10. Историческое притяжение

Я подхожу к деревне по основной дороге.
А в жаркое лето люблю чуть раньше свернуть на тропинку, ведущую к оврагу, чтобы освежиться водичкой из деревенского родника. Можно подойти к деревне и другой дорогой – через лес, по которой мы когда-то ходили с детьми, а обратно родители обычно провожали нас той же дорогой до поля. Там перед лесом на опушке, в тени от палящего зноя, мы делали маленький привал в окружении лугов и дальних перелесков. Откусишь ломоть маминого домашнего хлеба, сорвёшь из-под ног сладкой земляники и разляжешься в высокой траве или на краю стога душистого сена. И задремлешь под монотонное стрекотание кузнечиков, шелест листьев и журчание трелей полевых жаворонков, растворившихся где-то в синеве неба...

Всё это я сейчас вижу перед собой, как наяву, и даже ощущаю в глубине себя какой-то частью моих предков... Не случайно они выбрали эти места для нас! Отсюда они ходили по Орье на слияние рек – для обмена товарами с другими племенами. Там, на далёкой отсюда горе до сего дня стоит селение "Ошья-Тау", что в переводе с татарского означает – Гора Ошья.
 
К северу от той Горы, примерно на таком же расстоянии, что и до нас, находится село Ошья. Оно располагается на одноимённой реке и в такой же укромной долине, как и мы. Деревня эта выросла в волостной центр, и в ней даже возведён храм и существует герб, на щите которого изображены наши древние марийские природные стихии: роза Ветров, Солнце, Берёза и Медведь.

А наша Орья разрослась, образовав на другом берегу Новую Орью, что видно уже на картах 1802 года. Старая же Орья, насчитывая около сорока дворов, и по сей день имеет некое таинственное к себе притяжение.

Весною окрестные леса невестами наряжаются в прозрачную дымку цветущей черёмухи. Холмистые дубовые боры так же, как и в старину богаты орешником, грибными полянами и калиново-малиновыми рощами. Крупная полевая ягода, которая в детстве казалась с птичью голову, каждое лето обильно и дружно высыпает – вместе с жителями ближних и дальних деревень – на холмы и косогоры, опьяняющие высоким ковром разнотравья!..

Войдёшь в деревню, захмелевший от лесных и луговых ароматов, и обязательно встретишь приветливые лица орьинских марийцев. А там и не заметишь, как окажешься в гостях. В избе за столом так хорошо сделается на душе, когда услышишь родные песни наших предков! И закружатся орнаменты на сарафанах, и чьи-то тёплые руки и добрые глаза вдруг затянут тебя в хоровод «верёвочки»*. И ты уже со всеми вместе движешься приставными шажочками, словно капля тёплого дождя в живом потоке истории, обжигая обветренные Временем щёки…

Вот и местные власти видимо неслучайно построили здание Культурного Центра именно в Старой Орье – пусть административно рядовой, но исторически главной!

_______________
*Популярный марийский фольклорный танец.


Рецензии