Средства передачи страха у Лавкрафта

МОЯ ПЕРВАЯ НАУЧНАЯ СТАТЬЯ ПРО ЛЮБИМОГО АВТОРА. Написанная в 2017 году

ВЕСТНИК ЛГУ им. В. Даля…………………………………………………
УДК821.111(73)-23Лавкрафт7.08

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ПЕРЕДАЧИ СТРАХА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Г. ЛАВКРАФТА
Епифанцев Д.Г.


LINGUISTIC METHODS OF EXPRESSING FEAR IN LOVECRAFT’S WORKS
Epiphantzev D.G.


В работе были рассмотрены лингвистические средства передачи страха в произведениях Г. Лавкрафта. Были проанализированы предыдущие немногочисленные исследования  творчества писателя. Зафиксированы основные лингвистические средства передачи страха автором: метафоры, метонимии, персонификации, эпитеты, перечисления, сравнения, гиперболы, риторические вопросы, оксюмороны и т.д.
Ключевые слова: саспенс, метод намека, метод неожиданности, выразительные средства языка, стилистические тропы.

В настоящее время американский писатель Говард Филипс Лавкрафт (1890-1937) остается одной из самых неизученных личностей ХХ века.
При жизни он не был известен и не публиковался. Он был ипохондриком и замкнутой в себе личностью. Г. Лавкрафт считал себя полным неудачником. Лишь через много лет после смерти автор получил признание как один из "отцов-основателей" литературного жанра  сверхъестественного ужаса.

Произведения Г. Лавкрафта исследовали разные ученые преимущественно во второй половине ХХ века, такие как: К. Фейг, С. Джошифта, А. Шандор Ла Вей, Е. Налитова, И. Богданов, А. Дугин, В. Бродский, Д. Ткачев. Этих исследований в настоящее время очень немного, так как Г. Лавкрафт нашел своего читателя только в средине 70-х – начале 80-х годов на Западе и в 90-х годах на постсоветском пространстве.   
Творчество Г. Лавкрафта является настолько уникальным, что его нельзя строго отнести ни к одному жанру. Литературоведы выделили его творчество в отдельный жанр – "лавкрафтовские ужасы" [1, с. 3].

Актуальность исследования обусловлена отсутствием системных исследований творчества  Г. Лавкрафта.

Цель данной работы – зафиксировать и проанализировать языковые средства передачи страха в произведениях Г. Лавкрафта.

Задачи:
- обобщить опыт  предыдущих исследований творчества Г. Лавкрафта;
- выявить в текстах  лингвистические средства,  репрезентирующие эмоцию страх;
- определить методы и приемы передачи эмоции страха автором читателю.

Объект исследования –  произведения Г. Лавкрафта.

Предмет исследования – лингвистические средства и методы передачи страха в произведениях Г. Лавкрафта.

Западные ученые отмечали, что творчество Г. Лавкрафта  имеет много общего с творчеством другого известного писателя  Эдгара По [10]. Однако, в отличие от Э. По, центральным концептом всего творчества и мировоззрения Г. Лавкрафта был концепт времени. Как отмечали К. Фейг и  С. Джошифта в статье "Г. Лавкрафт: жизнь и творчество", "… при прочтении его текстов часто возникало ощущение, что все его страдания вызваны тем, что он находится не в своем времени и что лучше всего ему было бы в восемнадцатом веке или, по крайней мере, в его собственном представлении о нем. Сдвиги во времени и ужасы, которые возникают, когда временные эпохи перепутываются и теряют свой установленный порядок, играют важную роль во многих его произведениях" [10].

Например, в романе "Случай Чарльза Декстера Варда" и "За гранью времен" писатель дает нам понять, что прошлое и само по себе (в данном случае представленное как наследие предков) может вмешиваться в настоящее и создавать обстоятельства, которые могут влиять на всю цивилизацию, на все естественные законы, возможно даже на судьбу Cолнечной системы и вселенной.

В своей статье "Метафизика Лавкрафта. Церемония 9 Преломлений, Зов к Ктулху" А. Шандор Ла Вей характеризовал существ, которых  придумал  Г. Лавкрафт,  такими словами: "Лавкрафт, как и Сатана Мильтона, выбирает правление в Аду, нежели прислуживание в Раю. Его существа не являются законченными стереотипами добра и зла, а постоянно колеблются между благоволением и жестокостью. Они уважают знание, в погоне за которым главный герой каждой истории преступает все мыслимые и немыслимые барьеры" [11].

Одной из основных сквозных тем во всех произведениях Г. Лавкрафта является описания выдуманной им книги "Некрономикон", которую якобы написал безумный араб Абдул Альхазред. В некоторых произведениях автора мы можем встретить подробное описание книги, в некоторых про нее говорится вскользь.

Среди российских ученых, которые исследовали творчество Г. Лавкрафта, можем выделить Е. Налитову, И. Богданова, А. Зверева, А. Дугина,  В. Бродского и др.
Е. Налитова отмечала, что "…произведения Г.Ф. Лавкрафта и ему подобных авторов отличает не только оригинальность, сложность и своеобразие стиля, но и то влияние, которое они оказали на других писателей и читателей, своих современников и потомков. И действительно, автор, будучи абсолютно неизвестным при жизни, после смерти стал очень популярным среди любителей темной фантастики, мистики и ужасов" [8].

И. Богданов в своей статье "Г. Лавкрафт: явление первое" отмечал, что Г. Лавкрафт был самым настоящим одиночкой, убежденным в своей физической непривлекательности [1, с. 2  –  7]. А. Зверев в статье "Храм Гераты" писал, что "в литературе ХХ столетия Г. Лавкрафт как раз и явился художником, обладающим особенно развитой способностью напоминать о не снившемся мудрецам и доказывать, что не снившееся – реально" [6, с. 11].

Вселенную Г. Лавкрафта в общих чертах описал А. Дугин в своей статье "Темные ангелы ада". Ученый настаивал, что главная и высшая (или, точнее, низшая) инстанция космоса – это Хаос, вечный враг светового Творения, Порядка. Его первым проявлением является существо, принадлежащее к категории "изначальных", Йог-Сотот. Йог-Сотот знает дверь, Йог-Сотот и есть дверь, Йог-Сотот – ключ и стражник двери. Прошлое, будущее, настоящее находятся в Йог-Сототе. При этом ученик А. Кроули Кеннет Грант считает Йог-Сотота "высшим проявлением хаоса, а его имя – самым страшным богохульством для эона Озириса" [5].

Научные исследователи пытались понять феномен популярности Г. Лавкрафта после смерти автора.  Как отметил В. Бродский в своей статье "Страшный Мир Лавкрафта", "Г. Лавкрафт – не только сам по себе странный писатель, у него еще и чрезвычайно странная литературная судьба. Создать ему популярность помогли великие – Борхес, Жан Кокто, – через много лет после смерти писателя выступив в качестве его своеобразных литературных агентов. Мертвый Лавкрафт предоставил им неиссякаемый источник оригинальных сюжетов, небывалую искренность и абсолютную бескомпромиссность" [4].

В своем раннем творчестве Г. Лавкрафт, используя современные языковые средства, пробуждает у читателя  подсознательный страх перед смертью. Г. Лавкрафт настолько мастерски излагает материал, что создается ощущение, что это документальная отчетность, а не литературное произведение. Эта псевдо- документалистика была также позаимствована у Э. По.

Творчество Г. Лавкрафта с творчеством Д. Толкиена сравнивал  Д. Ткачев в статье "Некрономикон". Он называл Г. Лавкрафта  вторым и равноправным прародителем жанра фэнтези. Исследователь утверждал, что в писаниях Г. Лавкрафта царят ужас из внешних пространств, абсолютное зло и еще нечто недоброе и до того чужое, что и словами не назвать, и далее автор настаивал, что рассказы несут смесь жанров фэнтези и ужасов [9].

Для описания сверхъестественного ужаса в рассказе  "Дагон" автор широко использует эпитеты, метафоры, метонимии, а именно: бездонные водные глубины, бездонный карьер, в состоянии величайшего неистовства. Эти тропы использованы автором для передачи глубины океана, которая пугает человека.

Для нагнетания страха автор использует метод намека, тем самым предоставляет возможность читателю самостоятельно сформировать образы существ, которые живут на глубине океана, например: я не отваживаюсь останавливаться подробно на их лицах и формах, ибо одно лишь воспоминание об этом может довести меня до обморока; громадный …  всем  своим  видом  вызывающий чувство  отвращения,  он  устремился, подобно являющемуся в кошмарных  снах чудовищу, к монолиту.

Г. Лавкрафт передает ужас, прямо его не описывая. Это метод, противоположный методу Э. По.

Стоит отметить, что большинство рассказов и повестей Г. Лавкрафта имеют несчастливый и часто неожиданный конец. Таким образом, автор использует эффект неожиданности. В отличие от Э. По, лавкрафтовский эффект неожиданности имеет гораздо больший масштаб. Э. По в своих произведениях в большинстве случаев применяет его эпизодически, в рамках конкретно взятой сцены из произведения, а у
Г. Лавкрафта эффект неожиданности растянут по всему произведению, плавно превращаясь в эффект  "саспенс" – состояние тревожного ожидания, беспокойства [7].

До сих пор для многих ученых является загадкой то, как мастерски      Г. Лавкрафт совмещал создание своего мира с современными тропами английского языка.
Детально изучив повесть "Хребты Безумия", мы пришли к выводу, что  Г. Лавкрафт использует метонимию для названия ужасных существ, с которыми приходилось сталкиваться главным героям, а именно: Старцы, Шогготы, полчища мерзких тварей.
Первопричиной появления страха является физическое или ментальное восприятие определенного положения вещей, которое категоризируется сознанием как опасная ситуация [3, с. 186]. С помощью метафор, включающих в себя концепт "смерть", автор передает страх человека перед смертью, например: дьявольский край вечной смерти,  захороненный в незапамятные времена континент.

Еще один метод выражения страха в творчестве Г. Лавкрафта заключается в том, чтобы показать, что законы мироздания, те самые аксиомы, универсальные понятия, на которые опирается человек, не так уж незыблемы. В произведении "Хребты Безумия" фиксируем метафоры, которые подталкивают читателя к этому осознанию, например: опрокидывая все наши представления о космической гармонии, громадный мертвый мегаполис был, видимо, последней столицей звездоголовых.

Гнетущую атмосферу, которую стремится создать автор, в произведении подчеркивают различного рода эпитеты и оксюмороны, например: позаимствовали не без брезгливости, дьявольский противоестественный союз. Удачно писатель использует гиперболу, а именно: неземные вершины.

Автор делает акцент на иррациональных страхах, в данном случае клаустрофобии, выражая ее с помощью перечисления,  например: сводчатый, безжизненный,  длинный коридор без росписей. Г. Лавкрафт  использует извечный  страх  человека перед неизвестным, пытаясь выразить его с помощью метафорических сравнений, а именно: зрелище подавляло и ужасало своими гигантскими размерами.

В другом не  менее известном произведении "Морок над Инсмутом"              Г. Лавкрафт использует фразы, помогающие создать эффект "саспенс", а именно: чем  дольше я смотрел, тем больше они поражали меня. В произведении автор делает акцент на страхе перед неведомым, например: я ощущал, что сзади лежало что-то отвратительное. Среди лексических особенностей выделим такие, как: перечисление несмотря на усталость, голод и пережитой ужас, я обнаружил, что вполне способен передвигаться, метонимия глубоководные, метафора массу  вздымающейся нечеловеческой плоти гипербола не могло идти ни в какое сравнение с той бесовской, проклятой Богом реальностью.

Рассказ Г. Лавкрафта "Окрыленная смерть" имеет много общего с  фильмом режиссера А. Хичкока "Птицы". Возможно, великий режиссер заимствовал у Г. Лавкрафта  идею. Здесь у Г. Лавкрафта изображена борьба людей и смертоносных мух. В первой части рассказа Г. Лавкрафт показывает полное превосходство человека над мухами. Главный герой проводит с ними опыты, часто очень жестокие как и для мух, так и для людей, которые его окружают. Например, он позволяет мухе укусить одного из его слуг, чтобы проследить развитие болезни. Но затем ситуация меняется, и в конце рассказа он сам спасается от мух. Рассказ построен в виде дневника главного героя, что создает впечатление документальности, правды и придает ему еще больший страх в глазах читателей.

В этом рассказе среди разнообразных лингвистических средств передачи страха фиксируем: оксюморон "победа! Дайсон извещает, что Мур находится в угрожающем состоянии", риторический вопрос "не схожу ли я с ума?", эпитеты  "дьявольский интеллект", "летучий дьявол", метонимию   "окрыленная смерть", что является названием рассказа.

Интересным, с нашей точки зрения, является рассказ Г. Лавкрафта "За гранью времен", который написан незадолго до  смерти автора. В нем концепт "страх" предстает в совершенно необычном ключе.

Автор обращается к эмоциональной сфере читателя. Страх, будучи маркером эмоциональной сферы человека, отражает информацию об эмоционально-личностных качествах, психофизических состояниях индивида, физиологических реакциях организма, а также осуществляет активную интерпретацию окружающей реальности в ментальном мире человека [3, с. 192].

При наличии разных интерпретаций окружающего мира, происходит нарушение психофизических состояний, что приводит к проблеме самоидентификации героя. Он испытывает ужас, так как не в состоянии ответить на вопросы, например: "я" – это "я"? "кто управлял моим телом с 1908 по 1913 годы?", "что я делал в течении пяти лет?" Причинами нарушений реакций организма главного героя на действительность являются умело описаны Г. Лавкрафтом различные цивилизации и отдельные люди, которые в различные времена прошлого и будущего населяли или будут населять нашу планету, например: некая древнейшая раса отчасти напоминавших полипы, Великая Раса, Насекомообразная раса, я общался с сознанием Юанг-Ли, философа, который будет жить около 5000 года н. э. в жестокой империи Цан-Чан; с одним из полководцев большеголовых темнокожих людей, владевших югом Африки за пятьдесят тысячелетий до Христа… с австралийским физиком Нэвелом Кингстон-Брауном, который умрет в 2518 году; с великим магом страны Ыхе, бесследно исчезнувшей в Тихом океане; с Теодотидом, греко-бактрийским чиновником из 3-го века до н. э.; с пожилым французом Пьером-Луи Монтенью, современником Людовика XIII; с Кром-Йа, киммерийским вождем, жившим за пятнадцать тысяч лет до н.э. — и еще со многими другими, кого я не берусь уже перечислять…

Среди языковых средств передачи страха в рассказе "За гранью времен" Г. Лавкрафт чаще всего использует метафоры, например: фигурными кувшинами из фиолетового металла, эпитеты ущербный месяц, зловещий мертвенно-белый свет, смертоносные глубины, сравнения кровь их напоминала по виду густой темно-зеленый гной и гиперболы циклопическим каменным коридорам, Великая Раса завладела исполинскими городами, в реальной действительности.

Г. Лавкрафт является одним из основателей смеси фентези и ужасов, Поэтому основной задачей писателя была игра на эмоциях страха у читателя, вызывая которые, он опирался на первобытные его виды, а именно:
1) страх перед смертью;
2) страх перед неизвестностью;
3) страх перед потерей самоидентификации;
4) страх перед неустойчивостью законов мироздания; 5) страх перед клаустрофобией и т.д.

Таким  образом, автор использует такие методы как: саспенс, метод намека, метод неожиданности. Для реализации задуманного Г. Лавкрафт обращается к стилистическому описанию образов, внушающих читателям страх, таких как: инопланетяне, различные цивилизации, которые в разное время населяли нашу планету.

Писатель использует специальные выразительные  средства языка для усиления влияния на чувства людей, стилистические тропы – метафоры, метонимии, персонификацию, эпитеты, перечисление, сравнения, гиперболы, риторические вопросы, оксюмороны и т.д.

Все методы, приемы, стилистические средства, которые использует      Г. Лавкрафт в произведениях не только индивидуализируют речь автора, а и воздействуют на эмоциональную сферу читателя, усиливают нужное впечатление, придают ощущение страха, безысходности, обреченности.


Литература
1. Богданов И. Говард Ф. Лавкрафт –  явление первое: Локон Медузы / авторский сборник произведений Говарда Ф. Лавкрафта. // составитель:                И. Богданов –  Тлт., ПМКФ “Лада-Маком” ; Екб, “Ладь”, 1993. –  С. 2  –  7.
2. Богданов И. В качестве предисловия. Вступительная статья к книге                Г.Лавкрафта "Затаившийся страх" / Говард Филипс Лавкрафт. Полное собрание сочинений. Затаившиеся страх // составитель: И. Богданов –  М.: Форум, 1992. –  С. 3 – 7.
3. Борисов А.А. Эмоциональный концепт СТРАХ в лексике английского языка / Борисов А.А., Левицкий А.Э., Потапенко С.И., Воробьева О.П. и др. // Лингвоконцептология: перспективные направления // под ред. А.Э. Левицкого,  С.И. Потапенко, И. В. Недайновой  –  Л.: ГУ ЛНУ имени Тараса Шевченко, 2013. –  С. 186 – 192
4. Бродский В. Страшный Мир Лавкрафта, 2000 / В.Бродский [Электронный ресурс].— Режим доступа http : // lovecraft.ru/author/articles/scaryworld.html
5. Дугин А. Консервативная революция. Слепые флейтисты Азазоза // А. Дугин Темные иерархи Ада (Отрывок) /Арктогея, М.: 1994 //  [Электронный ресурс]. — Режим доступа  http: // lovecraft.ru/mythos/articles/dugin.html
6. Зверев А. Храм Гераты (в качестве предисловия) // Говард Ф. Лавкрафт Хребты безумия // автор предисловия А. Зверев  – СПб, Издательская группа "Азбука-классика", 2010 – С. 5 – 7.
7. Киреев В. Что такое саспенс? 2008 / В. Киреев [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http: // forum.screenwriter.ru/showthread.php?t=1256
8. Налитова Е. Проблема мифа и антимифа в творчестве Говарда Филипса Лавкрафта, 2013 // Е. Налитова  [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: // www.bogoslov.ru/text/3340846.html
9. Ткачев Д. Некрономикон // МКБульвар.: М. №13,  2000. [Электронный ресурс]. – Режим доступа http: // lovecraft.ru/author/articles/mkbulvar.html
10. Фейг-младший К., Джошифта С.  Г.Ф. Лавкрафт: жизнь и творчество //Г.Ф.Лавкрафт Лампа Ал-Хазреда. – М. – 1993 //К. Фейг-младший, С. Джошифта  [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: // philology.ru/literature3/feig-joshi-93.htm
11. ШандорЛаВей А.  Метафизика Лавкрафта. Церемония  Преломлений, Зов к Ктулху / Сатанинские ритуалы, 1972. // А. ШандорЛаВей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: // lovecraft.ru/mythos/articles/lavei.html



Epiphantzev D.G. Linguistic methods of expressing fear in Lovecraft’s works.
In the paper linguistic methods of expressing  the concept of fear were described. The previous few researches of writer’s creative work were analyzed. The most prevalent linguistic methods of author’s expressing the concept of fear were fixated: metaphors, metonymies, personifications, epithets, enumerations, comparisons, hyperboles, rhetorical questions, oxymorons etc.

Key words: suspense, suggestion method, method of unexpectedness, expressive methods of language, stylistic trops.

Епифанцев Дмитрий Геннадьевич  преп.-стажер кафедры иностранных языков Луганского национального университета имени Владимира Даля                E-mail: 777ariafandima@mail.  ru

Dmitrij Gennadievich Epiphantzev trainee lecturer of the foreign languages department Volodymir Dahl Lugansk State University.                E-mail: 777ariafandima@mail.  Ru


Рецензии