Александр Невский

И в "злогорькие времена" находятся люди, олицетворяющие собой мужество, честь и силу духа. Таким на Руси в 13 веке был Александр Невский.
В "Слове о полку Игореве" говорится о воинском воспитании на Руси, о княжеских дружинниках: "Под трубами родились, под шеломами росли, с конца копья вскормлены". так можно сказать и о маленьком Александре, сыне переяславского князя Ярослава Всеволодовича. Отец часто приглашался княжить в Новгород и ходил в походы в Прибалтику и Финляндию. Олекса разделял с отцом все его переезды и уже с 12-летнего возраста ездил за ним на коне и учился держать оружие. Ярослав подчинял Новгороду лесные финские племена и отражал набеги литовских вождей.  Но чаще всего он сталкивался с немецкими рыцарями, вторгшимися в это время в земли латышей и эстонцев.
Терпели неудачу попытки западноевропейских рыцарей добыть себе "святую землю" - Иерусалим у арабов. Особенно недовольны этим были немецкие рыцари - они не  имели в Германии земли, поделённой между богатыми графами и герцогами. И вот они, переплыв Балтийское море, стали захватывать земли местных племён. Они силой обращали их в католичество при поддержке папы римского. "Псы-рыцари" совершали всё новые походы, потеснив русские владения близ Чудского озера. Эсты и латгалы обращались за помощью к русским князьям. Долго обороняли в год битвы на Калке город Юрьев(Тарту)русский князь Вячко и эстонский вождь Лембиту, но потерпели неудачу. А вот Ярослав нанёс рыцарям в Эстонии поражение. Вероятно, где-то близко находился и подросший Александр. А в 16 лет он и сам уже воевал с литовцами.
В год нашествия Батыя Ярослав вокняжился в самом Киеве и не смог защищать родную Владимирскую землю. А Александр был в Новгороде. Дошла до юноши весть, что передовые разъезды хана достигли границ Новгородской земли. Собрал он небольшой, но сильный отряд и бросился наперерез монголам. Стоял на круче Валдая деревянный Игнач-крест. Там и увидел юный князь неприятеля. Столкнувшись со свежими русскими силами, монгольские разъезды повернули обратно. Батый не решился идти на Новгород.
Через два года для разорённой нашествием Руси грянула новая опасность. В устье реки Невы появился шведский отряд королевского вельможи Биргера. Думали шведы, что могут сейчас легко пограбить русские земли. Но Александр вовремя был извещён о вторжении. Он простился с женой-тёзкой, писаной красавицей Александрой, вновь собрал лишь малую дружину, но в несколько дней достиг с ней речки Ижоры. Утром 15 июля 1240 года Александр неожиданно показался перед лагерем шведов. Биргер пытался отбить атаку, но русские воины храбро сражались. Особенно отличились шесть дружинников, в том числе Ратша - первый известный предок Александра Сергеевича Пушкина. Сам Александр подрубил шатёр шведского воеводы и нанёс ему копьём отметину на щеке. Шведы отступили к кораблям на Неве и спешно уплыли в море. После этого они долго не тревожили владения Новгорода. За победу на Неве князя прозвали Невским.
Победил Александр шведов, но не мог поладить с новгородскими боярами. Им не нравилось усиление влияния князя в городе. И пришлось Невскому уехать в разорённый Батыем Переяславль. А в это время немецкие рыцари, пользуясь раздором в Новгороде, захватили обманом Псков и приблизились к самому Новгороду. Тогда новгородцы позвали обратно победоносного князя с подмогой из Суздаля. Несколькими бросками дружины и ополчения Александр выбил немцев с занятых ими земель. Впереди было Чудское озеро на границе с Эстонией, где вновь собравшие войско рыцари попытались отыграться. Александр расположил основную рать на льду озера, а один полк - засадный - за островком Вороний Камень. На рассвете 5 апреля 1242 года немцы пошли на русскую рать клином("свиньёй"). Полки Александра расступились и стали окружать острие клина. В решающий момент в тыл немцам ударил засадный полк. Александр сам возглавил преследование отступавших в панике рыцарей. Многие из них потонули, так как были закованы в латы, а при их бегстве непрочный весенний лёд треснул. Пятьдесят знатных рыцарей были пленены.
Блестящему полководцу было всего двадцать два года. "И пошла гулять о нём слава от моря Варяжского и до гор Араратских", - писал неизвестный современник. Но достались Александру не только почёт, но и огромная тяжесть принять на себя груз монголо-татарского ига. Не мог он победить Батыевы орды - силы были неравными. Все русские князья ездили на поклон в Орду - ценой признания власти хана отвести угрозу новых нашествий. Поехал и отец Александра Ярослав. Батый приказал ему съездить ещё и к великому хану в Монголию, где русские ещё не бывали. А на обратном пути среди степей занемог князь и умер - видно, отравили. И стали говорить на Руси:"Злее зла честь татарская".
Пришлось и Александру с братом Андреем съездить в Орду и дальше - в Монголию. Но Невского ханы не тронули - слишком велика была его слава. Получил он с братом ярлыки на великое княжение. Андрей попытался затем сопротивляться Батыю, но был разбит и бежал. Не так поступал Александр. Он поддерживал мир с Ордой, добившись уменьшения дани, отвёл от своих подданных угрозу быть взятыми в ордынские войска воевать с другим ханом. И одновременно отстраивал города, заботился о восстановлении хозяйства. Пусть при иге, но мирную передышку получила Русь.
Но вот прискакали в русские княжества в огромном числе баскаки - переписывать народ, начали всё грабить на своём пути. И полыхнули восстания - сперва в Новгороде, затем во Владимирской земле. Александр не поддержал восстания, но и не препятствовал народу. И выгнали баскаков прочь. Тогда правивший после смерти Батыя новый хан Берке в гневе вновь вызвал к себе Александра держать ответ. И уговорил великий князь ордынцев не идти вновь походом на Русь. Но судьба отца подстерегла: на обратном пути Александр умер... Было это в 1263 году.
"Повергающий мужей", "непобедимый" - означает имя Александр. Во все времена в России помнили о храбром и умном князе. Церковь провозгласила его святым. Одним из первых российских орденов стал орден Александра Невского. Вновь он был учреждён в дни Великой Отечественной войны.

Комментарий 25 лет спустя

По прошествии четверти века с тех пор, как это писалось для детской книжки по истории России, всё же видно, что, хотя и был уже 1995 год, но ещё сохранялись стереотипные следы упрощения истории в духе "дружбы народов". Теперь, наверное, кое-что здесь я написал бы поосторожней. Вряд ли можно говорить о том, что постоянно с немецкими рыцарями воевали в союзе эсты, латыши и русские князья. Бывало, что латышские племена привлекались рыцарями против эстов, и что псковичи помогали меченосцам воевать с литовцами...
И о выборе - признание ордынского ига при возможности восстановления русских земель или попытка борьбы с Ордой с опорой на возможных союзников в лице Даниила Галицкого и королей Центральной Европы, вопросе, на который по-разному смотрели братья Ярославичи, Александр и Андрей, можно было написать острее. Трагедия Андрея в том, что союзники были слишком далеко...
Конечно, и тогда, и сейчас, я противник крайностей - расписывания битв Александра Невского в масштабе штурма рейхстага либо утверждений, что Ледового побоища вообще не было...


Рецензии