От казаков днепровских до запорожских ч. 33

Пополнив здесь запасы провианта, пресной воды и поделившись с православными частью добычи, казаки и вместе с ними выходцы из других земель отправились дальше - курсом на Италию. В итоге Самойло Кошка прибыл на Украину, где его в 1599 г. выбирают гетманом, причём он представляет интересы не только сечевиков, но и всех казаков краины. После восстаний Косинского и Наливайко, Самойло Кошка мирным путём достигает признания Польшей для казаков общественного положения, и в 1600 г. при содействии короля Сигизмунда Вазы отправляется в поход на Крым вместе с поляками. В том же году 4 тысячи запорожцев во главе с Самойлом Кошкой ходили в Молдавию и под Плоештами нанесли серьёзное поражение туркам. В 1601-1602 гг. Кошка с 2 тыс. казаков в составе польских войск участвует в Ливонской войне со Швецией. Погиб в 1602 г. в бою под Фелинном от вражеской пули, как настоящий воин. Казаки сумели перевезти тело своего любимого вожака в его родной Канев и похоронить с почестями.

ГЕТМАНЫ РУЖИНСКИЙ И СВИРГОВСКИЙ

Оставшись без своего вождя, казаки на обратном пути занялись грабежами и насилием, опустошая территорию, по которой проходили. Об их бесчинствах у населения сохранились самые жуткие воспоминания. После гибели Вишневецкого пророссийская часть днепровских казаков выбрала гетманом Богдана Михайловича Ружинского, тоже князя и богатого магната. Ориентация на тех или иных знатных панов была в XVI в. характерной для украинских казаков и являлась вполне рациональной. Подобный покровитель мог предоставить свои замки в качестве баз, помогал обеспечивать оружием, селил у себя казачьи семьи. Гетман Ружинский симпатизировал царю и имел с «басурманами» личные счёты - в татарском плену сгинули его близкие. У Ружинского, достаточно образованного, умного, сведущего в военных делах человека, не было честолюбивых планов, и он всячески поддерживал в казаках стремление к независимости. Богдан Ружинский дал Украинскому казачьему войску новое устройство. Он разделил его на 20 полков, по 2 тыс. чел. в каждом.

Полки получили названия украинских городов и в свою очередь делились на сотни, которым присваивались названия местечек, где проходило их формирование. Казаки сами из своей среды выбирали полковников, сотников и всю казацкую старшину - есаулов, судей, писаря, скарбничего (тыловое обеспечение). Записанные в списки казаки назывались реестровыми, в отличие от прочих других. Половина их была конная, половина пешая; первая берегла границу, а вторая стояла гарнизонами по городам. Одежду и оружие реестровые казаки имели свои, но во время походов польское правительство платило им жалованье: простому казаку - один дукат в год и на два года кожух. Сотники получали вдвое больше, войсковая старшина и полковники - вчетверо. В походах, казаки атаковали лавой - в одну шеренгу, охватывая врага с флангов и стремясь зайти в тыл. Если казачий отряд сам попадал в окружение, то коней укладывал попарно, в две шеренги в форме равностороннего треугольника - батовался, как и донцы. Окружённые с обозом, казаки ставили телеги в круг и отстреливались из-за них. Многие поляки, не развратившиеся в безделье и не утратившие своей чести, записывали себя и детей в казацкие полки. Добрая слава о казаках распространялась по всему миру, их на службу стремились пригласить французские короли, германские курфюрсты, и особенно соседние православные государства. После разгрома почти стотысячной турецкой армии на Дону, гетман Ружинский ещё не раз водил запорожцев на татар.

Однажды вышел в Чёрное море и достиг с казаками его южного берега. Высадившись в Трапезунде (Трабзон), запорожцы захватили город с большой добычей, затем взяли Синоп и разрушив его до основания, подошли к Константинополю. Ружинский, как и его предшественник Вишневецкий, считался грозой турок и татар, одно его имя повергало их в панику. Зимой 1575-76 гг. И. Грозный приказал гетману идти «на крымские улусы и Козлов (Евпаторию), прислал жалованье и служилых казаков. В море снова вышли эскадры, а 3 тыс. казаков во главе с Ружинским осадили в устье Днепра турецкую крепость Ислам-Кермен. Её взяли, но при штурме, от взрыва башни, стоя «на плохом месте» Б. Ружинский погиб. Гетман Иван Свирговский не вернулся в родные края из похода в Молдавию и его заменил Фёдор Богдан, которого среди казаков называли Богданком. По просьбе польского короля Батория - Богданка с отрядом казаков отправился степью в набег на татарский Крым. В это же время порядка 5 тыс. запорожцев вышли по Днепру на своих лодках в море и заперли гавань Кафу, дожидаясь подхода Богданка. Его отряду удалось на Перекопе и в Кафе изрядно погромить татар. Соединившись с запорожцами, объединённые казачьи силы двинулись на Бахчисарай. Однако прибыли ханские послы с богатыми дарами и стали умолять о заключении мира. Богданок потребовал отпустить из татарской неволи всех христиан. Это было обещано, и казаки вернулись назад со славой, но ненадолго. Вскоре началась война с Турцией и снова украинскому гетману пришли на помощь запорожцы.

Ему были выданы один боярин и 17 других. Он приказал обрезать им ноги и уши, повесить перед церковью Св. Николая и над ними написать на храме: «Так наказываются предатели и вероломци, проливающие невинную христианскую кровь». Когда новость об этом дошла до турецкого Царьграда (Константинополя), султан Амурат и крымский хан потребовали казни Шаха и отмены казачества. Султан также через своих посланцев требовал возмещения от польского короля и одновременно приказал арестовать всех польских и русских купцов, которые торговали в Крыму, Молдавии и Валахии. Король Батория удовлетворил требования Турции. Он отстранил своим универсалом Шаха от гетманства и велел Генеральной старшине его судить. Малороссийским военным трибуналом гетман был осужден на пожизненное заключение в Каневский монастырь, где по своей воле посвящён в монахи и в 1583 г. спокойно отошёл в мир иной. Стефан Батория не оставлял попыток всячески ослабить казаков-низовцев, обещая им высокое жалованье и, подкупая атаманов бочками вина и другими дарами. Королевские лазутчики имели успех - очередным низовым гетманом в 1581 г. был избран ставленник Батория - знатный пан из Галиции, бесшабашный авантюрист Зборовский. По-прежнему, опираясь на выходцев из средней шляхты, Стефану Баторию удалось в значительной мере развязать себе руки, чему способствовали и его успехи в войне с Иваном Грозным, захватившим Лифляндию. Речь Посполитая, повоевав с Россией и получив перемирие, использовала его в полной мере.

Польская армия была реформирована и стала более крепкой, а король заключил со Швецией и Крымом тройственный союз. Обладая хорошим полководческим талантом, Баторий в 1577 г. отвоевал у русских Динабург и Венден. В 1578 г. он снова принял на службу отряд казаков числом в 530 чел. Начальником над ними был назначен черкасский и каневский староста ротмистр Михаил Вишневецкий, а его заместителем - шляхтич Иван Оришевский, который иногда называл себя гетманом. Ещё в состав руководства входил писарь, который вёл реестр казаков и кассу, а также выполнял обязанности интенданта. Этот отряд или полк делился на десятки, во главе которых стояли атаманы. У полка было большое шёлковое знамя с польским орлом. Скорее всего, полк был создан по типу венгерского пехотного полка и даже писарем в нём был мадьяр Янча Бергер. У казаков, входивших в состав полка, были свои определённые «вольности»: неподсудность обычным судам, освобождение от всех налогов и сборов, а также наследование имущества умершего тому, кому он его подарит (завещает). Полк был расквартирован в г. Терехтемирове, где находились госпиталь и арсенал, а также ставка казацкого старшого. Существовавшее в исторической литературе мнение, что Стефан Баторий являлся первым организатором реестрового казачьего войска, не вполне соответствует действительности. Начинания короля не имели большого успеха, как и у его предшественников. Полк Оришевского участвовал с Баторием в московском походе, затем перекочевал на Низ и устраивал нападения на татар.

Однако, в скором времени из-за финансовых трудностей с оплатой их службы, казаки полка разбрелись кто куда и сам полк прекратил существование. В 1579 г. враги с новой силой обрушились на Русь с нескольких сторон. Здесь отметим, что Баторий был первым, кто использовал идеологическое оружие. Он объявил, будто воюет не против русских, а «за» них, ради «освобождения» их от «тирании» царя. И хотя его агитация успеха не имела, тем не менее Полоцк, несмотря на жёсткое сопротивление был взят. Направленная на помощь Иваном Грозным рать Бориса Шеина, в которую входил и отряд донских казаков Михаила Черкашенина, запоздала и была также разбита. Впервые донские и низовые казаки оказались в бою по разные стороны. В 1580 г. шведы взяли Карелу, поляки - Великие Луки, а казаки низовцы сожгли Стародуб. Вскоре запорожцы поняли, что их гетман Зборовский является агентом короля, и скинули его. Батория был доволен и считал, что цель достигнута - низовые казаки рассорены с Москвой. Военные действия продолжались, и вражеская армия в 1581 г. обложила Псков. Воевода Иван Петрович Шуйский с усиленным гарнизоном и горожанами пять месяцев (147 дней) выдерживали варварские обстрелы, штурмы и минные подкопы. Одним из героев обороны стал донской атаман Михаил Черкашенин. С целью облегчения положения Пскова, царь в июне 1581 г. организовал глубокий рейд на неприятельскую территорию. Его возглавил Дмитрий Хворостин с корпусом конницы, служилых татар и казаков.

Продолжение следует в части  34                http://proza.ru/2019/09/10/1012


Рецензии