила.Единственное ,что она сказала,так это то,что нам надо собираться,завтра утром едем в город. Утром,мы действительно приехали в город,но не к себе домой,а к бабушке Мэри. Ээх! Лучше бы мы остались в деревне.Я,бегала по всему дому в поисках бабушки Мэри,но её,нигде не было. На месте,где стояли кровати бабушки и дедушки,стоял какой то огромный ящик,причём железный. Это впечатление,я запомнила на всю жизнь. Я,ходила воеруг ящика и вдруг увидела там,стеклянное окошечко,через которое,до сих пор страшно сказать,я увидела босые бабушкины ноги...Оооо! Если бы вы слышали,как я кричала и плакала ( я и сейчас реву печатая эти строчки),я нападала на всех и орала: -Зачем! Зачем вы меня обманули,что бабушка в больнице??? А она вон в ящике! Я всё выспрашивала со слезами на глазах:-Зачем вы её там спрятали? И никак не могла понять смысла слова: Умерла она... Все ходили вокруг ящика и плакали. В день похорон,все оделись в чёрные одежды,бабушку достали из железного ящика(потом я узнала,что это был ледник) и положили в гроб. Она была такая тихая,спокойна,умиротворённая,но у неё,были приоткрыты глаза. Все говорили,что она ждала до конца,что приедут её братья,которые в 1937 году бежали от Сталинского гонения в заграницу, а они так и не приехали,потому,что граница в те годы была закрыта. И вот приехала бабушкина свекровь,кто из внучек ей мог бы сказать,что бабушка просила,её не подпускать к гробу. До сих пор не знаю,зачем она так говорила моя бабушка Мэри? Но,прабабушка,была чудной,тихой и ничем не интересующейся женщиной. Она не плакала,не кричала,она просто подошла к гробу и стала так по детски хныкать. У бабушки Мэри,руки были сложены на груди... И вдруг,одна рука бабушки,сорвалась с места и как начнёт колотить ладошкой по стенке гроба, и это ведь случилось именно в тот момент,когда пришла её свекровь...Дааа.Тут началась такая паника,кто-убегал с места,кто на месте терял сознание.К дому,то и дело подъезжали машины скорой помощи. Одна я,никак не могла понять,чего они орут и бегают? Ну и что? Бабушке надоело лежать и она решила встать! Врачи со скорой,слушали бабушку,подносили к её носу пёрышко,то зеркало к лицу,но,к моему великому сожалению,реакции больше не было никакой. В тот же день,мою любимую бабушку Мэри похоронили.
   Я часто возвращаюсь к моим детским воспоминаниям и вспоминаю,как же всё таки в детстве,жить легко и беззаботно. Ведь тогда,я и этого слова "похоронили" так и не поняла. Какое же это счастье,когда звучит такое горькое слово,а ты,ещё несмышлёныш,дитя,которое не понимает,и не принимает близко к сердцу этого слова...


© Copyright: Гульнара Гуля Пагава, 2017
Свидетельство о публикации №217030300155


Рецензии