Оттенки. Монолог

     Жизнь, что за штука, ты, такая? Вроде бы у всех она одинаковая: родился, учился, женился, раз множился или нет, постарел, отбросил копыта. Вот, уже оттенок, уже нюанс! Копыта у всех разные, и отбрасывают их по -разному. И пока человек живёт, он стучит, по жизни, копытцами. И копытца, - такая ненадёжная штука, что ими поскользнуться можно!
     Вот говорят, что корове трудно на льду, у неё копыта разъезжаются. Но ноги у неё четыре, пока все четыре разъедутся, корова снизится до высоты,с которой падать не больно. Главное, - корове мышцы не потянуть! А человек, если поскользнется, то падает сразу, с той высоты, на которой поскользнулся. Больно, поломаться можно! И обидно, когда падая, вляпаешься рукой в то, на чём поскользнулся. Как тот одессит советского времени, которому жена сказала: "Вечно ты куда-нибудь вступишь, то в партию, то в дерьмо!".
     И почему это говорят, что не надо разбираться в разных сортах дерьма? Может быть, потому так говорят,что дерьмо на сорта не делится, и бывает только своим и чужим.
     Обидно вляпаться и поскользнуться на чужом. А разве в своё вляпаться, и на нём поскользнуться, - не обидно? Обидно! Но есть нюанс.По-нашему, - оттенок.Когда на своём поскользнулся, запах свой, родной и знакомый,а не чужой и враждебный, когда падаешь, поскользнувшись на том, что сделал кто-то другой. Независимо от того, кто тот, кто сделал это, на чём ты поскользнулся, - человек или ЖИВОТНОЕ.
     Оттенок, нюанс, - важное слово! Спросил как-то одного умника, что такое нюанс?Посему умника спросил? Захотелось! Кроме того, они, умники, эти словом, - "нюанс", часто ругаются. Умники! И, если они этим словом ругаются, то должны знать и его значение. А умник возьми да и ответь мне. Нюансы, говорит, это указатели на значение и смыслы, не совпадающие с мейнстримом. Не, ты понял, мужик, как они, умники, над нами издеваются. Мейнстрим, блин! Болтают так, будто все должны знать китайский язык. Нет, не китайский, мейнстрим, -это, наверное, на африкаанс. Нет, не на африкаанс! На немецком, французском? А, ну, конечно, на латыни нашей бешеной действительности, - на английском языке!
     Хотел спросить того же умника о значении слова "мейнстрим". Посмотрел на него, на умника, а он такой противный, что не стал задавать  второй вопрос, сам посмотрел в словаре иностранных слов. Мейнстрим - это основное направление или, всё-таки течение мысли. Не только в искусстве, но и в науке и даже а том, в каком виде проводить и участвовать в карнавалах, парадах и шествиях. "Ой ты гей, извините, гой еси, добрый молодец!".
     Значит, всё, что от этого, блин, мейнстрима, отслаивается, - это всё оттенки, нюансы. У тебя детей нет, потому что ты их не любишь, - это один оттенок семейной жизни. Дети у тебя есть и ты даже принимал участие в из воспитании и кормлении, а они тебя всё-равно терпеть не могут. Это уже другой оттенок, другой нюанс. А ЛГБТ-сообщество - это уже не оттенок, это другое основное течение, никак не совпадающее с прежним мейнстримом семейной жизни. Как сложно и всё! И начались эти сложности из-за того, что я нюансами, оттенками, заинтересовался! А ведь, казалось бы, что в лоб, что по лбу, - одинаково!
     Оказалось, не одинаково. Опять же, - есть оттенки, нюансы! В лоб - это удар прямой.  Как же такой удар в боксе называется? Вспомнил! Прямой удар вытянутой рукой называется джеб. Это в лоб. А по лбу - это апперкот, если снизу. И хук, если с какого-то боку, левого или правого! В боксе понятнее, чем в жизни, каждый удар, - это оттенок смысла.  А смысл состоит а точном попадании в суть, в сама природа какого-то явления. Или в лицо противника, как в боксе. Многие люди любят размазывать конкретность. И как добиться того, чтобы  и смысл был понятен, и оттенки были бы заметны, отличались бы один от другого? И чтобы люди над этими оттенками смеялись, или, хотя бы, улыбались над ними.
     А ещё говорят, - тех же щей, но пожиже влей. И что же, - при таких разных способах употребления щей, нет никаких различий, никаких оттенков? Жиже - это значит, что в тарелку нальют тебе жидкости с минимальным вкраплением твёрдых веществ. И, если тебе нальют жиже, то кусок мяса, который ты присмотрел, предварительно, перед обедом, открыв кастрюлю, достанется не тебе.А кому-то другому, кому тех же щей налили погуще. Значит, и тут есть оттенки. Есть нюансы! Даже в тех же щах,  которые можно налить по-разному.
     Или вот ещё, - наши любимые, извините, выражения:
     "И не будет тебе ни хрена", "Пошёл на хрен", "Хрен редьки не слаще!". Для иностранцев и сугубо городских жителей поясню:
     Хрен - это российская пряность, которая растет почти в каждом огороде, а если у кого не растёт, то он может попросить её у соседа, у которого она растёт, и тот поделится ею с вами бесплатно. Хрена не жалко. Не то, что там куркуму, мускатный орех, розмарин, перец чили и даже тимьян, который,на поверку, оказался нашим чабрецом, за которым в поле ехать надо.За хреном ни хрена ехать не надо!
     Дадут три горошинки чёрного перца, и скажут: " Вернёшь с процентами, пять горошинок".А хрен дают и без процентов, возвращать листья вообще не надо! Получается, "Ни хрена!", значит: "Ты не получишь ничего, даже такой пустячной, широко распространённой у нас в стране, пряности, как хрен. Или приправы! Есть, есть, оттенки, нюансы.
     Очень трудно объяснить иностранцам, что означает выражение: "Иди на хрен!". Попытаемся объяснить и его. Оно означает, что дальнейший разговор с нами того, которого мы отправляем в известном направлении, не имеет никакой пользы, как для нас, так и для того, кого мы туда, на хрен, направляем. Что у нас ещё осталось с хреном? А, ну да: "Хрен редьки не слаще".
     Да, действительно, в чём больше сахара, - в листьях и черешках хрена или в редьке? Поговорка говорит, что в редьке сахара больше, чем в хрене. И, если заменять чем-нибудь горьким хрен, то лучше редькой, она слаще. А, если остался один ХРЕН, а редьки нет, то достаточно вспомнить вкус редьки, и у вас станет во рту слаще, после того, как вы жевали один хрен. Опять оттенки, опять нюансы!
     И кто это придумал, что сколько ни говори "халва, халва", во рту слаще не станет. Есть, наверное, люди, которые так способны к убеждению самих себя, что у них может стать сладко во рту, когда у них вылезут глаза на лоб от охренительного количества произнесений слова "халва". Такого числа произнесений, которое ни сосчитать, ни запомнить невозможно! Опять нюанс восточной поговорки!
     Правы, наверное, те, которые говорят, что от добра добра не ищут. Но есть нюансы, оттенки значения слова "добро". Добро, как и дерьмо, на сорта, может быть, и не делится, но бывает своё и чужое. И, если то добро, которое у нас в руках кажется более дерьмовым, чем чужое добро, то это и есть зависть. И те, кто завидует другим из-за их добра, только и делают, что от своего добра ищут добра чужого. Завидущие глаза надо прятать, а на чужой вершок не разевать роток! Да, вот она, - важность нюансов, отчётливость оттенков!
     Юмор, наверное, тоже складывается из отличий друг от друга оттенков гэга, жеста, слова, трюка. И, всё-таки, из того, что имеет нюансы, оттенки, важнее всего слово. Оттенки слова и способность донести различия этих оттенков до зрителей и слушателей, и есть то высокое мастерство, которым обладал Михаил Жванецкий. Он был коллекционером, который собирал не бабочек, а оттенки смыслов каждого слова.
     Коллекционеры бывают жадными, редко показывают свои коллекции посторонним людям. А для Михаила Жванецкого не было посторонних людей. Все люди были его потенциальными зрителями и слушателями.
     В коллекциях жадных коллекционеров, бабочки, - сухие, рассыпающиеся, а у Михаила Жванецкого оттенки слов в его текстах - живые и свежие. Сколько бы времени ни  прошло с момента написания его текстов!
     И светлая память Михаилу Жванецкому за то, что он делился с нами оттенками значений слов, которые он так виртуозно соединял в свои тексты. Тексты, которые мы и дальше будем читать и слушать, смеяться и  улыбаться над ними.
     Улыбка, вызванная текстом Михаила Жванецкого гораздо дороже, чем гогот и ржачка от современных и солёных острословов.
   
      


Рецензии