Детство и дедство

                Как IV энергоблок

   Понимаете, я, как и многие люди, имею обыкновение забывать всё, что не пригождается в повседневной жизни. А поскольку мне сейчас почти ничего из выученного в школах-институтах не пригождается, то и забыл, соответственно, всё. Ну, пусть не совсем всё. Есть небольшие исключения, разумеется, но и те потому, что лет до тридцати пяти приходилось помогать соседским митрофанушкам не заблудиться в трёх соснах некоторых наук. А повторение – мать учения.
   И вот теперь заяц меня каждый день практически пытает, вынуждая вспоминать то, о чём я со стопроцентной гарантией не могу сказать, что когда-либо вообще знал.
   За примером далеко ходить не надо. Не измерял, понятное дело, но где-то в километре восточнее и юго-восточнее нашего дома протекает речушка. Скоморошина. В народе её всегда звали Бахмутка. Некоторые готовы брать тебя за грудки и таким образом убеждать в том, что это Кальмиус.
   Да и ладно: к тому, о чём я хочу рассказать, её название не имеет никакого отношения. Имеет значение только то, что в наших краях она вытекает с территории металлургического завода. Ну и понятно, что с запада и северо-запада в её сторону идёт уклон. А это как раз наша дорога из школы домой.
   Самой речушки, спрятавшей свои мутные грязные воды на дне своего же русла, естественно, не видно ниоткуда, кроме мостиков через неё. А сразу за ней, на противоположной стороне, очень крутой берег и на возвышении несколько цехов, в одном из которых я проработал хвостик 1981 года, весь 1982 и по середину декабря 1983 года, когда меня призвали на срочную службу в СА. Первый из них как на ладони.
   Моего цеха (сейчас это Юзовский металлургический завод) не видно с той дороги, по которой мы ходим – он закрыт другими, что ближе к речушке. Просматривается отдельная высокая труба и нагромождение каких-то производственных строений, я уже толком и не вижу, да и не помню, что там за чем стояло.
   Зато хорошо видит заяц. И любопытствует. И заумствует.
  - Смотри, деда. Это же как IV блок Чернобыльской АЭС. Только без саркофага.
   Не знаю, что общего между ними ребёнок нашёл, но не спорю, потому что толком ничего не вижу. А дальше стало совсем интересно.
  - Деда, а что там всё-таки случилось? Эксперимент какой-то проводили?
  - Знаешь, я читал много разных теорий, но, не будучи специалистом-атомщиком, не смог с определённостью решить, которая из них соответствует действительности, а которая – обычная конспирология от «всезнаек». От ошибок руководителей или исполнителей до теракта. Включая и экспериментирование.
  - Не было там теракта. Моя теория такая. Что-то случилось с контуром охлаждения. Кто-то, наверное, не ту кнопку нажал. Или что-то упало и перекрыло. Или кто-то в скафандре зашёл и…
   Что бы там ни случилось, я чувствовал себя шахматистом-«чайником», которому только что чёрными поставили мат в два хода. Пока он разглагольствовал, меня терзала только одна мысль: как бы не забыть по приходу домой залезть в интернет и хотя бы частично восстановить свои знания по этому вопросу. А то ведь и разговор поддержать не в состоянии. Что обо мне ребёнок подумает, если я рот по неосторожности открою и ляпну какую-нибудь ерунду?
   Но забыл. Может, хоть завтра вспомню…


Рецензии