Тайная страсть старой княгини

"Скажи Котя,а ты в правду поверил-что княгиня Вера Николаевна завещает нашему Николеньке огромную сумму денег в одним из швейцарских банков?"-спросила Елизавета Сергеевна у своего мужа Николая Петровича Штера,когда они вернулись домой после проводов старой княгини"Разумеется Лиза.Она ведь его крёстная мама!"-ответил Котя.
"Я в этом не уверена.Вера Николаевна-человек настроения.Я думаю,что когда она приедет во Францию-её мысли будут заняты лишь Идой Рубинштейн.Ида решила не возвращаться в Россию и остаться навсегда жить во Франции.Ида не так богата,чтобы обеспечить своё проживание.Одних выступлений -ей явно будет не хватать!Поэтому надежда лишь на богатства Веры Николаевны!"-сказала Елизавета Сергеевна.Для заядлого балетомана Коти Штера это не было неожиданностью.Он прекрасно знал,что Вера Николаевна не равнодушна к красивым и молоденьким балеринам.Живя  ещё в Санкт-Петербурге,Котя был  ни раз свидетелем того-как "зажигались",а затем с такой быстротой "гасли" новые балетные "звёзды".И это делалось не без участия Веры Николаевны Лобановой-Ростовской.
Ида родилась в Харькове в 1883 году в одной из богатейших еврейских семей России.Своих родителей Ида лишилась рано.Воспитанием девочки занялась её  тётушка из Санкт-Петербурга.  В  богатом доме тётки в Санкт- Петербурге ,где теперь она стала жить,все было к услугам обожаемой племянницы: лучшие учителя, всевозможные развлечения.Её обучали музыке и истории,иностранным языкам, а когда Иду заинтересовала древняя Греция, к ней был приглашен ученый-эллинист. Был нанят и учитель танцев и тут обнаружилось,что к танцам у Иды способностей нет. Но отступать было не в характере Иды, она стала часами отрабатывать позы, движения, пируэты...  В конце концов Ида заявила о своем непоколебимом желании пойти на сцену и для углубления своего театрального образования уехала в Париж. Клан Рубинштейнов был в ужасе. Одно дело – интересоваться театром, и совсем другое – стать профессиональной актрисой; в то время между понятиями «актриса» и «куртизанка» разницы не делали. Для спасения чести семьи известный парижский врач профессор Левинсон, дальний родственник Рубинштейнов, объявил Иду невменяемой и поместил в клинику для душевнобольных. Тут уж перепуганные петербургские родственники потребовали выпустить её и отправить домой.
Случайное знакомство княгини Лобановой-Ростовской с Идой произошло ещё в Париже во время одного из её посещений Всемирной Выставки.Старая княгиня посоветовала еврейской девушке немедленно выйти замуж.Лучшим – и чуть ли не единственным способом для девушки из ортодоксальной еврейской семьи освободиться от опеки родни-это замужество.Ида тут же нашла подходящую кандидатуру, против которой родственники не могли возражать: избранником Иды стал ее двоюродный брат Владимир Горовиц, сын опекавшей ее тетки. Правда, брак их продолжался недолго – сразу же после медового месяца молодожены расcтались навсегда. Развод был оформлен так же быстро, как и брак.Ида, разведенная и богатая, была свободна и могла полностью распоряжаться собой. И она вернулась к своей идее стать трагической актрисой.Она задумала на свои средства поставить трагедию Софокла «Антигона» и сыграть в ней главную роль.Вера Николаевна Лобанова-Ростовская загорелась идеей создать в Иде Рубинштейн-российскую Айседору Дункан.Благодаря княгине  Ида познакомилась с Михаилом Фокиным, который уже начал приобретать известность как приверженец новых течений в хореографии.
Сначала Фокин отнесся к просьбам Иды с большим сомнением: не имеющая никакой хореографической подготовки, никаких данных для балета великовозрастная девица требует поставить для нее сложнейший номер! Но Ида смогла заинтересовать его: как писал Фокин,

    “тонкая, высокая, красивая, она представляла интересный материал, из которого я надеялся слепить особенный сценический образ”.

Вслед за Фокиным летом 1908 года Ида уехала в Швейцарию, где в тихом пансионе началась работа над танцем. Долгие месяцы упорнейшего труда – и экзотичный танец, полный эротизма и чувственности, был готов. Премьера предполагалась в парижском мюзик-холле «Олимпия», но потом была перенесена в Россию.Первое исполнение «Танца семи покрывал» состоялось 20 декабря 1908 года на сцене Петербургской консерватории. Скандальные слухи, уже ходившие вокруг предполагаемого танца, собрали в зале невероятное количество народу. Ида танцевала, сбрасывая одно за другим все семь покрывал – и в итоге на ней остались лишь крупные, в несколько рядов, бусы… Зал замер, затем разразился невероятной овацией. Газета «Речь» писала:

    «…на бурные вызовы публики половина танца была повторена… сколько пленительной страсти… эта истома страсти выливающиеся в тягучее движение тела…».Ида Рубинштейн была первой, кто внес в балет столь явную эротику, а не просто наготу. Критика билась в восторге. Только Станиславский, обиженный на нее за отказ присоединиться к его театру, заметил после ее выступления:

    «Более голой и бездарно голой я не видел!»
Княгиня ликовала!В 1909 году известный антрепренер Сергей Дягилев готовил свой очередной «Русский сезон» в Париже, куда впервые должны были войти балетные спектакли.И Ида вошла в его труппу.Для того,чтобы парижская публика ринулась смотреть Иду,княгиня попросила самого Валентина Серова написать её портрет для афишипервые Серов увидел Иду еще в 1909 году. По его собственным словам, он нашел в ней «столько стихийного, подлинного Востока, сколько раньше не приходилось наблюдать ни у кого», и сразу же загорелся ее рисовать. Серов говорил:

    «Увидеть Иду Рубинштейн — это этап в жизни, ибо по этой женщине дается нам особая возможность судить, что такое вообще лицо человека…»

У него было одно только условие: он хотел писать Иду обнаженной, как даму эпохи Возрождения, хотя и сомневался, что она на такое пойдет. Но она без раздумий согласилась.

Работа велась в большом зале домовой церкви бывшего монастыря Ля Шапель, заменяющем Репину мастерскую. На помост из чертежных досок и табуреток было накинуто желтое покрывало, на котором возлежала ослепительная в своей наготе Ида. Сам Серов на время сеанса облачался в грубую черную рубаху – как говорили очевидцы, чтобы смирить плоть, превратившись в схимника-отшельника.

Сеансы прервались только однажды – Ида уезжала в Африку на охоту, где лично убила льва. Узнав об этом, Серов заметил:

    «У нее самой рот, как у раненой львицы… Не верю, что она стреляла из винчестера. К ней больше подходит лук Дианы!»

Афишей портрет не стал. Впервые публика увидела картину в 1911 году на выставке «Мира искусства». Отзывы были самые разнообразные: от восторга до отвращения. Иду на картине называли «гальванизированным трупом», «зеленой лягушкой» и «грязным скелетом». Только внезапная смерть Серова прекратила нападки, немедленно превратив «Портрет Иды Рубинштейн» в признанный шедевр.
"Скажи Лиза!Ида была с княгиней в близких отношениях?"-спросил Котя Штер у жены.Елизавета Сергеевна улыбнулась:"О таких вещах не принято разговаривать нам женщинам с мужчинами!"-сказала она мужу,но затем добавила:"Но мне известно -что у Иды в Париже появилась подруга художница Ромейн Брукс.И если это так -то княгиня уже не будет помогать Иде и нашего Коли будут шансы получить деньги от Веры Николаевны"


Рецензии