Начало Трудового Пути

И вот настал тот день, когда я закончила институт и с дипломом преподавателя пришла на работу в одну из городских школ. Мой самый добрый человек, Фаина Михаиловна, проработала лишний год чтобы сохранить свое место для меня и ушла на пенсию.
Работа в школе требовала полной отдачи. С молодым учителем никто не хотел считаться. Мне дали самый «хороший» 7 класс. Никому не было дела, как я там справлялась. Завучи приходили только с проверкой.

Но в школе были настоящие педагоги, мастера, и они, спасибо им за это, всегда ненавязчиво подсказывали, что и как лучше делать. Когда однажды мне пришлось заменить заболевшую коллегу в 10 классе, я вышла оттуда «зеленая».

Я – учитель! А меня 10-классники приглашали в кино! Это теперь с позиций своего возраста я понимаю, что между нами было ведь всего 5-6 лет разницы в возрасте. А тогда... я принимала все как оскорбление. И опять старшие коллеги пришли на помощь, «Гордись, нас уже никто не приглашает в кино». А я-то глупая, плакала, но втихаря, дома. А на выпусконм вечере эти мальчишки, улыбаясь спрашивали: «Вас можно пригласить в кино?» И я им с улыбкой отвечала: « А почему бы и нет? Учителя тоже любят смотреть фильмы». Они же не знали, что доводили меня до слез. Мои старшие коллеги оказались правы: больше в кино меня никогда не приглашали – уже была разница в возрасте: я уже была взрослая – мне было 25 (!), а моим ученикам - 17.
Вообще то мне везло с коллегами и учениками. Я уверена, никто из моих учеников никогда не скажет, что я была несправедлива к кому-то или что у меня были любимчики. Да, они, конечно, были, но им доставалось больше чем нелюбимчикам.
И со своим «хорошим» 7 классом я нашла общий язык. Правда, для этого потребовалось почти шесть месяцев. Я старалась понять их, их проблемы, проблемы семьи. Мне казалось, какие-то нити связывали меня с ними. Все таки, это был мой первый класс после института. Я же только пришла в школу со студенческой скамьи! И вот «хороший 7-й класс» на самом деле превращался в нормальный. Мы часто и много дискутировали, обсуждали последние события. Я, как клушка, воевала за каждого. И вот результат – они все закончили 9 классов. У нас не было ни одного неуспевающего (если сравнить с первой четвертью, то тогда их было восемь).

Мой «хороший» 7 класс висел на окнах ресторана в день моей свадьбы, хотя я от них это держала в секрете. Зачем детям знать о личной жизни учителя? Но они прознали и примчались «посмотреть на учителку-невесту». Глупые смешные ребятки! А потом все ждали, когда я рожу своего первенца. Мама одного из моих самых «трудных» принимала у меня роды. И они были первыми, кто узнал, что у меня родилась дочь. Они заявились ко мне домой через 10 дней после родов. Смеялись и все ждали, когда я покажу им свою малышку. Почти все они ушли после  9 класса: кто в техникум, кто в педучилище, а кто-то и в ПТУ.

После них мне уже дали новый класс. Это уже был совсем легкий класс: спокойный, уравновешенный (насколько так можно сказать о детях). Теперь на родительских собраниях уже присутствовали не 10-15 человек, а 20-25. Можно сказать, почти все.
В любом своем классе я начинала с контакта с родителями. Они присылали мне ответы на вопросы анкеты, где первым вопросом был такой «чем вы можете помочь классу?». И очень многие предлагали свою помощь. У меня была очень хорошая родительская тройка, т.е. самые свободные и самые надежные мои помощники.

Во всех классах собирали деньги накануне праздников. Мой класс не был исключением. Тем более, что там учились дети торговых работников и инженерного состава предприятий. Однажды на перемене я услышала как девочки требовали у одного мальчишки 1 рубль на подарок, а он не хотел сдавать. Я решила не вмешиваться, но во время урока как бы невзначай обронила, что подарки нужно делать только собственными руками и потом их дарить, потому что дескать они еще не работают и берут деньги на подарки у своих родителей.

И вот 8 Марта вся школа утопала в цветах. Все учителя носили подарки и делились, кому и что подарили. Когда я пришла в свой класс, меня тоже ждал подарок: огромная кукла, букеты цветов и набор хрустальный фужеров. Ребята очень красиво преподнесли подарки мне и сказали очень хорошие и добрые слова (видно было что родители не стояли в стороне). Я их поблагодарила всех. Потом мальчики поздравили девочек. А в конце я сказала: «Спасибо всем вам и вашим родителям за подарки. Они великолепные. Но я работаю и получаю зарплату, поэтому я возьму только цветы, а Ирочкина мама сдаст все остальное обратно в магазин и деньги вы раздадите.»

Дети стали роптать. А тот, кто не хотел сдавать 1 рубль, вдруг заговорил с места: «Во, я же говорил, она не возьмет подарка. Она же тоже работает. И ее зарплата побольше чем у Ленкиной мамы. А вы все кричали: " Мороз – жлоб. Я же не жлоб, я справедливый». Вот так мой справедливый Мороз дал мне урок. С тех пор я никогда не брала у детей подарки. Зато в моей квартире было много детских поделок, рисунков, вышивок, салфеточек, т.е. все то, что они смогли сделать своими ручонками. Это были для меня самые дорогие подарки.

И еще одна история связана с этим классом. Это было в ноябре. Девочки по секрету мне сказали, что что-то не так в семье Лены. Я-то и без них знала, что там мама одна тянет двоих детей и мужа-алкаголика. Мало того, что он все пропивал, так он еще и хорошо колотил всех протезом руки (он был инвалид). Я стала беседовать с Леной, она ничего не говорит. Мама тоже что-то скрывала. Я чувствовала, что беда ходит рядом, но ничего не могла сделать, потому что они обе старались что-то скрыть. Тогда я пошла на авантюру и прижала маму, сказав ей, что если Ленка что-то с собой натворит, это будет на ее совести, а я умываю руки.

Вот тогда-то мама и рассказала, что пьяный отец пытался изнасиловать девочку. Для меня (когда я уже сама стала мамой) это было последней каплей. Я пошла к завучу и рассказала ситуацию, но не назвала имени девочки. Он сначала отказался мне помочь, т.к. кому нужны чужие хлопоты. А когда на следующий день девчонки сказали, что Ленка хочет повеситься, я рванула к директору, он вызвал завуча и мы втроем побежали на фабрику, где работал "папаша". Там срочно собрали профком и партком и пригласили его. Председатель профкома начала издалека. Стала спрашивать про семью, детей, жилищные условия. У этого пропойцы все было хорошо (одна комната в общежитии, полуголодное существование, жена, которая уже трижды лежала в травмотологии с сотрясением мозга от его протеза).
Потом завуч спросил часто ли отец ходит в школу. Он ответил, что раз в месяц обязательно бывает (я его за 3 года не видела ни разу). Он также заметил, что у его дочки пожилая классная руковидительница (мне тогда было 27). И тогда я, нарушив все уставы (что не делает мне чести) вышла,  подошла к нему и спросила: «Скажите, а кто я?»
-Пионервожатая-, ответил он (может я и походила не нее из-за молодости),
«Нет, вы ошиблись, я-классный руководитель вашей дочери. И я никогда не позволю вам поднимать руку на мать ваших детей и тем более оскорблять дочь».
Он много чего говорил в свое оправдание, но получил по первое число.

После собрания директор предприятия подошел ко мне и сказал: «Где ты научилась так разговаривать? Где находила такие слова – слова острые, как лезвие бритвы?»
А я ничего не помнила, о чем и что говорила, я только помнила «Ленка хочет повеситься». Я ему с улыбкой на лице ответила: «Мне Бог подсказал». В то время за религию могли снять с работы в два счета. Он же только рассмеялся и сказал: «Я же тебя маленькой девочкой с длиными косами помню. И вдруг предо мной стояла озверелая молодая женщина, которая готова была убить негодяя, но защитить ребенка».
С моей легкой руки на этом предприятии организовали «Клуб Содействия Семье и Школе». Потом многие нерадивые мамаши и папаши побывали на заседании этого клуба. Я думаю у них после первого посещения уже не было охоты приходить туда снова.
У Лены в семье воцарился относительный мир. Отец по-прежнему пил, но уже больше никого не трогал. Мама тянула детей одна. Потом им дали квартиру, а он остался в общежитии. Лена закончила педучилище и стала учительницей начальных классов. Вышла замуж. Муж у нее работает в МВД. Уже растет дочь и удочерила дочку нерадивого брата. А вот брат пошел по стопам отца. Они теперь вместе пьют.

Я всегда пыталась анализировать происходящее и делать вывод: почему так получилось? Значит ли это, что я не так сделала или сказала, или дала неправильную подсказку или внушила?


Рецензии