13. Мастер

После революционных событий нашему помещику пришлось уехать в Сибирь. Но брат моего деда ещё несколько лет содержал мельницу в исправном состоянии.

И только когда в одну из вёсен вода размыла берега, а восстанавливать запруду было некому, пруд опустел и со временем от него остался лишь глубокий овраг. Хозяйство это пришло в запустение, и Шамрат наиболее ценные вещи из мельницы перевёз в наш дом. Среди них были большие подвесные рычажные весы с чашами и гирями, а также рабочий тумбовый стол с выдвижным ящичком, сделанный им самим ещё в те времена, когда я не родился. Этот стол, до сих пор прочный и крепкий, стоит теперь в сенях моего дома, и я храню в нём продукты. А те мельничные весы всё ещё висят на стене в амбаре.

Шамрат мастерил тележные колёса, телеги и сани, делал бочки и рубил дома на заказ. Он был мастером на все руки. Вставал задолго до восхода солнца, шёл пешком за 30 километров в другую деревню, где работал на строительстве дома, и к вечеру возвращался обратно.
Однажды на стройке он упал с крыши и сломал руку. После этой травмы он уже конечно не мог работать плотником.

Имея после этого лишь одну здоровую руку, Шамрат уже в старческом возрасте мог ещё ставить на стол большущий кипящий самовар! А вот КАК он это делал, бабушка всегда с удивлением рассказывала: через одну ручку самовара пропустит полотенце, зажмёт его концы в зубах, а за вторую ручку берётся здоровой рукой. И таким вот образом пышущий жаром и бурлящий кипятком тяжёлый самовар аккуратно занимал своё почётное место на столе.


Рецензии