Эх, дороги!

 
    Прочитал как-то великолепные дорожные впечатления интересного автора. А она мне – что ей всегда казалось, что мужчины более восприимчивы к дорожным впечатлениям.
  Понял. Проникся. И выдаю свои воспоминания.

…Нередко случалось так, что наша работа в столичном  министерстве заканчивалась перед самым отходом поезда на Чебоксары. Времени в обрез! Только бы добраться вовремя до Казанского вокзала.
    Добрались. Днем не пообедали – не успели.  На вокзале на передвижных лотках завернутый в пленку кусок хлеба с пластушиной вареной колбасы или ветчины из почти сплошного куска сала. Помню стоимость набора – рупь пятьдесят. Другого ни – че – го! А пиво! Это уже из области фантастики. И не забывайте времена-то горбачевские безалкогольные.

    Вся наша надежда на станцию Вековка. Это уже во Владимирской области, где первая длительная  остановка от Москвы. Там на перроне бурлит многолюдное торжище. И стеклянные – хрустальные  изделия из Гусь-Хрустального, и чучела птиц–зверушек всяких, и домашняя картошечка отварная с огурчиками-помидорчиками, курочка жареная, рыбка вяленая. Ну и, конечно,  водочку с пивком носят коробейники-сумочники вдоль вагонов.

   Но только все это вожделенное великолепие случится через три с лишком часа!
    А у нас до отхода поезда еще минут 15-20. Сидим в купе вдвоем с напарником. И прикидываем – сжевать на сухую наши бутики с салом или дождаться чая.
    Стук в дверь. Паренек заглядывает. В пиджачке. Свитерочек легонький под ним. Значит из нашего вагона. Разделся уже – на дворе то ноябрь.
 - Ребята! Вы до отправления никуда не пойдете?
 - А чего тебе?
 - Да я за водочкой быстренько слетаю. Магазинишко тут недалеко в Рязанском проезде. В соседнем купе сумочка моя зеленая на полу стоит. Дверь открыта. Присмотрите, пока я туда-сюда. Успею! Не в первый раз!
  Мы переглянулись.
 - А может, и нам возьмешь?
 - Чего не взять-то.  Деньги давайте.

 Мы и дали. Добровольно. Червонец на пару бутылок. Убежал паренек, а я встал в коридоре перед приоткрытой дверью соседнего купе, где стояла та зеленая дорожная сумка. Присматриваю за ней  и предвкушаю...
  А тут проводница объявила – Провожающие,  на-выход! В это купе вошла галдящая и поддатая компания, что тусовалась  перед отправлением  на перроне.
  Тронулся поезд, а паренька-то того и нет! Через несколько минут заглядываю к соседям и спрашиваю про хозяина зеленой сумки.
 - Ну, я хозяин. А чего надо-то?
Все стало предельно ясно. И сколько же тот паренек в свитерочке  набрал пятерок по нашему поезду? Наверное, и  не только по нашему!
  Теперь ждать.  До Вековки!

  Но однажды в нашем купе оказался попутчик, который рассказал нам, что через пару часов на станции Черусти будет остановка на 15-20 минут для смены локомотива, что ведет наш состав от Казанского вокзала. Там недалеко от станции  есть магазинчик, где можно взять водки. Только все нужно делать быстро, что бы не отстать от поезда.  Этот скороход  тогда  сбегал и успел, а мы, хоть и знали, но никогда не рисковали.

          И, конечно, запомнились особые приметы железнодорожных станций страны.
  Про торжище в Вековке я уже упоминал. У меня до сих пор дома оттуда высокие вазы из цветного стекла.
        В Красноуфимске на платформе  продажа огромного количества облепихового масла в мелкой таре. В последствие, понял. Очень качественное!
  В Сызрани невероятные предложения самой разнообразной рыбки – и балыки, и вяленая, и копченая!

  В Инзе ульяновской области и Кузнецке пензенской  - вкуснящщие (!) соленые рыжики в стеклянных банках и сушеные белые. В той же Инзе гуляя по перрону, за главным зданием вокзала увидел на местной ветке-узкоколейке в окружении штабелей бревен,  маленький, натурально  игрушечный паровозик. Пых, пых – пых  дым  из высокой конической трубы. А в проеме будки паровозика здоровенный, улыбающийся машинист в замасленной робе  опирается локтями на оконный проем. Ну, эдакий  натуральный  типаж из прошлого века!

  В Муроме и Навашино в продаже  ароматная лесная земляника, а в Арзамасе фантастическое  местное пиво.

  А на Урале по ветке с севера на Свердловск - свои примочки.  К пассажирским поездам в Серове почти всегда подцепляли один-два вагонзака. Они шли с самого севера Урала. В них туда сначала этапировали заключенных в Ивдельскую колонию.
  А на обратном пути из небольших городков,  таких как Новая Ляля, Верхотурье, Кушва и других подбирали в эти вагоны местных осужденных. Отправляли их в колонии в другие регионы.
  Подкатывает потихоньку состав к станции, а перед платформой у насыпи милицейский УАЗик- буханка. На земле – руки за голову -  сидят двое-трое. Охрана рядом. А недалече плотная группа родни.
    Прицепленный вагонзак тормозит точно у этой группы. Плач родни.  Проводы. Посадка этапируемых. Первый пошел! Бегом!

 А вот как-то в поездке  по пермскому краю  в купе вагонном дедок – сосед  узрел как я читаю газету  в очках с толстыми стеклами…
  - Сколько плюсов, сынок?
  -  три с половиной…
  - И у меня так было. А вот вылечился за год…
  - Это как?
  - В лагере, где я срок отбывал, товарищи просеивали через мелкое сито махорку и тот табачок- пыль я  нюхал. Плакал, сморкался, но вот через год у меня единичка на обоих глазах. А почему так – не знаю!

Уже много позднее я задал этот вопрос на приеме у офтальмолога. И пожилой врач мне сказал,    это вполне возможно.    Так как  при    обильном слезоотделении идет нагрузка на мышцы, что    управляют глазным  яблоком и это влияет на  положение в нем хрусталика. И добавил, что те старушки из прошлого, что нюхали табачок,  никогда не носили очки.

      А однажды в поезде на Киров в Москве в наше купе вошла дама. Не просто уверенная, а   всем своим видом и напором  показывающая превосходство над нами. И, повиделось сразу,  что она   не из нашего мира. Меня сразу переправила с нижней полки на свою  (по билету) верхнюю. А  соседу с нижней    полке она негромко рассказала, а мы все слышали,  что муж ее, какой-то авторитетный ЗЭК и  после срока    в  лагере выведен на поселение и вот  она едет по вызову  к нему.
 
    Ранним утром на каком-то полустанке перед Кировом в вагон вошли-ворвались трое крепких мужичков. Сразу  же    прошли в наше купе и вывели ее уже собранную с вещами. Но нас просветили    натуральным рентгеном. Видимо это были расконвоированые товарищи ее  мужа.      А чего было нас светить. Она соседу себя с вечера предложила, а он и не отказался.
     Так, что на «поселке» (поселении) она даст жару, если муженек ей сразу  шею не свернет.

   Конец 80-х. Уезжаю и Киева. Билетов до Москвы в кассах нет. Вокзал переполнен какими-то людьми в военной форме без погон, с солдатскими вещмешками и все явно нетрезвые. Бродят по залам, лежат на скамейках и даже на полу по  разным углам.
   Удивительно, но никто их не гонял. Впервые услышал слово - ликвидаторы. Тогда об этом нигде и никак не афишировалось.

    Билетов до Москвы – в кассах  никаких! Попытался напроситься на проходящий поезд, но ликвидаторы штурмовали каждый вагон и проводники от них попросту отбивались или держали двери запертыми.  Подсказали мне добрые люди вариант ,  и я уехал на электричке до Фастова (это в обратную от Москвы сторону) и там уже подсел на какой-то проходящий поезд. Так проводница мне рассказала, как они боятся толп пьяных чернобыльцев на остановке в Киеве.

     А в те времена уехать без билета было несложно. Проводники плацкартных вагонов брали попутчиков и на ночь укладывали их на третьих полках, где днем были сложены матрацы.
     И с билетом для командировочного отчета тоже проблем не было. Тогда они продавались без паспорта и указания фамилии. А на выходе пассажиры, кто ехал по личным нуждам,   по первой просьбе тебе их отдавали.

  А как-то, будучи в командировке в Кишиневе, я поехал на выходные в город своей мечты – Одессу!
  Добирался на дизель-поезде и впервые увидел видеовагон, где пассажирам поезда за отдельную плату, конечно, показывали культовые боевики и секс ленты с закадровым переводом известного Володарского. Вагон битком!
А в первой моей поездке в Сибирь я очень хотел увидеть ее отличия от природы средней полосы. Но ничего выдающегося! Те же березки, полянки  и сосны.

        И вот, завершив дела,  я  уезжаю из Бийска на пригородном поезде до станции Новоалтайская.  Это узловая  под Барнаулом, где у меня планируется пересадка на Новосибирск. А в моем пригородном поезде вагоны старого образца - двери настежь. Состав скрипит и  еле-еле ползет на подъем.

   Вокруг сосновый лес с зелеными лужайками. И вдруг кто-то громко крикнул – жаркИ,  жаркИ! И тут шустрые ребята на ходу попрыгали с подножек вагонов и стали быстро что-то набирать на тех полянках. Присмотрелся, а там среди зелени густо  наброшено оранжевого цвета.
   Прибежали. Принесли. А это цветочки такие. По местному жаркИ или огоньки. Таких в средней России нет. Так, вот ты какая Сибирь!

   П.С. В некоторых поездах в те времена нам проводники выдавали брусочки из твердой резины по размеру спичечного коробка. Мы их должны были вставить изнутри под дверную защелку. Без них проникнуть в наше купе было вполне возможно.

На фото: Те самые жарки!
 
      
               
               

 


Рецензии
Сколько же вспомнилось, Владимир, из моих ж/д путешествий. Самые колоритные были в 90-е гг. Тогда, похоже, вся страна куда-то ехала. Пока не съехала окончательно...
Хорошего дня!

Виорэль Ломов   16.04.2022 07:20     Заявить о нарушении
Съехали далее некуда! Может сейчас что-то исправим?

Владимир Островитянин   16.04.2022 09:53   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.