Магнитогорск
Приглашенные знаменитости, некоторым из которых даже изредка бывает доверена роль главного приглашенного дирижера, хоть чаще и совсем на недолгого время они они бывают охвачены этим своим неожиданным счастьем. Вскоре баланс возвращается к норме. Но, кроме таких, которыми следует сильно гордиться на сцене, что они в принципе на нее иногда соглашаются выйти для пользы общего дела.
Нужно еще и некоторое количество таких умельцев стоять с дирижерской палочкой в руках, да при этом еще и, заглядывая временами в партитуры сочинений, четко понимать, что и для кого там написаны ноты в данный момент. Такие вот теневые (а я пишу о них, как о теневых, потому что их удел не лезть на сцену, а оставаться в тени великих как можно дольше) тоже крайне нужны для нормального появления на сцене того, на имя которого можно собрать полный зал. Только перед этим весь оркестр и сам должен уже уметь ориентироваться в текстах музыки. Этим и занимаются с оркестром незаметные люди.
Но очень редко и на их улицы тоже приходит сомнительное счастье показать своим родным и близким, и небольшому количеству слушателей на не слишком престижных концертах, (которые чаще проходят по воскресеньям в дневное время, когда на концерты приводят детей) свое мастерство управляться с оркестром в условиях максимально близким к реальным.
Таким у нас в НФОР служил дирижер В. Симкин с самого начала организации нового оркестра. Был очень недолго время (только месяц примерно) некий дирижер, от которого и имя в голове не осталось. Тот был назначен исключительно для проведения отдельных групповых репетиций с духовиками. Целью его было попытаться научить взрослых, бывалых, и абсолютно самодостаточных оркестрантов играть максимально чисто и стройно, чтобы звуки сливались больше прежнего результата. Думается мне, что с заданием ему справиться совсем не удалось.Потому он и исчез отовсюду. И из памяти тоже.
Но вот был и еще один дирижер, ныне просто покойный уже. Он получил кличку "Тишайший" по имени одного из государей Романовых. Он и на самом деле был очень тихим и скромным. И почти ни разу за все годы работы, так и не сорвался на крик. Хотя, видит Бог, наверняка ему этого очень часто хотелось. При том непочтении, которым его окружили самые уверенные в себе из просто уверенных. Этот Алексей Михайлович Степанов до прихода в прославленный симфонический оркестр под руководством В. Спивакова много лет добросовестно трудился в ГАБТ. Поэтому репертуар он знал хорошо. И работал тоже очень добросовестно с оркестром.
Ему удавалось дирижировать оркестром на концертах просто исключительно редко. Ведь даже сцена Бауманского института уже была занята дирижером В. Симкиным.
Но вот если все же и он тоже дорывался до сцены в концерте. Как он тщательно подходил ко всему, начиная с себя.
Красивая рубашка, и бабочка в цвет, запонки специально для концерта.
Вот один из концертов оркестра, где ему позволили официально выступить только в первом отделении из двух намеченных. Проходил в городе Магнитогорске, куда оркестр приехал в тех самых личных трех вагонах. Город был только одним из списка других городов на маршруте поездки по Уралу и нескольким городам Западной Сибири.
Нас явно очень ждал тогда весь этот город металлургов. Они погрузили нас снова в три автобуса. И поселили в самой лучшей своей гостинице из имеющихся в городе.
Город не помню совсем. Выходить никуда не хотелось. А из окон только дым, туман и обилие труб заводских.
К вечеру в автобусах мы переехали площадь, и выгрузили нас у лучшего в городе зала одного из Дворцов Культуры этого города. Там нас разместили в огромном зале, где стояли станки (балетные, а не фабричные. Зал перегородили на две части занавеской и ширмами, и разделили на женскую и мужскую гардеробные комнаты.
В первом отделении того памятного концерта предполагалось сначала усладить души металлургов Третьей симфонией Ф. Шуберта, а во втором уже сам В. Спиваков готовился поразить всех металлургов одной из симфоний П. Чайковского. №4 или №5, какой-то из них.
Надо заметить, что Неоконченная симфония у Ф. Шуберта есть только одна.Хоть и она довольно солидная. И ее, Неоконченной, тоже вполне хватает на целое отделение.
Все свои остальные симфонии композитор окончить успел. И все они славятся именно своими божественными длиннотами. Он хорошо старался их все сочинить. Хоть современники и не захотели их оценить, пока он еще был жив.
Это все очень хорошие симфонии в рамках венского классицизма в музыке. Они все его образцы из ярчайших.
Вот отыграли мы перед переполненным залом божественно длинную симфонию. И повлеклись в свои раздевалки ждать встречи с В. Спиваковым и П. Чайковским. Сидим. Ждем звонков ко второму отделению.
Вдруг вбегает инспектор оркестра. И велит всему оркестру проходить на посадку в автобусы, и возвращаться в гостиницу без всяких Чайковских. Весь оркестр обалдел. Нам всем и самим неудобно.
И пошли мы мимо публики, которая ждала второго отделения в фойе, в наши автобусы.
А ведь население города явно так нас ждало. Они все нарядились в свои лучшие платья и костюмы. Они стоят, ждут звонков к началу второго отделения, а мы все чинно с футлярами идем мимо них. Ужас и стыд.
Много позже слухи до нас донесли. Что до начала концерта были проведены переговоры с губернаторами и другими властями о каких-то очередных деньгах для оркестра. И закончились все переговоры полным провалом.
Тогда и было решено не играть для народа концерт.
Вот о чем я еще изредка вспоминаю, когда слышу название города Магнитогорск.
Конечно, вполне очевидно, что мы там были один-единственный раз, и больше этого города не будет в списке городов для гастролей.
Но!!!
Дирижер А. Степанов знал и все симфонии Чайковского не хуже симфоний Шуберта и других композиторов. Он точно мог все их дирижировать даже без нот. А уж с нотами-то и подавно в этом не было проблемы.
Я понимаю, что маэстро В. Спивакова успели обидеть отказом про деньги...
Но ведь металлурги. Так ждали концерта. Они так нарядились и готовились.
Надо ли было наказывать весь народ, даже если тебя и обидели власти?
Свидетельство о публикации №220111100947