Нерядовая история с рядовкой в Австралии

Моя тёща очень любит собирать грибы. Я очень люблю их есть. Моя жена любит водить машину. Казалось бы, мы просто идеальная команда для грибных вылазок, но на практике ездим за грибами редко. Вот и сегодня мы поехали после многократных предшествующих «ну, в следующие выходные уже точно». Забавно, но в этот раз каждый из нас исполнял не свою роль. Например, за рулем оказался я, хотя этого не люблю. Правда, так меня не укачивает. Правда, это два с половиной часа. Правда, в последний час дорога виляет по живописному гребню горы, по бокам которой видны красивые долины. Правда, пока остальные любовались, я следил за виляющей дорогой, стараясь уложиться в заявленное время подъезда. В общем, вы уже догадались, что рассказ будет очень правдивым – это важно.

Нужное место мы проскочили и вернулись к нему после того, как полюбовлись на горы и долины лишний десяток километров. Но вот мы уже едем по нужной гравийной дороге и выбираем место для базового лагеря. Останавливаюсь возле вроде бы подходящего места. Обочина в густой траве, так что я попросил жену выйти и посмотреть, нет ли там скрытой растительностью траншеи, в которой можно оставить колесо. Я притормозил, жена вышла... а дальше нужен уже диалог.

- Так, ям вроде нет... вот туда... давай, чуть... ААААААААААААААААААААА, - одновременно с этим криком она телепортировалась обратно в машину и впилась в кнопку закрытия окна (вот когда пригодился бы ручной привод, хотя она, наверно, сломала бы ручку)
- ТАМ УДАВ, САША, ТАМ ОГРОМНЫЙ УДАВ – выдыхала жена, впившись взглядом в медленно уменьшающуюся щель окна.
- Боже мой, ты что! Точно удав?! – обеспокоенно уточнила тёща.
- ОГРОМНАЯ ЗМЕЯ
- Не кричи, ты же спугнешь его сейчас – зашипел я, тихонько открывая свою дверь и прикидывая броситься ли к фотоаппарату, затерянному на заднем сиденье, или хватит мобильника.
- САША НЕ ХОДИИ – ОН В РУКУ ТОЛЩИНОЙ! 
- (Неужели повезло и встретили Diamond Python) – думаю я про себя, осторожно выглядывая из-за капота машины. В принципе день осенний, нежаркий, сильно активным питону быть не с чего. Но я раньше в дикой природе змей даже в полруки толщиной не встречал и внимательность тут не помешает.
- Саша, не ходи! не надо - присоединилась тёща. – На той стороне (дороги) грибы будем собирать. - На мой вкус это была лучшая реплика дня.
- Где он, ты его видишь? – спросил я, заглядывая в окно
- Прямо на обочине. Пожалуйста, ОСТОРОЖНО.

И тут я увидел. То, что это не был «удав в руку толщиной» я убедился почти сразу, но реакция жены в общем-то была тоже понятна. Дело в том, что мы оба были в курсе, что Diamond Python у нас водятся и могут достигать 2-3 метров. Но пресмыкающееся, на которое я смотрел, было каким-то коротким, свернутым в полукольцо обрубком, с большой головой и крупной чешуёй. Видимо это, в сочетании с мясистой толщиной, и навело мою жену на мысли о большом удаве. Ещё через пару секунд я научно-достоверно разглядел ноги животины и объявил пассажирам, что опасности нет.
- Ты хорошо рассмотрел, что там есть ноги?
- Да говорю тебе – ящерица это, ящерица.  – Было еще несколько реплик подобного характера, которые я опускаю для краткости.
Несмотря на то, что удав оказался неудавшимся, место нам не понравилось и мы решили переехать на другое. Кстати, если вы решили, что это было самое напряженное место рассказа, то ошибаетесь.

Наконец, последние метры позади и машина замирает у подходящей обочины. Наша грибная диспозиция продумана, но, наверняка, будет неожиданной для читателя. За машиной мы раскладываем дорожный столик, возле которого в кресле и с ножом наизготовку устраиваем тёщу. К сожалению, больше нескольких метров ей не пройти, поэтому в проекте «За грибами» она на месте стоянки будет заниматься первичной обработкой поступающей из леса продукции. В те времена мне нужно было поменьше ходить и я был оставлен в «базовом лагере» в распоряжении тёщи для мелких поручений, а также для контроля общей ситуации (противоудавная оборона итп). Я устроился в кресле напротив тёщи, а в лес мы отправили самое дорогое, что у нас есть. Через 10 минут мы поняли, что грибов мало. Если бы, их было «как обычно», то Лена уже бы вернулась с полным ведром огненных рыжиков. Для собственного успокоения мы с тёщей стали вспоминать всякие грибные истории, как она собирала грибы ещё до войны, как после, как потом те места затопили, как собирали грибы в П. и в Ч. Я в свою очередь вспоминал свои городские истории про редкие походы за грибами.

Наконец показалась Лена и принесла ведро рыжиков и несколько маслят. Новости были настораживающие – даже рыжиков было мало. Но были и обнадеживающие – в лесу было очень много грибов, в которых она была не уверенна и принесла один на проверку. Тёща тут же определила подозрительный гриб как Рядовку и потребовала включить его в сборочный реестр. Лена осталась в сомнениях и пошла на вторую ходку, надеясь всё же раздобыть побольше рыжиков. Мы с тёщей продолжили неспешный обмен грибными и жизненными наблюдениями. На этот раз особое внимание мы уделили обсуждению вкусовых качеств рядовки. Ожидание Лены пошло веселей, так как грибы, собранные за первую ходку, были высыпаны на стол и за разговорами мы производили их первичную очистку и проверку (ну, хорошо-хорошо, в основном тёща). Обработанные грибы мы складывали в большую пластиковую бадью для белья.

Через минут двадцать Лена вернулась с новым ведром – треть рыжиков, остальное рядовка. Я порадовался, так как, честно говоря, не то, что не люблю рыжики, но люблю их меньше других грибов. Тёща тоже похвалила дочу и, освободив ведро на стол, отправила её наполнять его опять. Тут мой рассказ по форме воспаряет к высям былинных сказаний: и в третий раз вышла Лена из лесу с ведром грибов, и в третий раз там были рыжики и рядовка. Правда, после третьего захода Лена сказала, что больше она в лес не пойдет, а хочет кушать и объявила обед, который у нас совместился с завтраком. За походным, но отнюдь не лишенным украинской обильности и гастрономической приятности, обедом мы с тёщей деликатно намекали Лене, что в бадью можно поместить еще одно ведро, а потом и само ведро наполнить. Лена намёков не принимала, а наоборот обостряла ситуацию, говоря, что, во-первых, никуда не пойдёт, а во-вторых, выбросит эти поганки, которые мы называем рядовкой. При каждым обзыве рядовки поганками тёща вскрикивала с приговорками «Боже збавь», «что ты такое говоришь», итп. Казалось, что наша с тёщей позиция относительно продолжения сбора грибов была проиграна, но у нас были мощные союзники: специальным образом отваренная подчеревка, запеченная курица, крутые яйца, помидоры с огурцами и перцами, последняя пасочка, джем. И все это на свежем воздухе, под пятьдесят грам коньяку...

В общем, после чая жена взяла ведро и опять пошла в лес, возвратившись через двадцать минут с ведром рядовки и парой-тройкой рыжиков. Пока она ходила, я тоже собрал возле обочины пару рыжиков и пригоршню рядовки – то что в руки поместилось, я даже кулька не брал. Лена принесла уже действительно последнее ведро. Мы с тещей его обработали, бадья наполнилась грибами доверху и мы поехали домой. По дороге ситуация вокруг рядовки стала накаляться.

Лена начала усиленно разъяснять нам с тёщей, что «странные грибы» никто есть не будет, пока она их надежно не идентифицирует и не даст добро. Мы с тёщей особо не сопротивлялись. Я знал, что с грибами она всё равно сделает так, как захочет. Теща повторяла, что «я тебе говорю – это рядовка», «брала рядовки десятки лет», что «ты же сама их ела с детства», и что это «чудесный гриб». Гриб таки действительно вкусный. Жена напирала на то, что в неизвестных местах известные грибы могут выглядеть по-другому и даже приобретать страшные свойства. Надо сказать, что в Австралии про это как раз тогда где-то такое писали. Тёща продолжала гнуть свою линию:

- Вот приедем, я сразу приварю небольшую порцию и на сковородку. А вы если боитесь, то можете до утра подождать.
- Мама, у нас всего полгода назад был страшный случай. Повар китаец нашел тут грибы, которые он принял за те, которые собирал в Китае. Набрал и накормил и семью и гостей.  Несколько человек умерло или в больницах с осложнениями. – Что-то такое грустное действительно было.
- Ну, то ж китаец, а я рядовку знаю, - беспроигрышно парировала тёща.
Я понял, что рядовка в принципе в безопасности. Единственной угрозой могла стать какая-нибудь стремительная диверсия (а-ля резкий выброс грибов в мусорный контейнер). Но такая конфронтация была маловероятна, так как грозила бы серьезными политическими, а то – с учетом возраста тёщи – и медицинскими осложнениями.

По приезде, тёща сразу двинулась на кухню, а жена схватилась за лэптоп - началось антидиалектическое соревнование хтонической эмпирики с информационными технологиями 21 века:
- Я серьезно говорю, никто не будет есть эти грибы, пока я не дам добро, - устрашительным голосом в очередной раз повторила Лена.
Под эту фразу тёща тут же отломала небольшой кусочек сырого гриба и съела:
- Леночка, совершенно нормальный гриб, обычная рядовка.
- Ты понимаешь, что это другой континент? Тут всё может быть другое.
- Ну ищи в своём интернете, если хочешь. Что ты там найдёшь? там же всё по-австралийски.

Тёща стала забрасывать порцию рядовки на отварку, а у Лены зазвонил мобильник (поскольку я хорошо знаю собеседницу, я предположу её фразы и подставлю их в диалог в скобках):
- Алло. Ирочка, привет!
- (Привет, как дела?)
- Слушай у меня тут двое сумасшедших.
- (Боже, что случилось?)
- Мы только что с грибов. Рыжиков было мало и они с мамой уговорили меня набрать подозрительных грибов.
- (Вы что неизвестных грибов набрали?)
- Мама уверена, что это рядовка, а я не знаю...
- (Ни в коем случае!) – дальше видимо пошел краткий пересказ истории про китайца.
- Я ищу в интернете, но не могу найти. – Кстати, я предлагал свои услуги по-быстрому поиску информации, но был отвергнут по причине конфликта интересов
- (Господи, ну, давай я Валеру пришлю...) – Валера это муж Иры и он хорошо разбирается в грибах. Думаю, что тёща лучше, но Валера с Ирой жили в Австралии уже почти 20 лет и были хорошо знакомы с местными особенностями всего.
- Да нет ну что ты. Я сейчас найду.
- (Подожди! У нас же есть энциклопедия австралийских грибов. Я тебе перезвоню)

В этот момент сверху спустилось подрастающее поколение, отягощённое медицинскими амбициями и соответствующими дипломами.
- Что у вас тут происходит?
- Да вот отец с бабушкой собрались эти грибы есть
- А они съедобные?
- Непонятно...
- Съедобные, съедобные – тёща из кухни. – Это обычная рядовка, – разъяснила она, пробуя отвар из ложки.
- Ты понимаешь, на сайте этой местности написано про грибы и сказано, что можно собирать маслята и рыжики, а про эти ничего не написано
- Папа, ты что?
- Ну что вы, как дети прямо, – вступаю я. – Кто ж вам на официальном сайте напишет что-то другое? У нас грибы это продовольственная программа, а у них просто прикол. Им назвали те два гриба, которые спутать ни с чем плохим просто невозможно. А рядовка, она того, она серьезного отношения требует. А иначе какие-нибудь придурки нажрутся поганок, а семьи консулат засудят.
- Папа, но если есть даже маленький риск, как ты можешь?! – так прикольно наблюдать, как маленький человек сначала обгоняет тебя в росте, а потом и в ответственном отношении к жизни.
- А кто с кашлем пьет айс ти из холодильника? – начинаю я грязные демагогические игры.
- Господи, и этот человек мне вчера рассказывал про расщепления электрона. – Реплики сына хотя и не были театральными по интонации, всё же напомнили мне классические греческие трагедии.
- Да нет никакого риска – бабушка 60 лет их собирает.
- Но тут может быть другая разновидность с токсинами.
- Нет ничего совершенно одинакового и при том разного. Теоретически твоя версия с токсинами возможна, но такая вариация вида имела бы еще какие-то отличия. В морфологии, запахе, вкусе. - (Конечно, это было антинаучно, но в запале полемики…).
- У меня нет слов... и как ты узнаешь вкус, не попробовав?
- А бабушка уже попробовала.
- Я говорю вам, что рядовка! – из кухни. -  И вид, и запах, и вкус.
- Отлично. Нет я просто не знаю... – надежда семьи пафосно уходит наверх.

Тут у Лены зазвонил мобильник. Она сняла трубку, а я взял её лэптоп и начал свой поиск – посеяло любимое чадо семена какой-никакой ответственности.
- Ира ты?
- (Да. Ты не представляешь, какую идиотскую энциклопедию грибов он купил. Там есть все грибы и всё про них, кроме того, какие съедобные, а какие нет!)
- Не может быть!
- (Я тебе говорю. А как у вас там развиваются события?)
- Мама уже слила воду и собирается жарить, по ходу пробует. Саша поставил хлеб на стол и ждет. Малой схватился за голову и ушел наверх.
- (Ну, хоть ты не ешь, чтоб, не дай бог что, в госпиталь было кому повезти)
- Да, что ты, конечно, не буду.

Дальше девушки перешли к обсуждению предстоящей поездки в горы, а я идентифицировал рядовку как Рядовку Серую сиречь Tricholoma portentosum. Про вкусовые качества гриба (не говоря уже о съедобности) одобрительно отзывались в самых разных источниках. Лена лично проверила информацию о внешне схожих, но плохих видах. Приглашенная на консультацию надежда семьи прочитала соответствующие пассажи в интернетах и изрекла:
- Ладно, в принципе ничего страшного. В крайнем случае проблюются несколько дней. Оно им похоже на пользу будет. – И ушел в эмоциональном изнеможении.

Тут тёща грибы жарить закончила,
И мы с ней вдвоём их прикончили.
Чувствуем себя пока хорошо
А помрём, так не серчайте за то.

Сидней, 2012


Рецензии