О зорях, печках с лавочками и Калине красной

Я не пишу кинорецензии, хотя вроде и умею это делать. Одной из первых таких работ был отзыв или правильнее - разбор фильма “Маленькая вера” на семинаре по современному русскому языку в пединституте. Получил пятёрку, преподавательнице понравилось. Что интересно для меня самого, я тогда выделил игру именно Андрея Соколова, а не Натальи Негоды. Как показали дальнейшие годы его творчества, произвёл тогда впечатление своей игрой он не только на меня.

А почему всё же не пишу? Критика – не моё. Хотя, если честно, лень заниматься подробным анализом, создавать обоснованное, объективное мнение, в то время как каждый сам при этом имеет своё. Но иногда хочется просто поговорить о фильмах, о литературных каких-то произведениях, обсудить, поделиться впечатлением. Это немного другое. Такое направление мне интереснее.

Посмотришь фильм или прочитаешь книгу, полон эмоций, а поболтать об этом не с кем, потому что у всех разные вкусы, свои пристрастия, свои интересы, свои любимые фильмы, книги.

А написать-то проще. Бумага стерпит. Начеркал и начеркал, кому интересно, тот прочитает, кому нет – мимо пройдёт. Вот сейчас и попробую поговорить о нескольких таких фильмах, интересных для меня.

Во-первых, конечно, - это “Целуются зори”. Фильм Сергея Никоненко по киноповести Василия Ивановича Белова, снятый в 1978 году. Сюжет там незамысловатый, даже простой: три селянина разного возраста отправляются в город на неколько дней, где с ними происходит несколько курьёзная история из-за того, что опьяневший дед  в купе парохода перепутал свой картуз, за подкладом которого находился адрес зятя Станислава, с фуражкой солдата.

Не знаю, чем меня заворожили его герои, но впечатление очень такое... радостно-блаженное. Ничего антисоветского, в отличие от версии некоторых кинознатоков, я в нём не увидел, а вот очень точную картинку, отпечаток жизни советских граждан конца шестидесятых годов – вполне. И что очень даже привлекательно, в ироничном и сатирико-юмористическом ключе.

Правда, Сергей Никоненко зачем-то отступил от авторской концепции повести в некоторых значимых эпизодах (хотя это очень характерно для режиссёров, отступать от изначального сюжета и показывать своё видение, проявляя художественность отображения), но данные различия  не испортили повествование и сам фильм в целом, тем более что Василий Белов – автор сценария, и наверняка изменения сделаны с его согласия, может, это и совместное решение, ведь написать  - одно, а снять фильм – другое.

Ну и, конечно же, игра актёров: Егор Егорович в исполнении Бориса Сабурова – это просто шедевр, на мой взгляд, и другие очень яркие образы – Николай Иванович (Иван Рыжов), Лёшка (Андрей Смоляков), причём озвучивает его Владимир Носик, Настасья (Мария Скворцова), Стас (Михаил Кокшенов), Фаинка (Екатерина Воронина) и ещё несколько ярких героев в исполнении известных советских артистов.

У меня не то чтобы ностальгические чувства вызвала эта киноистория, хотя описаны события в период моего раннего детства, умилила сама переданная атмосфера, какая-то внутренняя доброта и любовь к русскому человеку, русской провинции.

Так мягко и гармонично передано это и в рассказе, и в фильме, что невольно восхищаешься, хочется вновь возвращаться к этим наивным и доверчивым героям и смотреть вновь.

Я сознательно не хочу пересказывать сюжет фильма, просто выражаю своё восторженное отношение и к тому, как показана эта простая история, приключившаяся с сельскими жителями в городе, и к замечательным образам, и к очень ярко переданной обстановке того времени. Не случайно оператором-постановщиком фильма является  Анатолий Заболоцкий.

А вот что сказал об этом фильме в одном из интервью Сергей Никоненко:
“— Расскажите о съемках «Целуются зори». Какие впечатления остались от работы?

— На самом деле от этой картины остались одни руины. Когда я снимал, картина прошла несколько худсоветов, и ни один фильм не третировали так, как «Целуются зори». Говорили, что якобы мои крестьяне — идиоты, почему они не понимают: дантист это или адвокат? А почему не перепутать — крестьянин живет на селе, откуда ему знать латынь? Но картина все равно не нравилась…

 
Если честно, жалею, что редко приезжал на худсоветы Белов. Приехал только на последний. Вид у него был потрепанный. Видно, друзья с вечера почитали ему свои произведения, а они «на сухую» никогда не читают (смеется). Он сидел в уголке, дремал. Борода — в одну сторону, чуб — в другую. Ботинки не зашнурованы. Было тепло, а Василий Иванович — почему-то в зимних ботинках. И вот зам. главного редактора Беляев, у которого щеки брылями повисли и лежали на груди, говорит: «Очевидно, автор имеет отдаленное представление о деревне». И тут Белов проснулся. Не очень высокого роста человек на наших глазах превратился в народного мстителя, вскочил и заорал: «Чтоооо? Я плохо знаю деревню? Да кто лучше меня ее знает?»

Генеральный директор Мосфильма, в прошлом генерал-лейтенант милиции Сизов аж вздрогнул и бросился в прорыв, начал уговаривать, что, мол, они учтут особое мнение, что все будет хорошо.
 
— И проблемы закончились?

— Нет, чего только они не предпринимали! Тогда картина снималась в объединении Рязанова, но он был занят на своей картине, руководил его заместитель — Георгий Николаевич Данелия. И ему эта картина не нравилась принципиально. Я говорю: да что же вам не нравится эта картина? То, что она русская? Это была рискованная фраза, и, возможно, за эту реплику я поплатился, когда все было сдано. Данелия предложил мне монтаж, я ему сказал: «А если бы на вашу картину пришел другой режиссер и предложил смонтировать, что вы бы ему ответили?»

Заболоцкий (Анатолий Николаевич Заболоцкий, оператор-постановщик фильма «Целуются зори». — Прим. ред.) тогда все темнил и говорил мне, что надо ходить другими путями. Но я человек прямой: скажите мне, если картина бездарная, докажите мне, в чем она бездарна? Кто бездарный — исполнители главных ролей Рыжов, Сабуров, молодой Смоляков, который сейчас один из самых популярных актеров, и который до сих пор называет меня крестным папой? Не могли они мне ничего сказать.

— Власти Вологды помогали на съемках?

— Деньгами — нет. Мы делали все, что входило в смету. Все было на экране. Что может режиссер взять себе в карман? Разве что несостоявшиеся эмоции артистов оплакать со стаканом водки. Помню, что на съемки почему-то гораздо чаще приходил Астафьев, чем Белов. Интересовался процессом Виктор Коротаев, с которым мы очень подружились. Замечательный человек. Он мне нравился и как поэт, и как человек. У него семья отличная! Я у него в гостях был, а у меня бывали в гостях и Виктор Коротаев, и Василий Иванович с женой и дочкой…

Увы, последствия у меня были после съемок «Целуются зори» серьезные. Сизов мне на партактиве объявил, что 5 лет не даст мне снимать картины. И слово сдержал... Но все к лучшему, я перешел на другую киностудию — имени Горького”.

Следующий фильм, о котором хочу обмолвиться здесь, - “Печки-лавочки” Василия Шукшина, снятый в 1972 году. Вряд ли найдётся человек из советской эпохи, который бы не видел это кино. Сюжет ещё проще: сельский тракторист-хлебороб с женой едут в поезде на Юг по путёвке.

Фильмы Шукшина – это фильмы Шукшина. Этим почти всё сказано. И всё же...

Здесь актёрский состав более звёздный по тому времени: Василий Шукшин, Лидия Федосеева-Шукшина, Всеволод Санаев, Георгий Бурков, Зиновий Гердт,  а из актёров предыдущего состава – Иван Рыжов.

О “Печках-лавочках” написано и сказано очень много: и о замечательных съмках с сельскими жителями, и об игре актёров, и концепции фильма. Много было и неприятия, критики. Я лишь хотел бы остановиться на сцене встречи с вором (Георгием Бурковым), на мой взгляд, наиболее яркой, а вот то, что показано в Москве, когда профессор (Санаев) пригласил Ивана (Шукшину) и Нюру (Федосееву) Расторгуевых к себе в гости, мне показалось неинтересным, надуманным и нетипичным.

Что же касается этой сцены и всех последующих в поезде, то на мой взгляд, только ради них и предыдущих, связанных с проводами курортников, и стоит смотреть этот фильм.

Во-первых, там очень выразительная игра актёров, во-вторых сама обстановка в купе-вагона, ну и, конечно же, комические ситуации, которые возникают с героями. Здесь, как и в фильме “Целуются зори” используется приём подмены, когда одного человека принимают за другого. Получаются очень смешные и забавные сцены.

До сих пор представляю нет-нет этот поезд на воздушных подушках, поднимающийся и летящий над рекой, а потом ровно и плавно приземляющийся на железные рельсы, о котором рассказывает доверчивой семейной паре интеллигентный инженер-конструктор, он же вор-мойщик (Бурков). Очень актуальная тема, кстати.

А оператор фильма – всё тот же Анатолий Заболоцкий.

И вот несколько слов хотел бы сказать по поводу фильма “Калина Красная” Василия Шукшина, снятый в 1974 году. Фильм, без сомнения, легендарный. А актёрский состав какой:

Василий Шукшин — Егор Прокудин, Лидия Федосеева-Шукшина — Люба Байкалова, Иван Рыжов — Фёдор Байкалов, отец Любы, Мария Скворцова — мать Любы, Алексей Ванин — Петро, брат Любы, Мария Виноградова — Зоя, жена Петро, Ефимия Быстрова — Куделиха, мать Егора, Жанна Прохоренко — Лидия, работник прокураторы, Лев Дуров — Сергей Михайлович, официант, Александр Горбенко — Коля, бывший муж Любы, Николай Граббе — начальник колонии, Николай Погодин — директор совхоза, Георгий Бурков — Губошлёп, Татьяна Гаврилова — Люсьен, Артур Макаров — Бульдя, Олег Корчиков — Шурка, Наталья Гвоздикова — телефонистка, Ия Арепина — сестра Егора, Александр Саранцев — Саша, гость у Байкаловых, Наталья Крачковская — гостья на «празднике жизни» (нет в титрах), Маргарита Жарова — официантка (нет в титрах).

Взял целиком список актёров из Википедии, потому что в этом фильме каждая роль, на мой взгляд, важна.

И оператор-постановщик вновь  Анатолий Заболоцкий.

Рассказывать о том, что это за кино и какой сюжет не буду, скажу лишь о том, что наиболее заинтересовало или покорило меня. В первую очередь, конечно, это сцена встречи Егора в доме Любы и её родителей. С самого начала момента, когда мать Любы, семеня за отцом Любы, Фёдором Байкаловым, испуганно-воинственным полушёпотом спросила: “Пошто отступаем-то?”- до “восемнадцати похвальных грамот, которые “там, у шкафчике, все прибраны” и “а должны быть не у шкафчике”, и “ладно, отец, подними руку и опусти, не обижайся, я просто весёлый человек”.

Пробирает “Калина красная” не просто реалистичностью повествования и жизненностью в большинстве сцен, а душевной искренностью главных героев, и какой-то не то, чтобы любовью, скорее, необходимостью любви и попытки до неё дотянуться.

Некоторые моменты в фильме, с моей точки зрения, сомнительны, такие, как “разврат” с кучей приглашенных обывателей или то, как Егор не признался сестре, что он – это он, а ещё более – прятаться в сенях в доме родной матери. Но это всё органично вписывается в общий замысел трагичности образа вора-рецидивиста.

В иных сценах герой выглядит излишне драматичен, даже трагедиен, что дополняется обязательной гибелью Егора в конце фильма. А почему, собственно. Эта привязка кажется искусственной, ведь бывший его друг сводит счёты совершенно необоснованно, и создаётся впечатление, что сделал это лишь потому, чтобы подчеркнуть режиссёрский замысел о несостоятельности бывшего вора-рецидивиста в мирной жизни.

Вот отсюда и начинаются имеющиеся в “Калине красной “ нестыковки.

Во-первых, мне, например, непонятно, кто вообще Егор Прокудин, просто вор со стажем, мужик, как говорит Губошлёп, или из блатных, живущий именно по воровским законам. Если так, то почему пел в хоре перед освобождением, это для них табу. Значит, всё-таки мужик, а если мужик, ему тем более после отсидки можно и работать, и женившись, жить своей жизнью.

Правда, там ещё и деньги имеют место быть, от которых он отказался. Ну, отказался и отказался. Не взял же, значит, не должен.

В целом, герой фильма мне лично видится несколько искусственно надутым что ли, надуманным,  в какой-то степени недоработанным. Это единственный момент в картине, который, как нестандартное полено, торчит из ровненькой поленницы, вот как-то не так, как-то не то.

И ещё один неприятный момент, связанный со съёмками фильма, это рассказ Дурова о том, как солдат чуть не застрелил Шукшина, когда тот подошёл к ребёнку, пытавшемуся передать хлеб осуждённому. Якобы солдат выстрелил в Шукшина, но Дуров его толкнул, и пуля пролетела выше.  Хотя к самому фильму это не имеет никакого отношения.


Я не случайно решил в одной миниатюре рассказать об этих трёх фильмах. Все они очень похожи и сняты одним оператором. Очень хорошие фильмы, с моей точки зрения, реалистичные, душевное и просто замечательное кино. Именно то кино, которого так не хватает сейчас.


Ссылки: 1. Википедия.
        2.“Премьер”, областная общественно-политическая газета, “ОХОТА ЖИТЬ”, №45 (942) от 17 ноября 2015 г.


Рецензии
Юра, привет. Профессионалам, знающим кухню пенитенциарной системы, лучше вообще не смотреть многие фильмы про тюрьму да преступный мир.
Ибо и раньше кинодеятели оставляли за собой право пренебрегать достоверностью в пользу, как они считали, художественности. В сильной в художественном плане Калине, с точки зрения тех, кто мало мальски в теме, немало нелепого. Ну, например, какого... делают бабы на воровской сходке. А уж объявленная миром воровским вендетта мужику(не вору), который завязал - вообще смех.
Чего уж говорить о современном кино на эту тему. Там вообще ни художественности ни знания материала.

Об экранизации Белова слыхал, но не смотрел. Посмотрю с интересом.

Сергей Соломонов   17.11.2020 01:30     Заявить о нарушении
Привет, Сергей. Только хотел сказать, что рад видеть тебя вновь на сайте, как ты его уже покинул.))

Да, ты прав, как всегда. В "Калине красной" много эпизодов не от мира. Это, кстати, и тот момент, когда председатель поставил бывшего(ох уж это слово: бывшего) рецидивиста возить следователя прокуратуры, да ещё и женщину. Это приблизительно, как Шарапова возил бы отсидевший Промокашка.))) К Жеглову-то не допустили бы, тот его сразу бы прибил.)

Я так и не понял, по замыслу она положительный герой или не очень, если нет, то чем она плоха, тем что курит и выпендривается? Хотя почему она плоха для Егора понятно: по той же причине, почему он не понравился Губе.

А сходка на блатхате интересна ещё и тем, что у беспредельщика Губы там пистолет, из которого он решил "шмалять", отстреливаться. По тем временам, ходить с пистолетом где-то в Вологде, это то же самое, что сегодня - с гранатомётом в сумке - в Чите.

Не дочитал твой рассказ про прокурора, который оказался на похожей сходке (не воровской, но с бывшим за одним столом) и тоже с пестиком. Точнее, прочитал, но невнимательно, возник вопрос по поводу пистолета, надо ещё посмотреть там: он что во время дежурства убежал на свидание или в Питере тогда служебное оружие не сдавали. Надо перечитать. Жду доступа.)))

А "Целуются зори", на мой взгляд обделён вниманием был в силу определённых причин, я его в те годы не видел. А жаль, такая яркая игра актёров. Егорович меня просто умиляет там. Как в Калине Шукшин открыл Марию Скворцову, так Никоненко в Зорях - Бориса Сабурова, хотя он и раньше снимался, но не так выразительно, по-моему. А сцена с дантистом-адвокатом - это просто шедеврально.)) Да и не только она, старичок получился архизабавный, на мой взгляд.


Юрий Орлов-Орланов   17.11.2020 14:49   Заявить о нарушении
Рад тебе, Юра.
Нынче много дел, и я открываюсь только тогда, когда размещаю что-то новое.
Завтра откроюсь, и очень интересует твоё мнение о самой первой на моей страничке публикации Остров Несвободы. Там про интересный запрещённый фильм 80-х, изъятый из проката , якобы за обилие жестоких сцен.

Теперь рассказ о прокуроре. Истоиря эта произошла в реальности в 90-е. Нефиг этому Казанове было садиться бухать за одним столом не понять с кем. Да ещё и с волыной подмышкой. Вот и налетел на неприятности.
Раньше прокурорские активно шастали с оружием. И домой таскали, не всегда сдавали в оружейки МВД.

Сергей Соломонов   18.11.2020 19:59   Заявить о нарушении
А, понятно. Посмотрел фильм. Раньше не слышал о нём. Написал пару строк в рецке.

Да, Казанове тому повезло. В 2007 году где-то доводили, один из сотрудников то ли в Рязани, то ли в Туле, тоже у любовницы попал в подобное окружение, там таким же потерпевшим уже он стал.

Юрий Орлов-Орланов   19.11.2020 18:30   Заявить о нарушении
Мораль: никогда не пейте с неизвестными.

Сергей Соломонов   20.11.2020 02:48   Заявить о нарушении