Zoo. Глава 4

Глава 4

Много раз я пыталась представить свой уход из зоопарка. Брат, с которым я делилась деталями своего нового опыта, смеялся и говорил:

- Зная твой характер, ты могла бы выпустить животных на волю. Уйти эффектно, распустив зверей, бросить открытые клетки.

Высказанные вслух мысли меня смешили и тревожили одновременно. Я понимала, что просто так расстаться с этим рабочим местом не получится. Постепенно я привязывалась к своим животным, каждое утро бежала к ним навстречу, брала из шкафчика увесистую связку ключей и начинала заново то, что делала вчера.

Я никак не могла запомнить ключи от некоторых клеток, материлась, перебирая их, воевала с раздолбанными замками, и даже с мужиками умудрилась слегка повоевать, пока не добилась того, что должны были сделать еще до меня.

Выдры. Моя любовь и моя боль.

Как только я их увидела, стало понятно, что милее этих морд здесь для меня никого нет. Ну еще Ганс, лебедь, которого я так называла про себя и, наверное, пеликаны.

Выдры жили в относительно большом вольере с бассейном. Искусственный водоем для купания был в полу, где-то с полметра глубиной. Воду нужно было менять по вторникам и пятницам. В бассейне имелся слив, сделанный, как и многое в нашем отечестве, по-дурацки. Запечатывала слив намертво присасывающаяся к пластиковой трубе такая же крышка. Отковырнуть ее просто пальцами было невозможно. Во всяком случае, у меня не получалось.

Когда Женя с ее беременным животом показала мне, как она меняет воду у выдр, мне заплохело. Нужно было встать на колени, оголить руку чуть ли не выше локтя, сунуть руку в холодную грязную воду и попытаться снять крышку со слива. Какие крепкие ногти или пальцы нужно для этого иметь, никто нас, баб, не предупреждал. Иногда Жене помогал Леша, парень из мужицкой бригады. Он, не раздумывая, лез рукой в воду, ковырялся какое-то время, извлекал упрямую крышку, после чего большая часть воды сливалась, а вот остаток на дне приходилось добивать вручную.
И все потому, что сливная труба торчала над днищем бассейна, а не была ниже пола. Леша брал жесткую метлу и в резиновых сапогах спускался в бассейн. Размахивая метелкой, он загонял остатки воды в слив, чтобы на пол после него могла встать Женя. А она в свою очередь черпала воду пластмассовым совочком и выливала в трубу.

В общем, менять воду у выдр было геморройно. Приходилось убивать кучу времени на какие-то глупые манипуляции, особенно по вторникам. В пятницу в зоопарк заезжала говновозка и откачивала воду из бассейна, насколько это было возможно. Но оставшуюся на дне воду по щиколотку приходилось все же побеждать с помощью совка.

Вторник и пятницу я ждала с ужасом, зная, что мне предстоит. Однажды Леша заболел, а Женя уже была в декрете, мне на помощь прислали Юрку. Как позже выяснилось, он работал сварщиком и мутил с нашей молоденькой Маринкой.

Юрка довольно быстро справился с крышкой слива, и пока я убиралась в другой клетке, а вода стремительно убывала, я не уследила, как он закрыл за собой слив и ушел по своим делам.

Когда я увидела не сбежавшую воду и пластмассовую крышку поверх отверстия, я прям вскипела. Найти человека на площади в пять гектаров, не имея на руках номер его телефона, тот еще квест. Мужики, убиравшиеся у медведей, сказали, что видели его у вольера с птицами, туда я и рванула.

- Ты зачем слив закрыл? Ты же знаешь, что крышка с трудом вынимается. Я как теперь воду буду убирать? – начала я, как только увидела Юрку в сварочной маске. – Мне надо, чтобы ты ее снял.
- Я не могу, я сейчас занят, - как ни в чем не бывало ответил он.
- А мне что теперь делать? Мне же надо как-то воду поменять!
- Ты что тут орешь? – обратился ко мне Алик, Юркин начальник. – Это вообще не его обязанность вам помогать. Это не наша проблема. Если вы бабы со своими обязанностями не справляетесь, то вас вообще разогнать надо.

Как я еще сдержалась тогда, не помню. Но мне пришлось выслушать от Алика не мало говна, которое он пролил в мой адрес. При этом, Алик, старейший работник в зоопарке, пошел сам разбираться с крышкой слива.

- Ну, и как я тут буду ее открывать, везде вода, - бурчал он.
- Я же вам говорила, что со сливом надо что-то делать, что физически эту крышку всегда тяжело снимать, - пыталась я что-то объяснить.
- Здесь раньше было кольцо, но его, видимо, сломали, - пыхтел Алик.
Вскоре в вольер подошел Генка, еще один рабочий.
- Что, Алик, помочь?
- Да, надо нож какой что ли.

Генка вытащил из куртки нож и передал Алику. Тот поддел острием крышку и вынул ее.

Оба убедились, что я ни капли не соврала про слив, ушли и пообещали что-то придумать с крышкой. Собственно, вся проблема разрешилась за несколько дней до моего ухода.

Рукастый мастер Алик, который попеределал на своем веку в зоопарке кучу всяких вещей, а потому ходил по территории с видом ленивого льва, прикрутил к крышке кольцо с резиновой прокладкой и соорудил длинный металлический крюк. Это приспособление мне удалось использовать всего лишь дважды. Я опускала крюк в воду, насаживала на него кольцо и, делая рывок, срывала крышку со слива. Умно и хитро, я бы сказала.

Многие из работающих в зоопарке мужчин трудились здесь уже много лет, а потому ленились и за копейки, которые они получали, не стремились делать лишних телодвижений. Их нужно было упрашивать, уговаривать, как, например, Алика, который любил, когда его хвалили за проделанную работу. Оно и понятно, что доброе слово и кошке приятно, но некоторые действия в поступках мужиков мне были не совсем ясны.

Так случилось, что еще один интересный разговор с коллегой у меня произошел с приходом холодов и тоже касался воды.

Водопроводная система в зоопарке прекрасна лишь летом, на зиму ее отключают. Животным, зимующим в открытых вольерах, вместо воды дают снег, а дерьмо, пристывшее к полу, долбят ломиком. Выдрам в бассейн вместо воды насыпают снег. «А если его нет?», как-то спросила я. «Ну, как это нет? Еще ни разу такого не было», ответили мне. Все это казалось какой-то потусторонней реальностью, с которой мой мозг отказывался мириться.

С первыми заморозками с труб начали снимать краны, чтобы система не перемерзла. Мне приходилось таскать воду из террариума в лейке и разливать по своим клеткам в миски. Раньше я наливала ее тут же на улице из шланга.

Шлангами пользовалась так называемая «элита» зоопарка, мужики, которые ухаживали за крупными хищниками – тиграми, львами, пантерами, волками, медведями.

Медвежьи клетки располагались близко к моему «лисьему ряду», поэтому иногда получалось наблюдать за работой «элиты». Хищникам привозили целые тачки с едой, а медвежье дерьмо сгребали лопатами. Зверей перегоняли в соседнюю пустую клетку, в это время в загаженной успевали навести порядок, смыть накопленную за сутки грязь водой.

Так получилось, что пока бригада открывала краны, чтобы сделать свою работу, мне нужно было успевать попасть в это «окно» с подачей воды, потому что однажды она просто пропала без предупреждения. А Толя, главный в медвежьей бригаде, развел руками и сказал:

- А мы свое уже сделали, нам вода больше не нужна. Я и снял краны.
- Ну, вы, конечно, молодцы, - ответила я. – А почему вы сейчас их снимаете, еще время только десять утра доходит. Почему нельзя их снять вечером?
- Ты знаешь, - ответил Толя, - если честно, мне лень вечером куда-то идти и что-то еще делать.

«Офигела от такого ответа», это мало сказано.

- Лень, значит, - уточнила я.
- Ага, лень, - повторил Толя.
- Ну, вы хотя бы предупреждайте в следующий раз, чтобы я успевала воспользоваться водой, пока вы ее включаете.
- Ну ладно, ладно, уговорила, - как бы заигрывая сказал коллега. – Пойду надену кран. К обеду управишься?
- Да, конечно. Спасибо.

Прикинув, как говорится, уд к носу, в тот момент я поняла, что бороться с этой системой, годами сложившейся в головах людей, что Алика, что Толи, мне совершенно не интересно. Пожившие свое работники в подобных организациях, как правило, бюджетных, смотрят на новичков, как на дураков, пытающихся свершить революцию, порубить шашками все старое и взрастить новое. У кого-то из «революционеров» это получается, кто-то сразу же сдается и становится одним из «старой гвардии», то есть, начинает брать с них пример, и работать, как и они.

Такой опыт у меня уже был в заповеднике много лет назад. Единственное, чтобы раскачать то болото, мне пришлось работать головой. В зоопарке пригодилась не только голова, но и прочие части тела. Они просто отваливались к пяти вечера. А я  не переставала удивляться, как люди могут работать здесь годами. Что со мной не так?

- Лицо у тебя больно интеллигентное. На тебя посмотришь, все ж сразу понятно. Они и решили с тобой не связываться. Лучше сделать, что ты просишь, чтоб уже к вопросу не возвращаться. Ясно же, что ты не слезешь, если тебе надо, - так прокомментировал историю с крышкой мой давний друг, когда я ему рассказала.

«Лицо, которым не садятся на крыльцо», как любила я пошутить. А поводов для шуток становилось все меньше и меньше.


Рецензии