История Турции часть 9

В 1448 г., желая оказать помощь своему союзнику, руководителю албанских патриотов, восставших в 1443 г. против турок, Скандербегу, Хуньяди собрал небольшое войско из венгров, чехов, поляков и немцев и выступил против турок, надеясь на помощь Сербии и с запада. Однако этой помощи он не получил. В битве на знаменитом по сражению 1389 г. Косовом поле (17-19 октября 1448 г.) войско Хуньяди было разгромлено. Так закончились два похода против турок. Эта катастрофическая неудача предрешила падение Константинополя и крушение Византийской империи. Для захвата Константинополя султану нужно было лишь время, чтобы оправиться от потерь, которые он всё же понёс в боях с войсками Хуньяди. Турки овладели Константинополем во второй половине XV в. и завершили завоевание Малой Азии, ставшей основным ядром Османской империи. В эти годы турецкий феодализм перешёл в развитую стадию, в эти же годы сложилась турецкая народность. Справившись с большими внешними и внутренними трудностями, Османское государство продолжало наращивать свою мощь и вплотную подошло к решению задачи, которую поставил себе ещё Баязид Молниеносный в начале XV в., - завоеванию Константинополя. Полувековой передышке, полученной Византией благодаря Тимуру, пришел конец. Византийский император был совершенно бессилен перед лицом смертельной опасности, которая нависла над остатками его империи и над ним самим. Его владения ограничивались Константинополем и окрестностями да небольшими крепостями - Силиври на Мраморном море, Визе, Ахйолу и Мисиври на Чёрном.

Император был лишен возможности сноситься по суше с христианским миром, так как за пределами его небольшой территории простирались турецкие владения. Фактически Константин XI уже тогда находился в зависимости от султана и платил ему дань. Даже престол он получил, опираясь на поддержку султана Мурада II. Император безуспешно старался получить помощь от соседей, папы и западных стран. Папе Константин обещал осуществить церковную унию, которая соблюдалась лишь при дворе. Однако не только массы, но и влиятельные верхи и слышать об этом не хотели. Ведь католические Венеция и Генуя, тесно связанные с папой, захватили часть византийских земель силой н навязывали населению унию, притесняя его. Они грубо вмешивались во внутренние дела Византии, были её злейшими противниками в области торговли, особенно с Востоком. Насколько ненавистна была мысль об унии, видно из слов начальника артиллерии Луки Нотара, которому принадлежала виднейшая роль в защите Константинополя: «Уж лучше Константинополю быть под властью турецкой чалмы, чем папской тиары». К этому времени Константинополь находился в состоянии глубокого экономического кризиса и упадка. Он насчитывал в 30-х годах XV в., по разным данным, 30-60 тыс. жителей. Торговля почти прекратилась. В самом городе было много пустырей. Частыми гостями были чума и голод. Зимой 1451 г. султан Мехмед II начал подготовку к осаде Константинополя - подтягивал войска и снаряжение, готовил артиллерию и флот.

Стремясь лишить Константинополь возможности получать военную помощь и продовольствие по Чёрному морю, султан решил построить на европейском берегу Босфора, в самом его узком месте, крепость, артиллерия которой могла бы топить суда, проникшие в пролив. По приказу султана три везира в конце марта 1452 г. приступили к постройке крепости. 6 тыс. строителей за счёт этих везиров в течение четырех месяцев возвели крепость известную под турецким названием Румелихисар (Румелийская крепость). Аналогичная крепость, возведенная еще в 1396 г. при Баязиде I, уже существовала на анатолийском берегу. Византийский император, узнав о строительстве крепости на европейском берегу Босфора и поняв, чем это ему грозит, попросил у Мехмеда II возобновить мир на любых условиях. Но султан поставил лишь одно условие - сдать ему Константинополь, обещая взамен дать императору византийскую же область Морею. Константин заявил, что предпочитает умереть в бою, чем сдать город туркам. В апреле 1453 г. турецкая армия появилась под стенами города. По разным византийским источникам, она насчитывала от 150 до 400 тыс. чел. Современные турецкие историки считают, что армия, осаждавшая Константинополь, состояла из 150 тыс. чел., включая и турок, сбежавшихся грабить город после его падения. Большой отряд войск прислали султану его славянские вассалы. Огромной турецкой армии противостояло лишь около 6 тыс. греков и 3 тыс. иностранцев, главным образом венецианцев и генуэзцев.

Кроме большой сухопутной армии, Мехмед II имел и флот, насчитывавший, по турецким данным, 150, а по  византийским источникам, 420 крупных и мелких боевых и транспортных судов. Положение защитников города чрезвычайно осложнилось из-за грызни между венецианцами и генуэзцами и из-за предательского поведения генуэзцев. Мехмед II, зная, что крепость слабее защищена с той стороны, которая выходит к Золотому Рогу, задумал ввести туда свои корабли. Но путь преграждала железная цепь на поплавках и боевые суда, стоявшие за ней. Тогда султан решил перебросить флот по суше. С помощью генуэзцев он осуществил этот смелый план в одну ночь на 22 апреля 1453 г. Около 70 судов перетащили на катках и деревянном «настиле по восточной границе Галаты. Генуэзцы обеспечили даже жир (в ход пошло и свиное сало), необходимый для этой операции. Неожиданное появление турецкого флота в бухте Золотой Рог повергло в ужас защитников города. Понимая всю сложность обстановки, венецианцы задумали поджечь этот флот, но генуэзцы предупредили турок. Венецианцы, ничего не зная о предательстве, попытались осуществить своё намерение, но понесли большие потери и не достигли цели. Осада Константинополя турками длилась 53 дня. Горстка защитников, на каждого из которых приходилось по 20 турок, героически отбивала один приступ за другим. Византийский историк Франдзи, сам переживший осаду и попавший к туркам в плен, писал о неудачах Мехмеда II: «Дважды и трижды обрушивал он стены и засыпал рвы, но тотчас находил их опять восстановленными» (так было ещё до введения турками флота в Золотой Рог).

Замечательный русский источник «Повесть о Царьграде, его основании и взятии турками», автор которой Нестор Искандер, из отуреченных русских пленных, участвовал в осаде Константинополя, ярко описывает один из штурмов. Напряжение боя было таким, что «от шума стрелявших пушек и пищалей, от звона колоколов и крика дравшихся людей, от трескотни ружей, молний, вспыхивающих от оружия, от плача и рыдания городских жителей, жен и детей казалось, что небо и земля соединились и поколебались. Нельзя было слышать друг друга: вопли, плач и рыдания людей соединились с шумом битвы и колокольным звоном в единый звук, похожий на сильный гром. От множества огней и стрельбы из пушек и пищалей сгустившийся дым покрыл город и войска; люди не могли видеть друг друга; многие задохнулись от порохового дыма». Туркам, несмотря на огромный перевес, который они имели в людях и артиллерии, всё не удавалось взять Константинополь, бывший по тем временам первоклассной крепостью. В турецкой армии возникло брожение, которое ещё более усилилось в связи с распространившимися ложными слухами о подходе венгров с тыла и о приближении венецианского флота. На созванном султаном совете великий везир Халиль-паша, благожелательно (но не бескорыстно) относившийся к грекам, рекомендовал султану снять осаду, в противном случае, говорил он, западные государи выступят против турок. Его соперник везир Саган-паша, наоборот, убеждал султана продолжать штурм, уверяя, что численное превосходство турецкой армии обеспечит ему победу.

По словам Франдзи, Саган-паша заявил, что не верит в прибытие венецианского флота, в чём уверял Халиль-паша. Султан принял решение продолжать осаду. Он приказал бить бегущих турок палками и возвращать обратно. Мехмед II объявил день нового штурма и к этому, по словам Дуки, добавил, что «не ищет себе никакой другой добычи, кроме зданий и стен города. Другое же всякое сокровище и пленные пусть будут вашей добычей, - сказал он. Тогда все благодарили его». Решительный  и успешный штурм города произошел 29 мая 1453 г. Через проделанную артиллерией брешь, турки хлынули в город. Большинство защитников Константинополя погибло в бою. В их числе был и последний византийский император Константин XI Палеолог. Его голова была доставлена султану и выставлена напоказ, дабы византийцы убедились в гибели своего императора. Затем голову Константина, уложенную в банку, пересылали от одного мусульманского владетеля к другому, чтобы таким образом показать им победу ислама над Византией. По горам трупов и лужам крови въехал султан в недавнюю столицу Византии, за завоевание которой он получил у турецких летописцев прозвище - Фатих (Завоеватель). Тем временем на улицах и в домах Константинополя шла дикая оргия убийств, грабежа, насилий, угона жителей в рабство. «Когда они, вооруженные мечами, ворвались внутрь и увидели бесчисленную толпу, - сообщает Дука, - каждый стал вязать своего пленника, ибо не было там возражающего или не предававшего себя, как овца. Кто расскажет о случившемся там?

Продолжение следует в части  10                http://proza.ru/2020/09/27/1750


Рецензии