Размышления вслух о Войне 1941-45

С раннего своего советского детства я смотрел фильмы про Войну и очень любил эти фильмы. Потом и книжки такие же читал. В уличных играх мы всегда себя объявляли красными солдатами, воюющими с фрицами, с фашистами. Мы воспитывались на идеалах героев пионеров и комсомольцев, готовых умереть в бою и, конечно же, даже попав в плен не выдавать "страшных тайн", как Кибальчиш. Быть Плохишом никому не хотелось. Немцы были для нас воплощением зла. А советский народ - воплощением добра на земле...

Прошло время. СССР ушел в небытие. И как-то мать мне рассказала о том, что и немцы были разные на войне. Для меня это был разрыв шаблонов. И все же к тому времени я был уже готов переосмысливать историю под критическим углом. Ну и ставить под сомнение слова матери у меня не было оснований. Она рассказывала о том, что находясь под оккупацией, многие немецкие солдаты подкармливали советских детей, делились своими пайками. А когда приходили "плохие" немцы (так они по-русски пытались донести угрозу опасности), то они предупреждали, чтобы люди прятались. И таким образом даже спасали жизни мирных советских людей, в том числе и детей. И это были отнюдь не единичные случаи. И я вполне допускаю, что среди немецких военных были совестливые, кто не был такими кровожадным, как обычно обобщенно показывала нам советская пропаганда. Также потряс меня рассказ матери про случай, который произошел при боях за село Жуляны, когда Красная Армия освобождала Киев. Моя бабушка (на тот момент многодетная мать малых детей) с детьми (среди которых была и моя мама, ей было тогда 6 лет) прятались на полу под кроватями от шальных пуль и снарядов. Когда в дом ворвались красноармейцы. Они стали кричать, чтобы все покинули дом, так как они собрались его поджечь. Им показалось, что на чердаке дома засел снайпер. Вот они и решили его уничтожить вместе с домом. Бабушка испугалась остаться без крыши над головой одна с детьми осенью, на кануне зимы. И стала умолять не сжигать дом. Да и вообще, она б услышала немцев на чердаке, если бы те там были. И тогда красноармейцы предложили ей лезть с улицы по лестнице на чердак, чтобы проверить, есть там немцы или нет. А сами прятались у нее за спиной... Я когда это услышал, то для меня это было потрясение. Это совершенно не вписывалось в мои представление о красном солдате... Они готовы были оставить сиротами сразу много детей. Ведь если немцы были на чердаке, то ее ведь наверняка сражу же б застрелили... К счастью, немцев на чердаке не оказалось. Снайпер засел на высоком дереве. С позиций же красноармейцев вполне можно было перепутать точное место расположения врага...

Я нисколько не пытаюсь уничижить подвиг многих советских солдат на той войне. Мои деды также воевали и отдали жизнь в той войне, против гитлеровской Германии. И все же я думаю, что герои не прикрывались НАШИМИ мирными людьми, а сами шли под пули, порой закрывая своим телом от гибели других. Но ведь были и такие, кто прикрывался женщинами, а потом получал боевые награды...

Сама же Война та - это не однозначное явление. Мы ведь не были просто жертвами агрессии Германии. Мы были союзниками немцам в начале Второй Мировой. Мы могли напасть на немцев раньше, если бы могли, как напали на финнов. И для нападения того наши пропагандисты нашли бы обоснованную аргументацию, что, дескать, "так было надо!" И мы бы приняли это с рукоплесканиями...


Рецензии