Аркадий Райкин. 4 часть. окончание

  " ЧТО НАША ЖИЗНЬ?"

   В последней работе театра можно силой воображения автора(А.Арканов), режиссеров- постановщиков ( К. Райкин, В. Поглазов, А.Морозов), композитора (Г.Гаранян), художника(А. Коженкова), молодых актеров и самих зрителей попасть в разные времена жизни многих народов. Среди действующих лиц спектакля - Леонардо да Винчи, Галилео Галилей, Чингисхан, Наполеон... Столь широкая палитра героев , эпох, философско-эстетических и нравственных концепций, которые охватывает " игра воображения в 2-х частях",- событие в практике театров миниатюр довольно редкое.
   Удачна ли эта попытка создания философско-сатирического эстрадного спектакля? Полный ответ на это даст сама жизнь. Но то, что спектакль появился, что он живет, вызывая полемику- немаловажно.
   Вновь, как в спектакле "Лица", несколько ролей исполняет К.Райкин: Актер, Джордано Бруно, Поэт, Поэт-наставник, Старик, Режиссер, Горгона Вельзевуловна...
Переходы из одной ипостаси в другую просты- накинут плащ , прямо на глазах у зрителей заменен головной убор. И Она( арт. Л. Нифонтова) совершает перевоплощения так же открыто- такова условно- метафорическая ткань спектакля. Остальные участники этого действа, вместе с основными действующими лицами, соответственно перемещаютая во времени и в пространстве, создавая некий коллективный образ.
Остальное "доигрывают" зрители, так как игра зрительского воображения тоже вовлечена в действие. То все мы играем в детский сад, где сосредоточена вся младость Человечества, то в "лишнего"- им оказывается престарелый отец семейства, у которого его дети взяли все, что можно унести. Затем они безжалостно избавляют себя от забот, сбыв старика в "чудесный, со всеми удобствами" Дом престарелых...
   Гротеск, фантасмагоричность достигают апогея в сцене с Горгоной Вельзевуловной. Именно ей, потусторонней властительнице, на руку наши промахи, косность, болтология. Но этого ей мало, подавай больше: разлагай честность, развращай целомудрие, тиражируй пошлость...
   Земные, живущие с нами  и здравствующие прототипы Горгоны четко обозначаются. Это те, кому по нраву наши беды( как тут не вспомнить о большой беде, постигшей Чернобыль), кому радостно все, что работает против жизни, кто мечтает о роли мировых правителей...
   Спектакль " Что наша жизнь?" оставляет двойственное ощущение.
И дело совсем не в том, что театр пошел путем непривычным, экспериментальным- путем усиления зрелищности, динамики действия, его усложненности. Смело используется новейшая аппаратура,актерские  миниатюрные радиомикрофоны, световая богатая иллюминация, неожиданные спецэффекты.
Необычны решения многих мизансцен, напомнившие славные страницы актерских капустников и студенческого КВН.
Дух студийности чувствуется в последнее времы здесь явственно. Вероятно, им заразился Константин Райкин еще в студии Олега Табакова, когда работал над постановкой "Маугли".
Этот молодой задор, отсутствие премьерства, желание работать не щадя себя - привлекательны.
Очевидно, недостаточно тщательно отобранный , нечеткий литературный материал пришел в противоречие с формой. Динамику действия иногда тормозит наличие "общих" словесных мест, в которых дефицитен юмор.   
   ...Особо следует отметить появление в театре Аркадия Райкина танцевально-мимических композиций, предваряющих или продолжающих миниатюры "речевые". Танцы, нужно отдать должное, отличаются необыкновенной отточенностью и слаженностью движений, неожиданностью пластических решений. В этом молодые в общем-то драматические артисты намного превзошли чисто танцевально-эстрадные коллективы, скажем, балет Театра
эстрады. Хореограф всех последних спектаклей Государственного театра миниатюр- Заслуженный артист РСФСР Константин Райкин, он же и блистательный солист своего танцевального ансамбля.
   Однако, радуясь мастерству и таланту, хочется предстеречь молодых артистов именно этого театра, что шоу-направление таит в себе опасность ухода в чистую развлекательность - фейерверк невероятых па, мелодий, бесконечных  движений, огней может увести в сторону от постижения истины, от неспешного душевного разговора со зрителем о самом главном,что всегда было присуще основателю театра Аркадию Райкину.

   Можно, разумеется, отыскать небольшие огрехи в только-только подготовленном , еще не устоявшемся спектакле, созданном в невероятно сложных и мучительных поисках нового, главного, своего.
Важнее другое: поиск тут постоянен.
В этом яркая молодежь и опытные мастера  театра А.Карпов, И.Еремеев, В.Горшенина, Т.Кушелевская, Л.Гвоздикова единодушны со своим художественным руководителем, Лауреатом Ленинской премии, Героем Социалистического труда, народным артистом СССР Аркадием Райкиным, воспитавшим, выпестовавшим неординарный коллектив личным примером подлинного творчества, соединенного  с истинной гражданственностью.
Это главная роль артиста, всей своей жизнью  доказавшего, насколько красива и благородна может быть судьба Художника, если Талант служит Отчизне.
1986 г.
( Продолжение раздела "Приложения" следует.)


Рецензии