Прозрение

Жених

Зачем ты на кладбище, дева, укрылась,
Наполнив тревогою сердце моё?
Тебя ожидают под сводами церкви
Друзья и родные, священник и хор.

Десятки свечей зажжены в канделябрах.
Кадильницы дым фимиама струят.
Алтарь позолотою дивно сверкает
В чарующим свете драгих витражей.

Давно всё готово к обряду венчанья,
А ты средь надгробий и склепов сидишь
На камне холодном да пачкаешь платье
Сырою землёй, паутиной и мхом.

Идём же быстрее и в доме молитвы
Заветную нашу мечту воплотим!
Под сенью благою мы станем семьёю
И счастье в любви обоюдной найдём!

Чего же ты медлишь? Чего так печальна?
Я прежде такою не видел тебя.
Ты будто подавлена трауром тяжким,
Хотя мы сегодня должны пировать.

Послушай, как сладостен зов псалмопевцев!
Как перекликаются колокола!


Хор

Словно лилия
Между тернием,
То любимая
Девица моя
Велелепная
Между прочих дев! [1]

Внешняя краса
Суетна весьма
И обманчива!
Кто обрёл жену
Добронравную,
Тот воистину
Сделался богат! [2]


Невеста

Сей мир так устроен, что праздники наши
Сменяются часто лавинами бед,
И больше несчастных людей, чем счастливых.
Но слышать желаем не стон мы, а смех…

Вчера навещала я друга, который
Кошмарным недугом прикован к одру.
Два года он денно и нощно стенает
От боли, пронзающей тело и дух.
Лишь сон, вызываемый маковым соком,
Способен её ненадолго унять.
Но, чтоб исцелиться лекарств не сыскалось.
Бессильны врачи. И, надеясь на смерть,
Страдалец о ней Вседержителя молит.
Мечтает покой получить за Чертой.
Мечтает, чтоб тело во гробе почило,
А дух вознесён был в прославленный Рай,
Где нет маяты, нет врагов и болезней,
Где добрая радость лучится вовек.
Её источает Создатель Вселенной.
Святых Он утешит, избавив от зла.

И вот, поглядев на мучения друга,
Задумалась я грядущем своём,
Ведь может внезапно подобная участь
Постигнуть не только других, но и нас.

А дальше о детях задумалась, коих
С тобою собрались мы в браке родить.
Представила их вопиющих от пытки,
Растянутой роком на несколько лет.

Сойду я с ума, коль стрясётся такое
И буду сама беспрестанно тужить,
Пока не отправлюсь в обитель умерших,
Пока не умолкну во мраке могил.


Жених

Не время теперь для речей столь унылых.
Однако тоску я развею твою,
Напомнив, что адские хвори терзают
Не всякого жителя бренной земли.

Ведь были и есть человеки, которых
И в мире от горя Господь оградил.
Их ноша легка и веселье им блещет
Звездой путеводной, куда бы ни шли.

Немало счастливцев известно в округе,
И отпрыски наши, скорее всего,
В родимом краю наслажденье обрящут.
На то уповай неустанно и верь.


Невеста

Я верю, что воля Творца непреложна,
Да только провидеть её не могу.
Я не забываю, что смерть неизбежна
Для грешных и праведных, добрых и злых.

Бывает она и кровавой и долгой,
Позорной и мерзкой, похожей на ад.
А что до неё с человеком случится,
О том лишь гадать остаётся ему.

Не ведомо утром, что день уготовал.
Не ведомо днём, что закат принесёт.
И люди и звери в коварном тумане
Блуждают над бездной, а ветер невзгод
Столкнёт их во тьму, коль судьба так прикажет,
И смертный не сдюжит его одолеть.
Мир проклятый страждет меж небом и пеклом.
Так было веками. Так будет века.

Младенец, рождаясь на свет, не смеётся,
А горько рыдает, надрывно кричит,
Как будто бы знает, куда угодил он
И чем завершаются здесь все пути…

Нет, я не осилю роль матери скорбных,
На крах обречённых скитальцев земных.
Роскошный ковёр ткут отнюдь не для хлева.
Алмазами в нужнике пол не мостят.


Жених

Тебе повторяю, что вовсе не каждый
Мятётся от бедствий всю жизнь напролёт
И лютую гибель в конце принимает.
Блаженство и ныне под солнцем цветёт,
А ты лишь терновник сухой замечаешь.
Он сад плодородный собой заслонил,
Впиваясь в тебя ледяными шипами
Надуманных страхов и зряшной хандры.


Хор

Свет горит во тьме!
И объять его
Ей не суждено!

Озаряет Свет
Всех, кто праведен,
И веселием
Наполняет их!
Радует сердца
Благородные!

Свет горит во тьме!
Погасить его
Ей не суждено!


Невеста

О да, существуют избранники счастья.
Они насыщаются оным, пока
Не срежет Косарь их цветы на границе
Меж нашей юдолью и миром иным.

Но баловней этих нередко успешность
Пьянит, понуждая столь грязно грешить,
Что Божьи чертоги их не принимают
Ни до преставленья, ни после него.

Притом нечестивцы сии, возгордившись,
За мудрых святых почитают себя
И не сомневаются в собственных силах
На зависть глупцам, чей удел – суета.


Жених

Своих мы детей воспитаем как должно.
Едва ли бесчинствовать станут они,
Коль нашим примером научены будут
Как надо Господень закон соблюдать.

Уверен, мы с ними отчизне послужим
И славу добудем на ниве добра.
Мы истиной Божьей чванливость изгоним
И богоугодную жизнь проведём.


Невеста

Ребёнок не глина, из коей возможно
Слепить по желанью горшок иль кувшин.
Адамом и Евой в любви был наставлен
Их первенец Каин, однако убил
Безжалостно брата невинного в поле,
Проклятье с проклятием соединив. [3]
И так же потомки его бушевали,
Пожары войны возжигая везде…

О, если бы первая пара не тщилась
Без Бога Благого обресть благодать,
А закаменела в немом покоянье
Под тенью закрытых эдемских ворот!

О, если бы падшие первые люди
Не принялись новых людей порождать!
Тогда всё иначе сложилось бы в мире!
Он был бы опять в парадиз превращён!

Но нет, человеки, послушавши Змея,
Решили богами соделать себя. [4]
И не прекращают пытаться, хоть видят,
Как ядом сочатся плоды их трудов.

Семью иль империю мы созидаем,
Деревню иль город – в итоге всегда
Упадок и зло на костях торжествуют
Среди осквернённых безликих руин.


Жених

Однако Сам Бог повелел размножаться
Адаму и Еве, а также всем тем,
Кто спасся в ковчеге во дни катаклизма,
Накрывшего сушу безмерной водой. [5]


Невеста

До грехопадения заповедь эту
Услышали первые муж и жена,
Что были в Эдеме бессмертны и здравы,
Ни в чём не нуждались, не гнулись под злом.

А после изгнания люди погрязли
В чудовищной скверне, призвавшей потоп.
Лишь Ной уцелел и его домочадцы,
Дабы совершилось рожденье Христа.

И в нужное время явился Мессия
Великую жертву свою принести
За тех, кто, раскаявшись, хочет подняться
Тропой добродетели в царство Творца.

Христос же учил и апостолы тоже,
Что лучше безбрачие людям избрать,
Храня целомудрие паче зеницы,
Храня от разврата и душу и плоть. [6]

В Священных Писаниях Иеремия
Тот день проклинает, когда был рождён. [7]
А Екклесиаст говорит, что блаженней
Живых и умерших тот, кто на Земле
Не существовал и не зрел злодеяний,
Кипящих под небом уж тысячи лет. [8]


Жених

Сейчас ты сама же себе прекословишь.
Откуда бы взяться Христу и святым,
Когда бы их предки семей не создали
И не породили несчётных детей?


Невеста

Господь Всемогущ. Он из праха иль камня
Способен любое дитя сотворить. [9]
Господь Всемогущ. Он бы спас и бездетных,
Когда бы они отрешились от зла.


Жених

Тебя нелегко убедить, но я должен.
И будет мой довод последний похож
На ереси тех смуглоликих народов,
Чьи страны средь знойного юга лежат.

Я думаю, что человек не однажды
Приходит на Землю, дабы закалить
Себя в испытаньях и стать совершенным,
Стать, тем, кто достоин жить вечно с Творцом.

Поэтому духи спешат воплотиться.
И могут помочь им такие, как мы.
К тому же порою пророки Господни
Подобно Илье возвращаются к нам. [10]


Невеста

Возможно, ты прав, но семейное бремя
Не мне волочить в буреломах безумств.
Я к Богу стезёй непорочности двинусь.
Она мне гораздо милее, чем брак.


Жених

Понятно. Меня ты нисколько не любишь.
Готова легко оттолкнуть и уйти
В глухой монастырь, где краса и здоровье
Увянут без пользы, истлеют во мгле.


Невеста

Нет, я не намерена близких покинуть,
Ведь мы как и прежде друг другу нужны.
Тебе же я верною буду сестрою,
Коль не воспротивишься этому сам.
А ныне я жажду лишь уединенья.
Пусть буря закончится в сердце моём…


Хор

Ведь крепка любовь,
Словно смерть сама!
Не зальют огонь
Истинной любви
Воды хладных рек!
Не потушит ветр!

Никому её
Не дано украсть
Иль приобрести
За сокровища! [11]



[1] «Что лилия между тернами, то возлюбленная моя между девицами» (Песн 2:2).

[2] «Кто найдет добродетельную жену? цена ее выше жемчугов… Миловидность обманчива и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы» (Притч 31:10, 30).

[3] «Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей» (Быт 3:17). «И сказал Господь Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему? И сказал: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли; и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей; когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле» (Быт 4:9-12).

[4] «И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт 3:1-5).

[5] «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт 1:27-28). «И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю» (Быт 9:1).

[6] «…всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф 5:28). «…ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления – это оскверняет человека» (Мф 15:19-20). «Не все вмещают слово сие, но кому дано, ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит» (Мф 19:11-12). «А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины... Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я. Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться» (1 Кор 7:1, 8-9).

[7] «Проклят день, в который я родился! день, в который родила меня мать моя, да не будет благословен! Проклят человек, который принес весть отцу моему и сказал: "у тебя родился сын", и тем очень обрадовал его. И да будет с тем человеком, что с городами, которые разрушил Господь и не пожалел; да слышит он утром вопль и в полдень рыдание за то, что он не убил меня в самой утробе – так, чтобы мать моя была мне гробом, и чрево ее оставалось вечно беременным. Для чего вышел я из утробы, чтобы видеть труды и скорби, и чтобы дни мои исчезали в бесславии?» (Иер 20:14-18)

[8] «И ублажил я мертвых, которые давно умерли, более живых, которые живут доселе; а блаженнее их обоих тот, кто еще не существовал, кто не видал злых дел, какие делаются под солнцем» (Еккл 4:2-3).

[9] «Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму» (Лк 3:8).

[10] «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием» (Мал 4:5-6). «Иисус начал говорить народу об Иоанне: что смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую? Что же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Носящие мягкие одежды находятся в чертогах царских. Что же смотреть ходили вы? пророка? Да, говорю вам, и больше пророка. Ибо он тот, о котором написано: се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его. От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его, ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна. И если хотите принять, он есть Илия, которому должно придти. Кто имеет уши слышать, да слышит!» (Мф 11:7-15)

[11] «Положи меня, как печать, на сердце твое, как перстень, на руку твою: ибо крепка, как смерть, любовь; люта, как преисподняя, ревность; стрелы ее - стрелы огненные; она пламень весьма сильный. Большие воды не могут потушить любви, и реки не зальют ее. Если бы кто давал все богатство дома своего за любовь, то он был бы отвергнут с презреньем» (Песн 8:6-7).


Рецензии