Девятый ребёнок

Работал у нас в отделе инженер. Толковый, но в общении неприятный. Стоило к нему обратиться с любым вопросом, как его лицо приобретало надменный вид. Он внимательно выслушивал, а потом изящно отказывал, нахамив напоследок. Он давно работал в отделе, и без его подсказки иногда было трудно найти документ или чертеж.

Когда нашему отделу выделили персональный компьютер, еще с монохромным монитором, я имел опыт работы на компьютере и даже программировал на Бейсике. Начальник отдела поручил мне обучить коллег основам работы в текстовом редакторе. На заводе планировали сократить машинописное бюро и печатать письма мы должны были самостоятельно. Для этого, с компьютером выдали матричный принтер. Приказ есть приказ, да и дело нужное, надоели эти «не первые копии», с плохо пропечатанными буквами и цифрами.

Когда дошла очередь обучать этого инженера, я решил отыграться на нем за все его выходки. Едва он нажал не ту клавишу, я съязвил:

- Глазам не верю! Самый умный инженер современности, а путает клавиши! Как же так?
- У меня пока мало опыта, - ответил инженер и посмотрел на меня взглядом реваншиста.

После каждой стычки коллеги меня благодарили и просили не останавливаться.

Прошло время, обучение закончилось, инженер оказался самым толковым учеником. Он не просто освоил текстовый редактор, но и попросил научить его как пользоваться прикладными программами, которые разработал я. Мне польстила его просьба, и я ее выполнил. Как мне было потом приятно слышать, когда инженер советовал коллегам освоить эти программы.

Прошло время, и в заводской малотиражке я с удивлением прочитал заметку «о передовом инженере» из нашего отдела, который не просто освоил персональный компьютер, но и самостоятельно разработал прикладные программы, которые позволили повысить производительность его труда. Во мне вскипела благородная ярость, и я пошел разбираться с этим инженером. Я знал, что он единственный в отделе, кто не ходил обедать в заводскую столовую. И застал его распаковывающим свертки из портфеля.

- Я прочитал заметку в газете. Вы у нас, оказывается,  разрабатываете программы, а можно на них посмотреть? - спросил я инженера.
- У меня нет времени заниматься программированием. Да и не умею я это делать. Я пользуюсь вашими программами. Вы сами научили меня как работать с ними, - ответил инженер.
- Тогда почему в заметке написано, что вы самостоятельно разрабатываете программы? – спросил я, едва сдерживая себя, чтобы не перейти на мат.
- Я сейчас все объясню, только не нервничайте. Вы – одаренный инженер, но Вы напроч лишены честолюбия. Вас наверняка устроит ваша должность, на которой вы готовы проработать до пенсии. Я прав?
- Да.
- Ваши программы – это технологический рывок в нашем отделе. Я практически перестал пользоваться логарифмической линейкой. Программа все считает сама. И без ошибок, в отличие от наших калькуляторов, занимающих много места на рабочем столе. За эти программы вас должны были премировать и объявить благодарность. Но начальнику нашего отдела не до этих «мелочей». Вот я и воспользовался ситуацией, чтобы обратить на себя внимание. Я, в отличие от вас, мечтаю о карьере. И после ухода на пенсию начальника нашего отдела хочу занять его кресло. Что будет и в ваших интересах.  А если меня премируют за программы, по пятьдесят процентов я отдам вам, только без огласки.
- Но ваш поступок не порядочен.
- И что? Я работаю на заводе уже двадцать лет. Я опытный и исполнительный, но двигать меня по карьерной лестнице некому. Да и опыта управления коллективом у меня нет. А где мне его взять? После армии устроился работать слесарем на наш завод, семь лет учился в институте на вечернем, а после окончания меня сразу перевели в наш отдел. И уже тринадцать лет работаю инженером. А сейчас я чувствую, что перерос свою должность. Мне бы сейчас поработать на должности заместителя начальника отдела, чтобы набраться управленческого опыта. Так ведь нет такой должности в нашем отделе! Во время нахождения в отпуске нашего начальника замещает ведущий инженер, который уже четыре года на пенсии! По-хорошему, начальник отдела должен подготовить себе смену. И я – лучшая кандидатура! Но разве можно предложить ведущему конструктору уйти на заслуженный отдых? Нет! Он ведь ветеран войны, восстанавливал наш завод и т.п. Вот я и вынужден искать альтернативу, может, в другой отдел возьмут замом.
- А кто вас научил шагать по головам? Неужели родители?
- И они, и жизнь. Я ведь девятый ребенок в семье. Всегда донашивал за старшими. И воспитывали меня они. Родители пахали на заводе, чтобы такую прорву накормить. А для старших я был обузой. Им ведь погулять охота, а тут – я. Я ведь в ПТУ пошел учиться, чтобы не быть обузой. Когда мне выдали форму, я впервые надел новое, а не ношенное. И с первых полученных денег я купил себе носки, чтобы не носить штопанные. Мама, когда умирала, попросила у меня прощение. Обделила она меня душевным теплом и вниманием. Вот и вырос я таким. Вы не обижайтесь на меня, у вас талант, я вижу, как ловко вы решили проблемы с расчетами. А я на лекциях засыпал, после рабочего дня, сил на учебу не оставалось. В выходные переписывал конспекты у девчонок, зубрил учебники, чертил чертежи. И так семь лет. Да и про компьютеры нам не рассказывали.  Вроде дипломы у нас одинаковые, а знаний у вас больше. Оно и понятно – дневное отделение. Поймите меня и простите, если сможете. Другого шанса у меня может и не быть. А с вашими программами я смогу обратить на себя внимание руководства.

Я понял и простил инженера. А на следующий день, во время десятичасового чаепития, инженер неожиданно угостил меня пирогами, которые испекла его жена. Я удивился, но угостился. А когда инженер ушел в курилку, коллеги попытались устроить мне пресс-конференцию. А что я мог ответить?
Собственно, после этих пирогов и началось наше сотрудничество. Я составлял новые программы и отдавал их инженеру. Он писал рацпредложения и делился вознаграждением со мной. В обеденный перерыв мы планировали, что надо будет сделать, когда инженер станет начальником отдела.

А однажды, в нашем отделе появились пираньи из отдела труда и заработной платы. Они наблюдали за нами, делали записи. И вскоре, наш отдел реорганизовали в бюро. Как оказалось, внедрение программного обеспечения влечет за собой перемены в штатном расписании. Для этого завод и купил компьютеры. Пираньи из ОТиЗа не зря получали зарплату. Они точно определили, кто и чем занимался в отделе. Инженер стал начальником бюро, а ему в подчинение оставили четырех коллег. А мне предложили должность оператора ЭВМ. Ведь пираньи зафиксировали, что я постоянно листал книги и что-то вводил в компьютер. Не мог я им сказать, что занимался программированием. Ведь и должности у нас такой не было. Как ни старался инженер перевести меня на инженерную должность, у него это не получилось. А  мне пришлось уволиться…


Рецензии