Листая старые журналы 1067

                У Р О К И  И С Т О Р И И

                Н Е В Е Р Н О Е  Э Х О  Б Ы Л О Г О

Продолжение 2
Продолжение 1 — http://proza.ru/2020/11/07/1851

  18 февраля кайзеровские войска перешли в наступление. ЦК заседал весь день.
На первом заседании В. И. Ленин и X. Е. Зиновьев выступили с предложением немедленно возобновить переговоры. Против выступили Л. Д. Троцкий и Н. И. Бухарин Предложение Ленина и Зиновьева было отклонено 7 голосами против 6. Следует заметить, что Троцкий никогда не поддерживал «левых коммунистов» и вовсе не
с тем, что Советская власть должна погибнуть, но не подписывать капитуляцию. И днём 18 февраля он продолжал считать, что немцы «блейфуют». Вечером того же дня стало ясно, что германская армия атакует всерьёз, а то, что сдерживать её нет сил, было известно с самого начала. Троцкий (тоже полный реалист в практических делах) встал на позицию В. И. Ленина.
На вечернем заседании ЦК принято решение: немедленно обратиться к немецкому правительству с предложением немедленно заключить мир». За это решение голосовали В. Ленин, И. Смилга, И, Сталин, Я. Свердлов, Г. Сокольников, Л. Троцкий, Г. Зиновьев, против — М. Урицкий, Г. Ломов, Н. Бухарин, А. Иоффе, Н. Крестинский, воздержались — Е. Стасова. Выработка текста обратно была поручена Ленину и Троцкому.

  В дальнейшем, во время всех перипетий обсуждения и принятия мира Троцкий выступает на одних позициях с Лениным. 23 февраля на очень трудном заседании ЦК Сталин выступил против подписания мира, за начало новых мирных переговоров. Ленин сказал: «Сталин неправ, когда он говорит, что можно не подписывать. Если вы их не подпишете, то вы подпишете смертный приговор Советской власти...» ЦК подавляющим большинством голосов (7 против 4 при 4 воздержавшихся) постановил немедленно принять германские предложения и, если немцы не откликнутся, готовить революционную войну.
В. И. Ленин на протяжении всего этого очень трудного для Советской республики периода яростно и непримиримо выступал против «левых», сомневался в позиции Троцкого, хотя иногда соглашался с его предложениями, выступил против позиции Сталина. Но никогда потом Владимир Ильич не осуждал их, никогда нe считал их позиции «вредительскими», антисоветскими». Эти ярлыки позже навесил Сталин, правда, себя он из противников Ленина скромно исключил.

  По просьбе Ленина Троцкий, подавший в отставку с поста наркома по иностранным делам, отложил фактическое осуществление отставки. 3 марта 1918 года советская делегация во глава с Г. Я. Сокольниковым подписала Брестский мир. Наркомом по иностранным делам стал Г. В. Чичерин, а Л. Д. Троцкий по предложению В. И. Ланина, полностью поддержанному ЦК и ВЦИКом, назначен на важнейший и труднейший тогда пост — наркома по военным и морским делам и председателем Высшего военного совета.

  Всегда исповедывавший истину, что каждое дело должен делать специалист, Троцкий быстро понял, что ни он, ни другие партийные деятели не годятся для оперативного руководства войсками. Он организовал призыв под красные знамёна генералов и офицеров старой армии и их назначение на командные должности. Эту акцию категорически поддержал Ленин, но многие партийные функционеры затаили на Троцкого злобу.
В тяжкий для республики момент, когда тяжело раненный Владимир Ильич лежал в своей квартире в Кремле, по предложению Троцкого было реконструировано военное руководство, сформирован Реввоенсовет РСФСР и создана должность главкома всеми вооружёнными силами Республики, причём в документах по этим вопросам было чётко сказано, что члены РВС и комиссары не имеют права вмешиваться в оперативную работу командиров. Наркомом и Председателем Реввоенсовета Республики стал Л. Д. Троцкий и оставался им до фактического конца своей политической жизни.

  Юрий Геллер
  («Дружба народов», 1989 № 9)

                Продолжение следует.


Рецензии