Диалог на кромке скамейки нашей жизни

Спектакль «Скамейка»
в стиле STAND-UP
по пьесе Александра Гельмана
Режиссер-постановщик – Татьяна Воронина.
Музыкальное оформление – Татьяна Воронина.
Художник по свету – Андрей Ничипор.
Педагог по речи – Евгения Кириллова.
Педагог по вокалу – Дмитрий Андреев.
Помощник режиссера – Алла Новгородова.
НА СЦЕНЕ:
Он – Владимир Шабельников \ Григорий Сергеенко.
Она – Марина Конюшко \ Софья Андреева.
В спектакле «Скамейка» Татьяна Воронина предлагает нам разговор на тему искренности наших отношений и путей, которыми мы идём к этой главной основе нашей жизни. Эту тонкую материю человеческих отношений она раскрывает нам в своей интерпретации пьесы Александра Гельмана «Скамейка», сюжет этого произведения является история случайной встречи мужчины и женщины в парке, на скамейке. В драматургическом наследии Гельмана пьеса «Скамейка» (1983) занимает особое место, её сюжет представляет нам драматурга в исследовании табуированной для советских времен темы отношений мужчины и женщины, которую Гельман представляет свободной от идеологических клише и шаблонов. Сегодня, когда эти идеологические артефакты скрылись под слоями архивной пыли, сменились поколения, и мы живем в другой стране мы все понимаем то, что время неподвластно над миром человеческие отношений и они не претерпели никаких изменений. В этой плоскости нашей жизни во все времена мы продолжаем идти тернистыми тропами радостей и разочарований в поисках взаимопонимания и искренности. Этот неподдающийся времени аспект является главной сюжетной компонентой этой истории и причиной неподвластной времени актуальности и её популярности этой пьесы Гельмана в театральном мире двадцать первом веке.
Воронина в этом сценическом воплощении пьесы Гельмана открывает зрителю сюжетное пространство этой истории в Stand-Up оболочке, этот приём оптимален тем, что он использует диалоговою основу в качестве инструмента познания отношений мужчины и женщины. В спектакле «Скамейка» Воронина создаёт пространство этой истории визуализации в сценическом пространстве контурных очертаний некого городского парка, на просторах которого задаётся начальная точка этой истории.
 В этом пространстве аура места действия истории под названием «Скамейка» создаётся с помощью картины мерцающих огней парковой иллюминации, прорезающие вечерний полумрак, заполненный звуками большого города. Эта многомерная сценическая картина позволяет зрителю представить, что там где-то поблизости стоит обыкновенная, парковая скамейка, которая является особой точкой, через которую мы проникаем в сложный и очень противоречивый мир отношений мужчины и женщины.
Наш путь познания этой тонкой материи мира взаимоотношений людей начинается с изучения фона этого пространства, который нарисован в колоритном описании места и людей и здесь яркая образность языка помогает зрителю создать тонкую сюжетную прорисовку пространства и времени действия этой истории. Одновременно это живописное словесное полотно является символической прелюдией, подготавливающей зрителя к встрече с персонажами этой истории, которые приходят к этой скамейке откуда-то из глубин парка.
В этом познании тонкой материи мира отношений мужчины и женщины Воронина представляет персонажей этой истории и в ней это люди, чей внутренний мир и индивидуальность скрыта в пространстве кокона, свитого из паутины слов, внутри которых находится их зона эмоционального комфорта. В пространстве этой истории их встреча создаёт точки соприкосновения, в которых они начинают пробовать проникнуть за слои паутины слов. В этих моментах каждый из них пытается максимально сохранить себя в зоне анонимности под защитой слоёв лжи и уловок, но эта концепция пребывание затруднено тем, что эта встреча у каждого из них развивается внутренний конфликт. В начальной точке этой ситуации их любопытство задаёт вектор внимания к собеседнику и желание проникнуть за толстые слои его защитной оболочки. В этом проявлении любопытства они находится в противоречии с их твердым намереньем оставаться внутри собственной зоны комфорта и не впускать собеседника в пространство своего внутреннего мира.
Концепция существования индивидуальности внутри защитного кокона в сюжетном пространстве этой истории раскрывается в трагикомичной форме, в которой защитные слои, образующие кокон начинают разворачиваться в процессе их диалога. В спектакле эти слои представлены в виде историй, которые персонажи представляют собеседнику в качестве реальных. В начальных точках разворота этих истории они очень правдоподобны, но их сюжетные очертания очень иллюзорны и они подобны мыльным пузырям, которые лопаются от прикосновения. Эти пузыри возникают и заполняют пространство их диалога, их разрушение возвращают персонажей в исходную точку и создаёт эффект диалога развивающегося по спирали. В нём персонажи постоянно вынуждены возвращаться в исходную точку их диалога и начинать всё заново. В этом спиралевидном движении, каждый из персонажей прибегает к различным ухищрениям и уловкам, с помощью которых пытается проверить правдивость истории собеседника.
В процессе их лавирования в пространстве, заполненного мыльными пузырями, разрушение этих легенд приводит к постепенному истощению их сил и разрушению стен, защищающих пространства их внутренних миров. В этом диалоге вектор интереса к собеседнику своим потенциалом начинает превышать все остальные и это подводит их к особой точке их взаимоотношений. В ней различия между правдой и ложью постепенно стираются, персонажи утрачивают интерес к этим историям, а их содержание перестаёт быть предметом их критического анализа определения истинности. В этой сюжетной точке они освобождаются от словесной паутины, окутывающей их миры, они осознают, что живут желанием быть вместе, и понимание этого разрушает все условности их существования во времени и пространстве.
В спектакле «Скамейка» мы вместе с героями этой истории следуем извилистым путем к главной основе человеческих отношений, здесь эта дорога к пониманию начинается с символической точки, где в их диалоге они совершают свои первые шаги к искренности и взаимопониманию. Наше незримое присутствие в этой истории приближает нас к пониманию, того что всё происходящее в ней имеет непосредственное отношение к каждому из нас и всем мы в один день нашей жизни должны присесть на край этой скамейки и пройти свой путь искренности и взаимопониманию.


Рецензии