А вы себя любите?

«Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф.22:39).


Из вышеприведенных слов Иисуса Христа прослеживается два вывода: 1) – каждый человек любит самого себя и 2) точно так же нужно относиться и к другому человеку. Здесь ничего не говорится о том, хорошо это или плохо, когда человек любит самого себя – это просто факт, с которым нельзя не считаться. Такая любовь к себе самому оправдывает себя только в том случае, когда собственное отношение к себе ты делаешь эталоном своего отношения к другим людям и прежде всего на самом себе испытываешь свою способность к любви. Люди часто возражают на это такими словами: «Как это так? А как же самоотречение? Как я могу быть сосредоточен на себе и в то же время проявлять к кому-то любовь? И разве любовь к самому себе не являются эгоизмом?». Но в том-то и дело, что эгоизм и любовь к себе – вещи разные, но эти понятия часто путаются, потому что у многих не всегда есть ясное понимание относительно того, что значит любить, впрочем, как и в отношении того, что значит ненавидеть и эти понятия также довольно часто меняются местами и человек может думать, что он любит себя или кого-либо, в то время как на самом деле ненавидит и наоборот. Чтобы всё расставить по местам, нужно иметь ясное понимание того, что есть любовь, а что – ненависть.

Любовь к себе – это естественное качество человека, которым он обладает от рождения и Сам Христос говорит об этом как о чем-то самом разумеющемся: «Ты любишь себя – точно также люби и своего ближнего». Исходя из слов Иисуса Христа можно также заключить и то, что если человек не любит самого себя, то тем более он не способен любить кого-либо.
Апостол Павел так говорит о естественной любви человека к самому себе: «Никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее» (Еф.5:29) – может ли кто утверждать обратное? Когда какой-либо человек утверждает, что любить себя – это плохо, то не верьте, что он говорит это искренно, потому что сам-то себя он любит! Любить себя и заботиться о себе – это естественно, но хорошим это является только до тех пор, пока не становится главным, а то и единственным, смыслом жизни. Если заботу о своем теле мы делаем целью всей своей жизни – то это глупо и бессмысленно. Заботиться о себе надо, но это никогда не должно выходить за рамки необходимого, иначе мы рискуем потерять душу именно тогда, когда тело будет наслаждаться удовольствиями (хотя полного удовлетворения человек, поставивший заботу о плоти превыше всего, не испытывает никогда, потому что плоть ненасытна, особенно когда ей удается сделать своим рабом своего собственного хозяина). Самую большую степень нелюбви к самому себе человек показывает, когда никаким образом не заботиться о своей душе. Посмотрите на современную женщину – как много усилий и средств она затрачивает на то, чтобы внешне выглядеть красивой, но многие ли из женщин при этом могут похвастать тем, что не меньшие усилия они применяют и для того, чтобы красивой была их душа? В большинстве случаев присутствует только обман, когда внешняя привлекательность никак не соответствует внутреннему уродству; истинной же красотой обладает только та женщина, красота души которой намного привлекательнее красоты внешней, когда внешнее не только соответствует внутреннему, но и является его отображением. Это имеет отношение не только к женщинам, но и ко всем без исключения людям. Чрезмерная забота о себе и пренебрежение заботой о собственной душе – это всего лишь стремление ввести других в заблуждение, пустить пыль в глаза, обмануть и, конечно же, это наносит собственной душе величайший вред, делая ее грязной, порочной и лживой, поэтому эгоизм – это не любовь к самому себе, а самая настоящая ненависть и разве способен такой человек любить своего ближнего, если единственным для него ближним является он сам?


Так как тот, кто не заботится о своей душе, себя ненавидит, то истинно любящим себя является тот, кто о душе своей проявляет заботу и тем больше он себя любит, чем больше о ней заботится. Все мы знаем, что жизнь наша на земле временна, а значит – и тело наше временно так же. Со смертью тела в ничто превратиться и всё то, что было ради этого тела сделано, потому что с собой из этого мира человек не может взять ничего – ни дом, ни машину, ни удобную мебель, ни золота и драгоценностей: «Безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» (Лк.12:20); «Великое приобретение - быть благочестивым и довольным. Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем. А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям» (1Тим.6:-10). В отличие от тела, душа не умирает, но какой она пойдет в вечность – чистой или грязной, красивой или же уродливой? Поэтому и следует, если человек действительно себя любит, заботиться прежде всего о состоянии своей души, о ее чистоте и красоте. Когда люди клюют на красивую приманку, на внешний вид, то, когда узнают друг друга ближе – они разочаровываются и чувствуют себя обманутыми, если душа оказывается не такой привлекательной, как внешность, но насколько более счастлив оказывается тот, кто находит в другом человеке чистую и красивую душу! Все люди желают быть счастливыми, но не все понимают, что счастливым человеком может быть только тот, кто способен сделать счастливыми других, а иначе он просто недостоин счастья и никогда им обладать не будет. Именно поэтому любить ближнего так, как этого хочет Христос, может только тот, кто любит себя, постоянно заботясь о своей душе, приготовляя ее к вечности. Именно такая любовь к себе должна стать для человека естественной, потому что она приносит для человека реальную пользу и очищает его изнутри, а внешняя привлекательность при этом становится отображением внутренней красоты. Но в действительности наиболее естественным для человека является эгоизм и это неудивительно. Человеческой природе присуще желать того, что приносит сиюминутный результат – пятиминутное удовлетворение чем-либо для него ценнее того, что имеет отношение к вечности; в отношении к своей душе человек крайне беспечен или оставляя всё на потом, или же вовсе об этом не задумываясь. Нельзя быть слепым и бесчувственным по отношению к самому себе, потому что это влечет за собой непоправимые последствия и помимо этого – приносит несчастье самым близким людям, а это никак нельзя назвать любовью к ближнему. Главный вывод, который мы можем из всего этого сделать – кто, заботясь о своем теле, не заботиться о своей душе, тот себя и не любит; любовь же к себе проявляется в постоянной заботе о своей душе, о ее чистоте и красоте  - только такой человек способен любить своего ближнего так, как должно, а кто лицемерно заявляет, что любить себя – это нехорошо, то пусть скажет это Богу, Который говорит человеку: «Любовью вечною Я возлюбил тебя и потому простер к тебе благоволение» (Иер.31:3), а как можно относиться с пренебрежением к тому, что любит Бог? Поэтому не бойтесь себя любить – пусть сама ваша душа почувствует, что вы делаете всё возможное для ее блага: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мф.16:26). Нет ничего плохого в том, чтобы любить в себе то, что созидается Богом и никогда не будет предосудительной любой к себе, если к ближнему своему вы относитесь с не меньшей любовью.


Рецензии