Духовная Практика Умирания

Когда я лет 20 назад наконец-то осознал, что смерти нет, что мы не умираем, а только меняем форму своего существования, то передо мной встал вопрос: как это ощутить, почувствовать ясно, ярко, реально? Обычный человек настолько уже воспитан в страхе перед смертью, что одного знания порой не хватит для того, чтобы изменить свои реакции на упоминания о смерти. Я уж не говорю про то, если человек серьёзно заболел или каким-то другим способом подошёл вплотную к моменту возможного своего ухода из этой жизни. Нужна какая-то духовная практика, которая поможет пережить момент умирания. И у меня было несколько таких случаев, когда я смог ощутить, как это может выглядеть. Некоторые из них были вполне реальными ситуациями, когда я, как мне казалось, мог попрощаться со своим земным бытием. Некоторые я создал сам в своём воображении, но ощущения были вполне реальными. Все эти случаи и практики настолько помогли мне, что сегодня я могу сказать, что страха больше нет. Опишу свой опыт. Но предварительно отмечу, что только в последний 2020 год я действительно нашёл информацию (а вернее, призвал её, т.к. мы получаем именно то, что призываем на уровне подсознания) о том, как всё устроено с нашей жизнью, и кто мы есть, как мы делаем выбор, и что такое осознанная жизнь. О смерти и вечной жизни говорят все религии, но ни одна из них не может по-настоящему примирить человека ни с жизнью, ни со смертью.

Первой попыткой примириться со смертью, смоделировать сам процесс возможного ухода, была практика воображаемой гибели, когда я летел в самолёте. Мне никогда особо не было страшно летать. Даже наоборот, я получал удовольствие от полёта, от вида за иллюминатором, когда ты вдруг оказываешься над облаками. Это похоже на снежную равнину, освещённую солнцем. Но я понимал, что многие испытывают страх в полёте, находятся в напряжении. И не могут по-настоящему насладиться чувством полёта. И вот практика. Представьте себе, находясь в самолёте, что он сейчас упадёт, и шансов на спасение у вас нет. Что остаётся? Просто удобно устроиться в кресле и расслабиться. Ведь от вас уже ничего не зависит. Мысленно вы просто принимаете всё, что произойдёт. Все страхи, проблемы уходят. Вам не о чем больше беспокоиться. Нет беспокойства за семью, за детей, за невозвращённые долги. Нет уже причин ненавидеть своих начальников, осуждать своих друзей, врагов, партнёров. Есть только глубокое спокойствие, потому что вы уже вышли из иллюзий суетного мира. Есть только всеобъемлющая и всепоглощающая любовь. Она наконец-то может заполнить всё ваше естество, потому что вы просто освободили для неё пространство, которое раньше было занято придуманными вами проблемами и историями. Нет страха, нет боли, нет страданий. И это самая лёгкая смерть, которую только можно придумать. Вы просто мгновенно переходите из одной формы существования в другую.

Второй опыт, вторая практика будет более ощутимой, более зримой, более реальной. В случае с самолётом необходимы хорошо развитое воображение и отсутствие суеверий. Ведь для многих сам факт мыслей о катастрофе возбуждает суеверный ужас от того, что это может произойти на самом деле. Некоторые даже бояться вслух сказать, что они ездят, например, на автомобиле без аварий. Им кажется, что это может привлечь нежелательные последствия. Но второй вариант, вторая практика не требует неких аллюзий с реальными трагедиями. И вот как я её осуществлял. Все мы когда-то катались на разных аттракционах в парках. Есть более-менее спокойные аттракционы, карусели и прочие увеселения. Есть такие, в которых реально захватывает дух. Есть и совсем экстремальные, на которые находится не так много охотников. Но мне больше всего для практики подошла цепочная карусель. К кругу прицеплены сидения (одинарные или сдвоенные) с помощью длинных цепей. Круг раскручивается, и сидения с пассажирами начинают двигаться, словно в центрифуге. Круг меняет немного ось своего вращения, и сидения взлетают вверх, а потом притягиваются к земле. Первое ощущение можно описать как страх: а вдруг цепь не выдержит и сиденье оторвётся. Второе ощущение - это чувство того, что сердце замирает, душа словно проваливается куда-то вниз. И вот это главное, что необходимо для этой практики. Я описываю цепочную карусель. Но на самом деле, в силу своих индивидуальных ощущений, каждый может выбрать что-то своё. Теперь, когда аттракцион запущен, вам надо представить себе, что всей этой махиной управляет Бог, который все риски за вашу жизнь, вашу безопасность берёт на себя. Вспомните себя в раннем детстве. Вы целиком доверяли своим родителям. У вас и в мыслях не было, что они могут сделать что-то, что погубит вас или искалечит. Вы чувствовали в их присутствии свою полную защищённость и безопасность. Так и здесь, на карусели. Бог вас любит, о вас заботится. Вы полностью доверяетесь ему. И вы можете совершенно отдаться тем ощущениям полёта, которые в вас возникают. Вы отпускаете себя. Нет страха, нет сомнений, нет сопротивления обстоятельствам. Вы внутри себя. Вы наблюдаете свой внутренний мир. Словно вы отдались на волю волн, если бы вы были в открытом море. И вот это ощущение, если у вас оно получится (а сразу может не получиться, особенно у того, у кого слишком сильно развит инстинкт самосохранения), и будет ощущением того, что вы свободны от страха за свою жизнь. Вам не о чем беспокоиться. Вы не одни. Вы не отделены от мира, от Жизни, от Бога. Вы полностью находитесь в Бытии, которое никогда не несёт ни опасности, ни несчастий. Всё есть Единое Вечное Пространство Любви. Лёгкость и Безмятежность.

Итак, я рассказал о двух практиках, которые в той или иной степени являются всего лишь моделированием ситуации умирания. Они практически не несут в себе реальных рисков для вашей жизни. Они легко повторяемы, как занятия спортом, как тренировки в фитнес-клубе. Но у каждого человека в его жизни, я думаю, есть такие события в прошлом, которые он считает критическими, которые несли реальную угрозу его жизни. Например, серьёзная болезнь, предстоящая операция с неизвестным исходом, нападение, автокатастрофа, стихийное бедствие или просто несчастный случай. Всё это в прошлом. Но это прошлое может продолжать воздействовать на нас, воспоминания могут нести боль, заставлять учащённо биться наши сердца, вызывать спазмы в желудке, заставлять снова и снова переживать прошлое. Или же сознание может заблокировать нашу боль, спрятать от нас воспоминания в дальний уголок нашего подсознания. Но рано или поздно вы всё равно вернётесь к этому, как только возникнет похожая ситуация. И это заставит вас снова страдать. И я подвожу вас к новым духовным практикам, в которых вы сможете избавиться от вашего прошлого, начать жить с открытыми глазами и не переживать из-за возможных последствий. Это более сложные практики, потому что они связаны с реальным ощущением опасности.

Итак, третья духовная практика будет связана с моментом, когда вы серьёзно заболели. Это не значит, что я вам этого желаю, или вы должны сделать что-то для этого. Это практика работает именно тогда, когда что-то с вами действительно происходит. У меня это была серьёзная болезнь, которая мучила меня на протяжении нескольких лет. Самое главное, без чего человек не может жить, это дыхание. Без еды, допустим, мы можем выжить в течение месяца. Без воды - дня три. А вот не дышать более нескольких минут (максимум, что у меня получалось, это 2 минуты) человек не в состоянии. И вот, когда возникает ощущение, что дышать ты больше не можешь, а препарат, который ты используешь, помогает всё меньше, остаётся только либо страдать и испытывать всё более серьёзный стресс (когда ты полностью напряжён, сопротивляешься тому, что происходит), либо признать, что это, возможно, конец, расслабиться и просто принять всё как есть. ПРИНЯТЬ ВСЁ КАК ЕСТЬ - это ключевая фраза. Она ничего не объясняет по существу, потому что слова не могут передать всего, что может происходить с человеком, когда он чувствует свою внутреннюю связь со всей Вселенной. Слова, как говорят многие мудрецы и Духовные Мастера, всего лишь указатели. Самая наша большая проблема, которая приводит к страданиям, это то, что мы сопротивляемся внутренне тому, что происходит. Сопротивление — это ощущение того, что на тебя надвигается что-то чужеродное, враждебное. Принятие - это ощущение своей внутренней гармоничной встроенности во всё Сущее. Что бы не происходило, оно не возникло случайно, ниоткуда. Всё, что происходит, имеет всегда глубинный смысл, свою логику. Нам не дано познать смысл всего, потому что мы сами часть этого процесса. Но принятие всего как есть создаёт возможность для полноценного участия в том процессе, который есть Жизнь. И только принятие всего как есть создаёт возможность избавиться от страданий.

Вспомните мультфильм "Ёжик в тумане". Это философская притча с глубоким проникновением в основы того, что мы называем Жизнью. Ёжик неожиданно падает в реку. И полностью принимает этот факт. "Пускай река сама несёт меня," — решил Ёжик, как мог глубоко вздохнул, и его понесло вниз по течению." Он принял всё как есть, и это привело к тому, что он не погиб, а речное существо вынесло его на берег.

Я приведу ещё 2 случая из своей жизни, когда вопрос жизни и смерти, как мне казалось, стоял передо мной очень близко. Они отличаются по своему характеру, а поэтому могут помочь другим пережить аналогичные ситуации, если они возникнут. Не каждый ведь может так серьёзно заболеть. Чем больше примеров из чужой жизни, тем легче вам встретить свой собственный случай.

В середине 90-х годов я ехал на машине и подрезал машину бандитов. Была зима, дорога скользкая. Я выезжал из переулка на главную дорогу, меня занесло и я чуть было не столкнулся с ехавшими по этой главной дороге. Они в последний момент вильнули в сторону, и столкновения удалось избежать. Но молодые ребята, которые ехали в машине (они были либо пьяны, либо под воздействием наркотиков), заблокировали дорогу и вышли к моей машине. У одного из них в руках был балонный ключ. Он вёл себя наиболее агрессивно и нервно. Я вышел из машины, а он стал на меня наскакивать. Я понял, что это конец. Времена были такие, что убить человека не было особой проблемой, тем более для таких ребят, у которых всегда найдётся "крыша". И я просто перестал внутренне сопротивляться, а заодно и испытывать ненависть к этим пацанам. Парень что-то говорил возбуждённо, а потом ударил меня по голове ключом. Удар был сильный. И он уже был готов меня убивать, но его остановил вдруг второй. Он сказал мне садиться в машину и уезжать. Когда шок прошёл, я почувствовал, что из-под шапки течёт кровь. Но именно меховая шапка меня и спасла. Само изменение ситуации произошло именно после того, как я смирился и принял всё как есть. Нам кажется часто, что всё есть результат какого-то слепого случая. Вот кто-то выехал в такое-то время на дорогу и попал в смертельную аварию. Мы говорим, что ему не повезло. И мы не понимаем, как всё это на самом деле работает. "Случай — это псевдоним Бога, когда он не хочет подписаться своим именем". Это сказал Анатоль Франс.

И, наконец, последний случай из моего прошлого. Он тоже связан с автомобилем, но выглядит несколько иначе. Теперь уже не было никого, кроме меня. Некого винить, некого ненавидеть. Я ехал по трассе. Шёл сильный дождь. Машин было немного. Но периодически попадались фуры. А дорога была такой, что обогнать не всегда было возможно. Я спешил. Хотел успеть до темноты попасть в место назначения. И на одном участке я обогнал фуру, но слишком поздно. Следующим участком трассы был крутой поворот. Дорога мокрая, скользкая. А скорость сбросить уже возможности не было. И я вылетел с трассы. Тогда я понял, что означает, когда говорят, что за мгновение до смерти перед человеком проносится вся его жизнь. Именно так это и было. Плохо помню сам полёт, только помню, что мне не было страшно. Я словно полностью принял ситуацию и отдался ей. Я ещё раз подчеркну, что принять всё как есть — это не внешняя пассивность, не безволие. Это внутреннее вписывание себя в течение Жизни. Всё есть так, как оно есть. И нет больше ничего, кроме этого... Я приземлился очень мягко. Это было картофельное поле. Земля жирная, вскопанная, мягкая. Удивительно и то, что потом со мной произошло. Вокруг ни души. Я выбрался из машины и пошёл искать кого-то, кто бы мог помочь мне. Не было переживаний. Не было эмоций. Я просто знал, что мне надо делать. Постепенно стемнело. Улицы пустынны, свет есть не везде. Пробовал стучать. Никто не открывал. И вдруг набрёл на какой-то гараж, где был свет, стояла дорогая машина и там были парень с девушкой. Он, поняв ситуацию, посадил меня в машину и повёз на какую-то автобазу, где были трактора. Азиаты, которые там работали, разводили руками. Мол, без начальства никуда. Парень знал начальника. Мы подъехали прямо к нему домой. Он выслушал историю, и дал команду. Ещё через 15-20 минут мы уже тянули трос к машине. Удивительно то, что моя машина была полностью на ходу. И я добрался до своего места в этот же день. Только немного погнулся защитный поддон картера, который я сам выправил, и пришлось помучиться, чтобы отмыть машину от грязи.

Удивительно было то, как просто разрешилась проблема. И что всё как будто было подготовлено для этого. Можете считать это чудом. Но я считаю, что всё было так только потому, что я готов был принять всё как есть, я готов был стать частью того, что входило в это пространство, которое мы называем Жизнью.

И все эти случаи каким-то удивительным законченным узором вдруг легли передо мной. Последним штрихом, который помог сложиться всем этим событиям и практикам в целостный смысловой контекст стала цитата, которая висела у меня на холодильнике, сказанная одним из известных восточных Мастеров: "Я не против того, что происходит". Но когда всё это сложилось в великолепную божественную снежинку, я получил совершенно новое ощущение окружающего меня мира. При этом я ничего не делал для этого специально. Я просто ехал в автобусе. Был вечер. Мимо проплывали здания, подсвеченные электрическим светом. И я вдруг ощутил, что я и этот мир за окном — всего лишь часть великого и великолепного пространства Бытия. То самое чувство полёта, которое я описывал в духовных практиках, возникло во мне. И я перестал сопротивляться. Не было просто никакого смысла испытывать малейшее недовольство тем, что происходит в этом пространстве, не надо было ни на кого злиться, обижаться, некого осуждать. Не надо было испытывать претензий к самому себе. Просто не было того, что называется ошибками, упущениями, грехами. А значит, и не могло быть сожалений по этому поводу. Я принял всё как есть.

Это было необыкновенное, но очень лёгкое ощущение. Оно было спонтанным. Я не использовал для этого никаких специальных приёмов или усилий. Просто это ощущение возникло. Конечно, оно не было продолжительным. Но я его пережил. И этот опыт заставил меня по-другому взглянуть на себя, на мир вокруг, на других людей. И хотя привычные реакции потом вернулись, я понял, что уже никогда не смогу быть прежним. Я всё чаще буду возвращаться к этому ощущению полёта, лёгкости, несопротивления потокам жизненной энергии.

И в этом состоит, как мне кажется, эволюционный скачок человечества. Избавиться от страха, который на протяжении тысячелетий владел нами, заставлял ненавидеть, убивать, применять различные формы насилия, страдать и верить в слепую стихию вселенского бытия. Страх заставлял нас чувствовать, что нам всё время чего-то недостаёт, что надо бороться за то, чтобы получить то, что нам недостаёт. Других людей мы воспринимали конкурентами, врагами на пути к заветным целям. Страх заставлял государства и народы воевать между собой, потому что иначе другие государства и народы могли претендовать на наши территории, на наши ресурсы, на наши традиции, на наше мировоззрение и на наши вероучения. Мы так много говорили о любви к ближнему. Но в реальности наша любовь проистекала из того же страха. Мы не могли просто любить. Мы ставили условия такой любви.

Но этот этап заканчивается в жизни нашей цивилизации. И он был необходим. Как нельзя ощутить, что есть свет, если нет тьмы, так нельзя испытать, что есть любовь, если нет возможности испытать, что есть её противоположность. А противоположностью любви является страх. Любовь, Безусловную Любовь, как я уже описал выше в духовных практиках, можно ощутить, только отпустив страх. Перестав сопротивляться Жизни, вы сможете проникнуться её совершенством, её мудростью, и она всегда даст вам ответы на все те запросы, которые вы к ней посылаете. Но если вы даже в самых истовых молитвах обращаетесь к Всевышнему, будьте готовы слышать ответы. А они, эти ответы, приходят к нам в самых простых вещах: в капле дождя, в запахе цветка, в звуках первого весеннего грома, в обрывке фразы, случайно услышанной от проходящих мимо людей. Будьте бдительны, внимательны и осознанны в своей жизни.

"Я не против того, что происходит". Я не против любых форм Жизни. Я не против изменчивости этих форм. Даже земная жизнь человека — это всего лишь мимолётная форма. А смерть — точка перехода в другую форму Жизни. Жизнь никогда не заканчивается для нас. И каждый момент этой Жизни даёт нам возможность испытать, Кто Мы Есть. Принятие всего как есть даёт возможность эволюционировать нашему сознанию, повышать уровень своего представления о самих себе. Создание всё более великолепной модели самих себя и есть процесс Творчества. Мы все творцы. Творцы мира вокруг нас, творцы самих себя. Сопротивление здесь, как говорится, бесполезно. Но надо открыть глаза, проснуться, осознать своё присутствие в пространстве Бытия, перестать воссоздавать всё время одно и то же. Настоящий художник стремится написать всё более совершенный шедевр. Он не тиражирует одну и ту же картину всю жизнь. Так станьте художниками своей жизни, своего мира. Войдите в реку Жизни и пусть течение её пронизывает всё ваше естество. Пусть энергия Космоса станет вашей энергией. Надо только встроиться в этот энергетический поток. И вышеизложенные духовные практики могут помочь вам. Даже реальный процесс умирания может стать вашей духовной практикой. Вы просто подготовите себя к более качественному переходу.

Удачи вам!


Рецензии