Чарующие звуки музыки

Не знаю, много ли людей слушают музыку так же, как я. Закрыв глаза и вся уйдя в звуки, с раннего детства вижу цветовые волны.  Они набегают одна на другую, сталкиваются, рассыпаются на тысячи цветных брызг или обнимают друг друга, вдвое увеличившись в размере. Иногда они словно играют в догонялки или соревнуются в причудливом танце; курчавятся барашками. Потом переходят в систему координат и движутся синусоидой по абсциссе. Я вижу еще полно вариаций на тему формы, взаимодействия и движения волн, но это - основные. И все зависит от темпа и настроения произведения, тональности и высоты звуков, тембра инструмента и еще от ряда других факторов. Не хочу перечислять их все, ибо это займет много времени.

Как только начинается активное движение волн, я словно впрыгиваю в море цвета и звука. Погружаюсь в нежные, приятные потоки, источающие тонкий, необычный аромат, и - пусть весь мир подождет! В небе появляется северное сияние в виде стоячих столбов. Они переливаются дивными оттенками. А потом вдруг начнут колыхаться как бахрома от небольшого дуновения ветерка-шалунишки. От сияния исходит тепло. Приятная нега и покой овладевают моей душой ... Я растворяюсь и сливаюсь с цветным звучащим океаном, сама становясь его неотъемлемой частью...

Тут наступает самое интересное, самое любимое действо во время слушания произведения. Перед моим внутренним взором возникают образы, картины. Я присутствую в каждой из них, ощущаю атмосферу и чувствую прилив самых разнообразных эмоций, в зависимости от того, что вижу.
 
Перед пандемией мне довелось побывать на концерте московского пианиста. Фамилию не запомнила. Он отлично играл! Одна из пьес представляла собой цикл, состоящий из следующих произведений: "Береза", "Ива", "Рябина", "Ель" и "Одинокая сосна". Я недоуменно оцепенела в кресле: что же такое особенное, интересное можно услышать в таких прозаических музыкальных этюдах?!

Зазвучала музыка. Я почувствовала струи свежего воздуха, погрузилась в море зеленого цвета. Вскоре оказалась в картинной галерее, разглядываю пейзаж.  Пахнет медуницей. Полянка, окаймленная молодым березняком, поодаль -два дубка-подростка. Сквозь кроны плакучих берез неожиданно проглянули красивые девичьи лица, с длинными косами из зеленых веток по обе стороны, поверх русских сарафанов. Белых, с широкой красной отделкой, на которой вышит растительный орнамент. Листва деревьев трепетала, и сквозь трепет слышалась песня: "Сошей-ка мне, матушка, красный сарафан"... Грустная мелодия унесла меня в былинную Русь. Я увидела трех богатырей в доспехах, с мечами и на конях; Василису прекрасную, достающую деревянной лопатой горячий каравай из печи. Сестрица Аленушка, сидя на берегу речушки, со слезами взывала к умершей матушке, а рядом пасся ее братец Иванушка в виде небольшого белого козленочка... Меня со страшной силой потянуло к покосившейся избе, на крыльце которой сидел дед из сказки "О рыбаке и рыбке". Притягивала его сказочная выразительность:  холщовые брюки, аккуратно заправленные в лапоточки. Такая же косоворотка, подпоясанная алым кушаком, и колпак с алой же опушкой и кисточкой. Лицо его сияло добротой и простотой. Таких сейчас нигде не встретишь!.. Но - ... я не могла сдвинуться с места! Вдруг словно из-под земли появились те два дубка, и тут же превратились в двоих из ларца, одинаковых с лица, из сказки о Вовке в тридевятом царстве.
Я наблюдала знакомые по сказкам, преданиям и истории Руси картины, сменяющиеся как кадры в кино.

И тут меня словно отключили. Появилось много голубого цвета. Перед моим взглядом возникло северное сияние. Синие, фиолетово-малиновые, сиреневые сполохи гонялись друг за другом. Я оказалась возле родника, воды которого образовали большую лужу. Над ней печально склонилась ива. Где-то одиноко квакала лягушка. Я сидела на валуне, глядя на свое отражение в воде. В воздухе чувствовалась свежесть и какая-то нега, блаженная истома. Голову окутал легкий дурман... Ива предстала передо мной крестьянской девушкой, засидевшейся в девках. Она поведала, что младшая сестра во грехе родила мальчонку от барского отрока.  Барин отправил роженицу с младенцем в сиротный дом, а на нее, старшую, пало проклятье. И никто не хочет брать бедолагу в жены. Я рассказала ей о своей кручине и мы, обнявшись как родные, вместе поплакали...

Звуки фортепьяно из грустного минора перешли в легкий мажор. Я вздохнула полной грудью, ибо душа моя устала от тоски и неуютности. Небосвод окрасился желтыми, оранжевыми, розовыми, алыми красками. Как при восходе солнца. Началась невообразимая игра цветов: они сливались воедино, расслаивались на множество оттенков, переливались, радуя взор. Жизнеутверждающая мелодия приподняла настроение и перенесла меня в рябиновую аллею. Спелые гроздья ягод клонили ветви к земле. Стайки птиц озабоченно сновали по веткам, будто чего-то выискивая. Их гомон и щебетанье вскружили мою голову, и я на время перестала слышать музыку. Гуляло много людей. Бабульки шли медленно, наслаждаясь самим процессом ходьбы. Мамочки, с невыспавшимися лицами, везли деток в колясках. Малыши гоняли на самокатах и трехколесных велосипедах.

Бредя,  погрузившись в свои мысли, я не заметила, как оказалась далеко, там, где аллея смыкается с опушкой леса. Тут тоже росли рябины. Пахло грибами и прелой листвой. Присев на пенек, подняла желтый листик и смотрела, как по нему ползет муравей. Запела тихонько: "Рябиновые бусы раз в году пророчат счастье и беду". Неожиданно за спиной ощутила чье-то присутствие. Резко обернулась. Передо мной стояла пышногрудая, высокая женщина лет под пятьдесят. Ее голову украшал венок из рябиновых гроздьев, переплетенных листьями. Покатые плечи, крепкий стройный стан, сияющее улыбкой розовощекое лицо - русская красавица! Состоялся телепатический обмен мыслями. Она спросила, какая грусть-печаль меня гложет; не одиночество ли? И тут же стала рассказывать, каким благом бывает одиночество, если подружиться с ним и принять его в свою жизнь. Вот она - одинока, но это не мешает ей всегда быть в тонусе, радоваться солнышку, синему небу, дождю или снегу. "Все хорошо в свое время. Скоро урожай соберете, заготовок наделаете.  А посмотри, какие чудесные плоды я дарю людям и птицам! Я не стала ущербной, бесплодной или нытиком. Тебе дан день и ночь. Наслаждайся и живи насыщенно и интересно! Цени каждый, данный Богом, день! А взгрустнется - приходи ко мне развеяться. Да ягод моих возьми, варенья свари. Очень уж оно пользительно!" - так наставляла она меня на содержательную жизнь.

Тут теплые струи воздуха, превратившись в торнадо, подняли меня над землей и понесли в неизвестность. Я отдалась на волю стихии...

Серый цвет поглотил все. Он бушевал, крутился, шел стенка на стенку и создавал тягучую мглу. Звуки грозы и воющего ветра заполонили всю округу. От каждого громового раската земля дыбилась. Деревья тряслись в лихорадке непогоды. Я очутилась под густой раскидистой елью, куда не проникал дождь. Мои зубы выбивали дробь от ужаса и холода. Пахло озоном, сыростью и хвоей. Пушистые еловые лапы плотно сомкнулись надо мной. Послышалась колыбельная :"Уж я Мариночку люблю, да укачаю, усыплю! Лю-лю-лю"... Повеяло теплом.  Умиротворение, покой и тихая радость бытия наполнили меня. Сон вступил в свои права...

Внезапный треск тугой материи, отсветы десятка молний, сильный грохот и обжигающе холодный ветер вызвали внутреннее содрогание. Я оказалась одинокой сосной, стоящей на вершине скалы. Она нависала над бездонной пропастью, в самом низу которой клокотал бурный водяной поток. От крика ужаса и страха сорвался мой голос. Появилась мысль, что очередной мощнейший порыв ветра свалит меня в зияющую пропасть, вывернет вверх корнями. Как могла, цеплялась каждым корешком за твердый скальный грунт! Хотелось жить, встречать рассветы и провожать закаты, переговариваться с птицами, дружить с летним ветерком и солнечными лучами. В отчаянном порыве последней надежды вознесла молитву Господу!!! Чем дольше молилась, тем больше стихали ветер и гроза, тучи медленно уползали за горизонт. Спасена, спасена! Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу и ныне, и присно, и во веки веков! Аминь!

Музыка стала плавной, спокойной. Затем  она передала пробуждение природы после ливня, ее обновление и - торжественный гимн жизни!
Зал взорвался аплодисментами. А я вытирала слезы очищения и упоения от фейерверка эмоций, вызванных талантивой игрой пианиста, и от всего сердца хлопала в ладоши. Душа моя радостно трепетала, как будто исполнилось одно из важнейших ее желаний.

Фото из интернета


Рецензии
Да, так гениально соединить музыкальные и художественные образы,- это у вас здорово получилось!
Сколько чувств, зрительных образов в одной миниатюре!
Одно наслаждение читать такие вещи, очень талантливо написанные, в них вся ваша душа раскрывается! Душа художника

Наталья Лукина88   11.12.2020 06:06     Заявить о нарушении
Наталья, я даже покраснела, засмущалась от Вашей похвалы! Очень приятно, что миниатюра состоялась. Спасибо за высокую оценку!

Марина Кедрова   15.12.2020 13:21   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.