133 авиадивизия в контрнаступлении под Москвой

133 авиадивизия в контрнаступлении под Москвой

Нет худа без добра! Нечеткий почерк, ведущего «Журнал боевых действий» 42 ДБАП 133 авд, вынудил меня проверять по картам названия пунктов, указанных в маршрутах боевых вылетов.  В результате передо мной открылась картина боевой работы дивизии. Она в декабре 1941 года была направлена на срыв ж.-д. перевозок противника на участке железной дороги от Идрицы до Ржева. Дивизия продолжала летать отдельными экипажами и днем, и ночью. 42 ДБАП летал, как правило, с аэродрома Углич через северо-запад до ст. Любинка, что севернее ст. Спирово, либо до Лихославля, что южнее ст. Спирово и на юго-запад до целей, находящихся на выше указанной ж.-д. ветке. Экипажи бомбили станции, эшелоны и само ж.-д. полотно, дабы за счет вынужденного ремонта путей сорвать графики ж.-д. перевозок.

Боевых потерь 133 авиадивизия в декабре 41-го не понесла, но матчасть теряла из-за метеоусловий, приводящих к вынужденным посадкам на «чужие» аэродромы, где их никто не ждал.

Весьма интересны воспоминания генерала Бабенко, с которых и начну, а затем представлю архивные документы в хронологической последовательности от вылета к вылету.

И так слово командиру 42 ДБАП, тогда еще капитану, Бабенко Андрею Дементьевичу:

«Началу контрнаступления 5. 12. 1941 года общая обстановка в стране оставалось тяжёлой. Народное хозяйство СССР понесло исключительно большие потери. Произошел резкий спад в производстве вооружения, особенно в самолётах и танках.

Для пополнения частей материальной частью, самолёты Ил-4 приходилось перегонять с Дальнего Востока из Комсомольска-на-Амуре. 42 полк в боях под Москвой понес большие потери в личном составе и материальной части. На пополнение стали прибывать экипажи летного состава. Самолетов в полку было крайне мало. Бомбовый залп полка резко снизился.

На нашем аэродроме стоял четырехмоторный самолет Тб-3, закрепленный за одной тыловой частью, для перевозки необходимых грузов. Этот самолет, с моторами М-17 не отличался надежностью. Моторы имели несколько перечисток. В полку на Тб-3 прежде никто не летал, кроме лётчика Нихая /Василий Арсентьевич/, бортового техника Рокша /Михаил Гаврилович/ и меня.

Для усиления бомбового залпа полка, командир дивизии товарищ Дрянин поручил мне и штурману дивизии товарищу Ноздрачеву /Степан Игнатьевич/подобрать экипаж и подготовиться на этом самолете к полёту ночью.

Через несколько дней экипаж самолета Тб-3 взлетел с Ярославского аэродрома и взял курс на заданную цель. Нам было приказано нанести удар по механизированным и танковым колоннам, передвигающимся по дорогам Вязьма - Ржев. Боевую задачу экипаж выполнил, но в целом наш полёт закончился неудачно.

Полёт к цели осуществлялся с набором высоты. Не долетая до цели несколько десятков километров, левый средний мотор начал давать перебои в работе. Сделав несколько заходов, штурман сбросил весь бомбовый груз по заданной цели, после чего дал лётчикам курс на свой аэродром.

На обратном пути погода была хорошая. Светила луна, заливая своим светом поверхность земли, но этот блеск затруднял летчикам введение визуальной ориентировки. На обратном пути от цели отказал правый крайний мотор, а левый средний хотя с перебоями, но продолжал работать. Полёт пришлось выполнять с левым креном и со снижением. Расчётное время истекло, аэродрома нет, мы идём прежним курсом. Перебои стал давать и средний правый мотор. Идём со снижением. Затем внезапно отказал левый крайний мотор, который работал с перегрузкой. Нужно было немедленно садится. Впереди по курсу просматривался церковь, а непосредственно за ней находилась белая поляна. Было принято решение садится на эту площадку. Приземлились нормально, но на пробеге левая стойка шасси наскочила на уплотненный санным транспортом снег и подломилась. Экипаж не получил никаких ушибов. Площадка была ровной, но небольшой, покрытая метровым слоем снега.

На границе площадки была деревня. Отыскали сельский совет. Позвонили в штаб дивизии, сообщили о выполнении задания, о потери ориентировки и о месте посадки. На второй день часть экипажа выехала в Ярославль.

Может возникнуть вопрос: зачем нужно было лететь на таком изношенном самолёте на боевое задание. Когда мы сами себе отвечали так: если требует боевая обстановка, то нужно лететь и на таком самолете. Шли бои под Москвой. Такой вопрос не должен был возникнуть, если бы экипаж не потерял ориентировку. А потеряли ориентировку, по-видимому, потому, что ранее имевшиеся у экипажа навыки полетов на самолетах Тб-3 в какой-то мере были утрачены, в связи с этим и перед полетом, и в полете, летным составом экипажем чего-то не было учтено, не все предусмотрено и не все сделано.

Контрнаступление под Москвой закончилась 7 января 1942 года. В боях при обороне Москвы и под Тихвином мужественно сражались лётчики: Улюшкин Василий Васильевич /17.10.1941 г. погиб при выполнении боевого задания/, Лифанов Сергей Михайлович/18.10.1941 г. погиб при выполнении боевого задания/, Жиляков Алексей Алексеевич /16.10.1941 г. погиб при выполнении боевого задания/, Уржунцев Константин Исаакович /ГСС/, Глыбин Георгий Васильевич /26.10.1941 г. погиб при выполнении боевого задания/, Родин Иван Иванович /18.10.1941 г. погиб при выполнении боевого задания/, Рожков Николай Арсентьевич / 20.09.1943 не вернулся с боевого задания/, Кобенко Владимир Гордеевич /30.08.1942 г. погиб при катастрофе/, Новожилов Николай Вячеславович /ГСС/, Нехай Василий Арсентьевич, Романов Петр Иванович /ГСС, погиб 18 04.1945 г. при выполнении боевого задания/, Платонов Константин Петрович /ГСС,  08.04.1944 г. погиб при катострофе/; штурманы: Ровда Николай Емельянович /17.10.1941 г. погиб при выполнении боевого задания/, Гордеев Павел Васильевич /26.10.1941 г. погиб при выполнении боевого задания/, Рудавин Андрей Григорьевич, Садовников Иван Корнеевич /18.10.1941 погиб при выполнении боевого задания/, Гордюшин Павел Ильич /19.04.1942 г. погиб при катастрофе/, Морозов Иван Борисович /16.10.1941 погиб при выполнении боевого задания/, Зимбахтин Борис Григорьевич /24.01.1942 г. погиб при катастрофе/, Братусь Иван Митрофанович / 15.10.1941 г. погиб при выполнении боевого задания/.
***

Согласно ЖБД 133 авиадивизии 2.12.41 г. 42 ДБАП шестью самолетами дважды в течении дня вылетел на бомбардировку мотомехвойск противника на дороге Клин – Рогачево по маршруту: Ярославль, Талдом, цель, обратно. В 9:15 с Н=4200 м было сброшено 15 шт. ФАБ-100. В 13:07 с Н=4200 м было сброшено 10 шт. ЗАБ-100, 72 шт. АО-25. В результате бомбометания было вызвано три очага пожара в Опалево и два в Покровском. Над целью обстреляла ЗА. Там же патрулировал один Ме-110, но атак не производил. Общий налет составил 12 часов 54 минуты.
***

Боевое донесение № 035, штаб 455 ДБАП Гаврилов - Посад, 2 декабря 1941 г., 13:30

1/ 455 ДБАП двумя экипажами в период 10:15 – 10::20 с Н=4700 м бомбардировал мотомехвойска и танки противника по дороге Покровское – Доршено и населенный пункт Рогачево по скоплению войск. Задание выполнено. По наблюдению экипажей имеются прямые попадания по дороге, разрывы РРАБ-3 наблюдались в местах расположения зенитных батарей. Над целью обстреляла ЗА, огонь не интенсивный.

2/ Маршрут: ИПМ – оз. Плещеево, цель и обратно по тому же маршруту.

3/ Погода: По маршруту и над целью – ясно, видимость 40-50 км.

4/ Сброшено бомб: 10 шт. ФАБ-100, 10 шт. АО 25, 2 шт. РРАБ -3.

5/ Налет: 3 часа 50 минут.

6/ Летали самолеты – 2054 и 251. На самолете 2054 прогар поршня.

7/ Потерь матчасти нет.

8/ Посадка двух самолетов в 11:05 на своем аэродроме благополучно.

9/ Повторный вылет в 13:30 в составе 2-х экипажей.

Начальник штаба 455 БДАП ст. лейтенант: /Филоненко/ 


 Боевое донесение № 036, штаб 455 ДБАП Гаврилов- Посад, 2 декабря 1941 г., 16:30.

1/ 455 ДБАП в составе одного экипажа в период 15:00 – 15:10 с Н=4700 м бомбардировал скопление мотомехвойск и танков в населенных пунктах Рогачево и Покровское. Задание выполнено. По наблюдению экипажа наблюдались пожары.

2/ Маршрут: ИПМ – оз. Плещеево, цель и обратно по тому же маршруту.

3/ Над целью обстреляны огнем ЗА, огонь не интенсивный.

4/ Потерь матчасти нет.

5/ Сброшено бомб: 5 шт. ФАБ-100, 5 шт. АО 25, 1 шт. РРАБ -3.

6/ Налет: 1 час 50 минут.

7/ Летал самолет № 251. Посадку произвел на своем аэродроме в 15:55 благополучно.

8/ Готовность к повторному вылету в составе 3-х ночных экипажей.

Начальник штаба 455 БДАП ст. лейтенант: /Филоненко/ 
***

Согласно ЖБД 133 авд 4.12.41 г. 42 ДБАП трижды вылетал на боевые задания.

Три самолета были направлены на бомбардировку мотомехвойск противника на дороге Венев, Сосновка по маршруту: Кольчугино, Егорьевск, цель и обратно. В 10:05 с Н=600 м сброшено 15 шт. ЗАБ-100. В 10:48 и 11 :35 сброшено 36 шт. АО-25. Наблюдались прямые попадания по колоннам и четыре взрыва в Хрусловке.

Затем двумя самолетами полк вылетел по маршруту: Ярославль, Талдом, цель и обратно, на бомбардировку мотомехвойск противника на дороге Клин, Солнечногорск.  В 14:08 с Н=400 м было сброшено 5 шт. ЗАБ-100, 12 шт. АО-25. Наблюдались прямые попадания в автомашины и по дороге. Обстреляли ЗА и ЗП. В районе цели звено Ме-110 пыталось атаковать. С боевого задания не вернулся один самолет. Налет составил 12 часов 48 минут.

Уже вечером полк одним самолетом вылетел на бомбардировку скопления войск противника в городе Венев по маршруту: Кольчугино, Егорьевск, цель и обратно. В 19:02 с Н=1000 м было сброшено 5 шт. ФАБ-100, 5 шт. ЗАБ-100. Экипаж зафиксировал попадание бомб в центре города. Самолет был обстрелян ЗА. Налет составил 4 часа 00 минут.
***

Боевое донесение № 037, штаб 455 ДБАП Гаврилов- Посад, 4 декабря 1941 г., 12:15.

1/ 455 ДБАП в период 09:10 – 11:20 в составе одного экипажа с Н=500 м бомбардировал скопление мотомехвойск противника по дороге Сосенка – Матвеевка. Задание выполнено. По наблюдению экипажа имеются прямые попадания по мотомехвойскам и танкам противника., разрывы РРАБ-3 наблюдались в местах расположения зенитных батарей. Над целью обстреляли ЗП, огонь не интенсивный.

2/ Погода: над целью облачность 10 баллов, Н=600 м, видимость 3 км.

3/ Маршрут: ИПМ – Гаврилов – Посад – Егорьевск - Сосновка, и обратно по тому же маршруту.

4/ Сброшено бомб: 5 шт. ФАБ-100, 5 шт. АО 25.

5/ Налет: 2 часа 10 минут.

6/ Летал самолет 1846.

7/ Потерь матчасти нет.

Начальник штаба 455 БДАП ст. лейтенант: /Филоненко/ 

Боевое донесение № 038, штаб 455 ДБАП Гаврилов-Посад, 4 декабря 1941 г., 15:00.


1/ 455 ДБАП в период 12:15 – 14:15 в составе двух экипажей с Н=3500 м бомбардировал скопление мотомехвойск <противника> в пункте Сосновка. Отмечены пожары, задание выполнено двумя экипажами.

Погода: по маршруту до Егорьевска облачность 10 баллов Н=300-400 м. Цель – ясно, видимость 40-50 км.

2/ Налет 4 часа.

3/ Сброшено бомб: 10 шт. ФАБ-100, 10 шт. АО-25.

4/ Маршрут: ИПМ – Гаврилов-Посад, Егорьевск, Сосновка и обратно по этому же маршруту.

5/ Потерь матчасти нет.

6/ Над целью ЗА не обстреляла.

7/ Готовность к повторному вылету ночными экипажами в составе 2-х экипажей.

Начальник штаба 455 БДАП ст. лейтенант: /Филоненко/
Начальник оперативного отдела 455 ДБАП ст. лейтенант: /Стажило/

Боевое донесение № 039, штаб 455 ДБАП Гаврилов-Посад, 4 декабря 1941 г., 21:40.

1/ 455 ДБАП в период 19:50-20:00 в составе 2-х экипажей с Н=600 м бомбардировал мотомехвойска в пункте Венев. Задание выполнено. По наблюдению экипажей отмечены пожары.

Погода: По маршруту облачность 8 баллов Н=350-1000 м, видимость 1-3 км местами мокрый снег. В районе цели облачность 10 баллов Н-600 м. Видимость 1-2 км.

2/ Маршрут: ИПМ – Гаврилов – Посад, Егорьевск, цель и обратно по тому же маршруту.

3/ Сброшено бомб: 10 шт. ФАБ-100, 6 шт. АО-25, 4 шт. ЗАБ-50, 2 шт. РРАБ-3-1э.

4/ Над целью обстреляла ЗА, с пункта Серебряные Пруды обстреляли ЗП, огонь не интенсивен.

5/ Летали самолеты 1850, 251.

6/ Потерь матчасти нет.

7/ налет 3 часа 00 минут.

8/ Посадку произвели на своем аэродроме в 21:35 благополучно.

9/ Готовность на 5.12.41 г. в составе 3-х экипажей в 6:00.

Начальник штаба 455 БДАП ст. лейтенант: /Филоненко/ 
***

Согласно ЖБД 133 авиадивизии 5.12.41 г. 42 ДБАП четырьмя самолетами в течении дня трижды вылетел на бомбардировку мотомехвойск противника в районе Безбородово, Новозавидово, Завидовский и Клин по маршруту: Ярославль, Талдом, цель и обратно. Бомбометание производилось в 9:36, 10:35 и 13:53. С Н=2500-3300 м было сброшено 39 шт. ФАБ-100, 1 шт. ЗАБ-100. По наблюдениям экипажей зафиксировано: прямые попадания в центре Завидово, пожары в Завидово и на южной окраине г. Клин. Из района Новозавидовский наши самолеты обстреляны ЗА противника. Общий налет составил 8 часов 28 минут.
***

Боевое донесение № 040, штаб 455 ДБАП Гаврилов-Посад, 5 декабря 1941 г., 10:30.

1/ Один самолет № 1650 455 ДБАП в период 8:25 с Н=3000 м бомбардировал мотомехвойска и танки противника в районе Безбородово, Новозавидевский. Задание выполнено. По наблюдению экипажа отмечены прямые попадания по автомашинам и танкам на южной окраине Безбородово.

2/ Сброшено бомб 5 шт. ФАБ-100, 3 шт. ФАБ-50, 2 шт. АО-25. Общий налет 2 часа 45 минут.

3/ Над целью обстреляны ЗА, ИА не было.

4/ С Рогачево на Говейново отмечено движение мотомехвойск до 8-10 автомашин и до 2-х взводов пехоты.

5/ Погода: по маршруту облачность 10 баллов, Н=400-600 м, видимость 2 км. Над целью ясно, дымка, видимость 2-3 км.

6/ готовность к повторному вылету 2 самолета.

7/ Посадку произвел один самолет в 10:10.

Начальник штаба 455 БДАП ст. лейтенант: /Филоненко/
Начальник оперативного отдела 455 ДБАП ст. лейтенант: /Стажило/ 

Боевое донесение № 041, штаб 455 ДБАП Гаврилов-Посад, 5 декабря 1941 г., 14:00.

1/ Два самолета 251, 1650 в 11:40 с Н=2000 м бомбардировали мотомехвойска и танки противника на северной окраине Ново-Завидовск. Задание выполнено. По наблюдению экипажей отмечены взрывы.

2/ Сброшено бомб: 10 шт. ФАБ-100, 10 шт. АО-25, 2 шт. РРАБ-3. Налет 4 часа 00 минут.

3/ ЗА и ИА не было.

4/ В 11:40 с Н=2000 м отмечено движение мотомехвойск по направлению Калинин, количество не установлено.

5/ Маршрут: ИПМ – оз. Плещеево, Устье, Цель и обратно по тому же маршруту.

6/ Погода: по маршруту облачность 10 баллов, Н=300-400 м, видимость 1-3 км. Над целью ясно. Над землей - дымка, видимость 2-3 км.

7/ Готовность к повторному вылету в составе 2-х экипажей в 12:37.

8/ Самолет № 251 произвел посадку на свой аэродром, а самолет № 1650 в районе Юрьев-Польский, пилот сержант Осипов отстал и до сего время на свой аэродром не возвращался.

Начальник штаба 455 БДАП ст. лейтенант: /Филоненко/
Начальник оперативного отдела 455 ДБАП ст. лейтенант: /Стажило/ 

Боевое донесение № 042, штаб 455 ДБАП Гаврилов-Посад, 5 декабря 1941 г., 18:30.

1/ Два самолета № № 1850, 251 в 15:52 с Н=2100 м бомбардировали войска противника по дороге Новозавидовск и ст. Решетниково. Задание выполнено, но бомбометание произведено не по заданной цели, так как ведущий отклонился от цели. Цель была – штаб войск противника в г. Клин.

2/ Сброшено бомб: 11 шт. ФАБ-100, 7 шт. АО-25, 2 шт. ФАБ-50, 4 шт. ФАБ-250. Налет 4 часа 46 минут.

3/ Над целью обстреляла ЗА, с аэродрома Калинин поднялись 5 истребителей, но не атаковали.

4/ Маршрут: ИПМ – оз. Плещеево, Шумново, цель, Федоровское, КПМ.

5/ Погода: по маршруту облачность 8-9 баллов, Н=750-800 м. В районе цели ясно. Над землей дымка, видимость 2-4 км.

6/ Готовность к повторному вылету ночью в составе 1 экипажа в 21:00.

Начальник штаба 455 БДАП ст. лейтенант: /Филоненко/
Начальник оперативного отдела 455 ДБАП ст. лейтенант: /Стажило/ 
***

Согласно ЖБД 133 авиадивизии 6.12.41 г. 42 ДБАП двумя самолетами, в том числе одним ночью, вылетел на бомбардировать населенные пункты Рогачев, Сеньково по маршруту: Ярославль, Талдом, цель и обратно. В 18:45 с Н=1000 - 1600 м были сброшены 5 шт. ФАБ-100, 5 шт. ЗАБ-50, 5 шт. ЗАБ-100, 5 шт.ФАБ-100. В пункте Рогачево возник пожар. Населенный пункт Озерецкое бомбардировался с Н=1600 м.

6.12.41 г 42 ДБАП двумя самолетами вылетел по маршруту: ИПМ-Ростов, Вербилки, цель и обратно, на бомбардирование скопления войск противника в г. Клин. С Н=4600 м было сброшено 16 шт. ФАБ-100, 4 шт. ЗАБ-50, 2 шт. РРАБ-3. В результате бомбометания были вызваны взрывы и пожары в г. Клин. Налет составил 4 часа 20 минут.
***

Боевое донесение № 043, штаб 455 ДБАП Гаврилов-Посад, 6 декабря 1941 г., 18:30.

1/ 455 ДБАП в период 15:21 – 17:35 с Н=3800 м бомбардировал мотомехчасти противника в населенном пункте Клин. Задание выполнено. По наблюдению экипажа бомбы попали в г. Клин. Отмечены пожары.

2/ Маршрут: ИПМ – Гаврилов-Посад, цель и обратно по тому же маршруту.

3/ Сброшено бомб: шт. ФАБ-100, 5 шт. АО-25, 1 шт. РРАБ-3-АО-2, 5-1э.

4/ Погода: пот маршруту и цели = ясно, видимость 10-15 км.

5/ Отмечено сильное действие ЗА и ЗП в пункте Рогачев, Сосновка.

6/ Потерь матчасти нет.

7/ Налет 02 часа 14 минут.

8/ Летал самолет №1850.

9/ Посадку произвел на своем аэродроме в 17:55.

10/ Готовность к повторному вылету в составе 2-х ночных экипажей.
 
Начальник штаба 455 БДАП ст. лейтенант: /Филоненко/
Начальник оперативного отдела 455 ДБАП ст. лейтенант: /Стажило/
***

Согласно ЖБД 133 авиадивизии 7.12.41 г. 42 ДБАП двумя самолетами вылетел по маршруту: ИПМ-Углич, Любинка, цель и обратно, на бомбардировку ст. Торопа, ж.-д. перегон Торопа, Западная Двина. В 11:50 с Н=500 м было сброшено 14 шт. ФАБ-100, 6 шт. ЗАБ-100, в результате чего были вызваны пожары на ст. Торопа, и были зафиксированы прямые попадания по ж.-д. полотну. Налет составил 9 часов 01 минуту.
***

Боевое донесение № 044, штаб 455 ДБАП Гаврилов-Посад, 7 декабря 1941 г., 17:00.

1/ 455 ДБАП в период 9:43-14:18 производил боевой вылет на бомбардирование ж.-д. перегона Ржев, Великие-Луки в составе 3-х самолетов.

2/ Налет 3 часа35 минут.

3/ Два самолета № № 251, 1846 задание не выполнили, возвратились сержант Минаев на самолете 251 с района Горицы, причина: из-за падения давления масла до 1,5 атмосфер, сержант Платонов возвратился от ст. Воченовка из-за перегрева масла левым мотором, в следствии чего пало давление до 1,5 атм.

4/ Самолет № 251 Минаев произвел посадку благополучно на своем аэродроме в 11:25. Платонов – 14:18. Оба произвели посадку с бомбами.

5/ сержант Ноздрин на самолете № 1748 с задания не возвратился. Причина не известна. Состав экипажа: Ноздрин, Беспалов, Горобец, Корнаев.

6/ Один экипаж ст. лейтенанта Бирюкова вылетел на бомбардирование в 16:00.

Начальник штаба 455 БДАП ст. лейтенант: /Филоненко/
Начальник оперативного отдела 455 ДБАП ст. лейтенант: /Стажило/ 

Боевое донесение № 045, штаб 455 ДБАП Гаврилов-Посад, 7 декабря 1941 г., 21:20.

1/ Один самолет № 1850 в 17:54 с высоты 450 м бомбардировал мотомехвойска на станции Торжок.    50 км до заданной цели Великие-Луки не дошел в виду плохой погоды: облачность 10 баллов, Н=400 м, сильный снегопад пробить не было возможности. Температура -5°.

2/ Сброшено бомб: 8 шт. ФАБ-100, 2 шт. ЗАБ-50. Налет 4 часа 40 минут.

3/ Обстреляла ЗА над целью и на обратном маршруте при перелете шоссейной дороги Торжок, Вишний Волочек.

4/ Отмечено движение автомашин с зажжёнными фарами Остажково на Торжок, а также с юга на станции Кушенева. Количество не установлено.

5/ Маршрут: ИПМ – оз. Плещеево, ст. Ливашенка, цель и обратно по тому же маршруту.

6/ Посадку произвели на своем аэродроме благополучно в 20:45.

7/ Готовность к повторному вылету 8.12.41 г. в 8:00 один экипаж.

Начальник штаба 455 БДАП ст. лейтенант: /Филоненко/
Начальник оперативного отдела 455 ДБАП ст. лейтенант: /Стажило/

Дополнение к боевому донесению № 041 за 5.12.41 г., штаб 455 ДБАП, Гаврилов-Посад, 11 декабря 1941 г., 12:20.
1/ Подробно доношу об аварии самолета № 1650 ст. лейтенанта Орлова /Александр Павлович, 27.8.42 г. не вернулся с боевого задания. Авт.- сост./.

Перед взлетом ст. лейтенант Орлов поверил готовность площадки для взлета, установил, что взлетать можно, покров снега был от 10 до 30 см. После чего пошел на взлет. После разбега 500 м при взлете машина подпрыгнула, после чего приземлилась, продолжала бежать. Во время набора скорости, резко создав правый крен с разворотом, не успел ее вывести, как консолью зацепил за снег и <машина> пошла дальше, а впереди оказался бугор. Колесами ударился о него и <снесло> шасси, в дальнейшем машина проползла на животе и встретила два стога хлеба и остановилась.

2/ Повреждение: отлетели шасси, редуктор с винтом левого мотора, погнув винт левого мотора, помяты плоскости и стабилизатор, отлетела часть правого элерона.

3/ Экипаж невредим, пострадала одна гражданка.

Для расследования на место выехал майор Чеботаев /Григорий Иванович/. Вывод будет дан комиссией.

Начальник штаба 455 БДАП ст. лейтенант: /Филоненко/
Начальник оперативного отдела 455 ДБАП ст. лейтенант: /Стажило/ 

Боевое донесение № 046, штаб 455 ДБАП Гаврилов-Посад, 13 декабря 1941 г., 14:30.

1/ Два самолета 455 ДБАП, вылетевшие на выполнение боевого задания в период 11:45 – 12: 15 по ж.д. перегонам Оленино - Торопа возвратились с пункта Медведецкое у изгиба Волги. Задание не выполнили из-за плохих метеоусловий.

2/ Погод: облачность 10 баллов, Н=100-150 м. Видимость 50 м. Туман с движением на Восток.

3/ Посадку произвели с бомбами на своем аэродроме в период 13:25 – 13:50.

4/ Готовы к повторному вылету днем и ночью два экипажа.

Начальник штаба 455 БДАП ст. лейтенант: /Филоненко/
Начальник оперативного отдела 455 ДБАП ст. лейтенант: /Стажило/ 
***

Согласно ЖБД 133 авиадивизии 14.12.41 г. 42 ДБАП двумя самолетами вылетел по маршруту: ИПМ-Углич, Любинка, <Пасево>, цель, Любинка и обратно, на бомбардировку ст. Идрица, Пустошка и ж.-д. перегона Новосокольники, Идрица. В 11:36 и 11:55 с Н=350 м было сброшено 20 шт. ФАБ-100, в результате чего от прямого попадания разбито 7 вагонов и зафиксировано 8 прямых попаданий по ж.-д. полотну. Налет составил 10 часов 51 минуту.
***

Боевое донесение № 047, штаб 455 ДБАП Гаврилов-Посад, 14 декабря 1941 г., 13:40.

1/ 455 ДБАП в период 10:45 – 10:53 с Н= 3200-3800 м в составе 2-х экипажей бомбардировал запасную цель Торасово. Задание выполнили два экипажа. По наблюдению экипажей все бомбы прямым попаданием попали в цель. Торасово горит. По основной цели задание не выполнено по причине – экипаж Платонова дважды атакован истребителями противника. Первая атака двумя Ме-109 в районе Козлов /западнее Торжка в 30 км/ Вторая атака тремя Ме-109 в районе Высоковское.

Экипаж Поветкина не выполнил задание по основной цели из-за болезни штурмана.

2/ Маршрут: ИПМ – оз. Плещеево, ст. Левашинка, ст. Торопа, ст. Оленино, ст. Левашинка, КПМ.

3/ Сброшено бомб: 12 шт. ФАБ-50.

4/ Налет: 6 часов 48 минут.

5/ Потерь матчасти нет.

6/ Посадка на свой аэродром 2 экипажа в 9:15 благополучно.

7/ Готовность к повторному вылету 2 ночных экипажа в 14:15.

8/ Летали самолеты №№ 1850, 1246.


9/ Погода: первая половина полета маршрута облачность 8-10 баллов, Н=200-150 м, видимость 500 м. Вторая половина маршрута и цель – ясно, видимость 10-15 км.

Начальник штаба 455 БДАП ст. лейтенант: /Филоненко/
Начальник оперативного отдела 455 ДБАП ст. лейтенант: /Стажило/

Боевое донесение № 048, штаб 455 ДБАП Гаврилов-Посад, 14 декабря 1941 г., 21:05.

1/ Два самолета №№ 1850, 946 455 ДБАП в 17:10 с Н=2000 м бомбардировали запасную цель ст. Ржев, основная цель была ст.  Новосокольники, но из-за плохих метеоусловий пробиться <к ней> не смогли.

2/ По наблюдению экипажей отмечены взрывы на ст. Ржев.

3/ Сброшено бомб: 1 шт. ФАБ-100, 2 шт. ЗАБ-50, 9 шт. ФАБ-50, израсходовано патронов 1200 шт.

4/ Налет 8 часов 10 минут.

5/ Сброшено листовок 6600 шт.

6/ Над целью ЗА и ИА не было.

7/ По наблюдению экипажей отмечены движение автомашин по дорогам с востока по направлению на Ржев со светящимися фарами.

8/ Самолет № 946 командир экипажа мл. лейтенант Казаков после выполнения задания при перелете ж.-д. Клин – Калинин отстал от ведущего, по какой причине - не известно.

9/ Погода: по маршруту Гаврилов-Посад, ст. Левашинка – Ясно, местами дымка, Левашинка, дер. Ранцево облачность 10 баллов, Н=2000-3000 м, местами снегопад, Ржев – Московское море – ясно, Московское море – Гаврилов-Посад 19:30 аэродром был закрыт туманом.

10/ В 19:35 ст. лейтенант Кобенко произвел благополучно посадку на своем аэродроме.

11/ Готов к повторному вылету днем 15.12.41 г. один экипаж.

Начальник штаба 455 БДАП ст. лейтенант: /Филоненко/
Начальник оперативного отдела 455 ДБАП ст. лейтенант: /Стажило/

Дополнение к боевому донесению № 048 за 14.12.41 г., штаб 455 ДБАП, Гаврилов-Посад, 17 декабря 1941 г., 21:50.

17.12.41 г. в часть прибыл Казаков с экипажем с вынужденной посадки в дер. Добринское.

Обстоятельства вынужденной посадки: после выполнения задания в районе Клин отстал от ведущего и решил идти самостоятельно, настроился на приводную станцию по имеющимся данным: частота 500 килогерц и позывным номерам лег на курс. По расчету времени штурмана должны быть над Тейково, на самом деле <оказался> не <над> Тейкова, а <над> Владимиром. Владимировская станция работала на такой же чистоте, как и тейковская, т.е. 500 килогерц. Штурман привел точно на эту станцию, одновременно показался светомаяк и через 2-3 минуты аэродром с подготовленным ночным стартом. Летчик решил произвести посадку. Дал сигнал «Я свой самолет». Сделал два круга, но ему луча не давали. На третьем круге без луча на высоте 50-100 м, идя на посадку, сдал левый мотор. Самолет стал терять высоту и, видя перед собой полянку, <летчик> произвел посадку. На полянке оказался бугор высотой 1 м. Посадку произвел с выпущенными шасси. При ударе самолет получил повреждение: левое шасси отскочила, правая сложилась, прогнуты моторные рамы и мотоотсеки, повреждены маслобаки и бензобаки 1 и 2 группы.

Экипаж: летчик мл. лейтенант Казаков /см. «Нервные минуты в ночи над Москвой. Авт-сост./, стрелок-радист Ломов /Николай Семенович, 6.02.42 г. пропал без вести с экипажем Василия Проценко. Авт.-сост./ получили легкие ранения.

Посадку произвел в 19:45.

На место вынужденной посадки выехала группа техсостава. О годности самолета к ремонту будет доложено инженером полка.

Начальник штаба 455 БДАП ст. лейтенант: /Филоненко/
Начальник оперативного отдела 455 ДБАП ст. лейтенант: /Стажило/ 
***

Согласно ЖБД 133 авиадивизии 17.12.41 г. 42 ДБАП одним самолетом вылетел по маршруту: ИПМ – Углич, Лихославль, цель, ст. Чертолино, Лихославль, КПМ – Углич, на бомбардировку ж.-д. перегона Нелюдово, Мостовая. С Н=900 м было сброшено 7 шт. ФАБ-100 и 3 шт. ЗАБ-100, в результате чего зафиксировано 6 прямых попаданий в ж.-д. полотно. Налет составил 4 часа 11 минут.
***

Боевое донесение № 049, штаб 455 ДБАП Гаврилов-Посад, 17 декабря 1941 г., 16:00.

1/ Один самолет № 1850 455 ДБАП в 11:50 Н=500 м бомбардировал эшелон на ст. Великополье и ж.-д. полотно на перегоне Великополье – Назилово.

Задание выполнено, по наблюдению экипажа отмечено – 2 бомбы взорвались в паровозе.

Направление эшелона на ст. Торопец, остальные бомбы по ж.-д. полотну ст. Великополье – Назилово, отмечены прямые попадания по полотну.

2/ Сброшено бомб 6 шт. ФАБ-50. Налет 5 часов 15 минут.

3/ Над целью ЗА не обстреляла, ИА не было.

На участке Великие Луки – Торопец движение поездов не обнаружено. В районе Остажково – Буковицы – Силижарово отмечены проволочное заграждение и окопы.

4/ На обратном маршруте в районе Ясиновичи атаковал один истребитель типа Ме-109.

5/ Во время бомбометаний эшелон обстрелян из пулеметов. Израсходовано патронов 500 шт. Сброшено листовок 1000 шт., брошюр доклада тов. Сталина 6000 листов.

6/ Погода: по маршруту облачность 10 баллов, Н=200-600 м, видимость 1-2 км. В районе цели – облачность 10 баллов, Н=600 м, видимость 3 км.

7/ Готов к повторному вылету на 18.12.41 г. один экипаж.

Начальник штаба 455 БДАП ст. лейтенант: /Филоненко/
Начальник оперативного отдела 455 ДБАП ст. лейтенант: /Стажило/ >>>>>

Дополнение к боевому донесению № 044 за 7.12.41 г., штаб 455 ДБАП, Гаврилов-Посад, 17.12.41 г., 21:40.

Сержант Ноздрин /Илья Васильевич, 5.11.42 г. не вернулся с боевого задания из р-на аэр. Гривочки. Авт.-сост./ сообщил о вынужденной посадке г. Вичуга, что задание 7.12.41 г. не выполнил, отлетел от аэродрома 300 км в следствии плохой погоды. Туман  Н=50 м, возвратился обратно, но при возвращении штурман Беспалов / Борис Яковлевич/потерял ориентировку, в результате вышли на Вичигу, случайно обнаружили аэродром, произвели вынужденную посадку с бомбами.

Самолет не поврежден. Экипаж не вредим.

На место вынужденной посадки выехал ст. лейтенант Кобенко и в/техник I ранга Буров /Николай Григорьевич/. Перелететь не могут – нет воздуха, который неоднократно просили у Ивановского полка, но до сего времени помощь не оказывают, воздух не представляют, как только будет воздух, самолет будет воздух самолет перегонят на свой аэродром.   

Начальник штаба 455 БДАП ст. лейтенант: /Филоненко/
Начальник оперативного отдела 455 ДБАП ст. лейтенант: /Стажило/
***

Согласно ЖБД 133 авиадивизии 18.12.41 г. 42 ДБАП двумя самолетами вылетел на боевое задание, но из-за непогоды вернулись на базу. Налет составил 1 час 56 минут.
***

Боевое донесение № 050, штаб 455 ДБАП Гаврилов-Посад, 18 декабря 1941 г., 16:15.

1/ 455 ДБАП одним экипажем в период 12:33 – 12:40 с Н=200 м бомбардировал запасную цель ж.-д. перегон, Озеры и ст. Земцы.

Основную цель не бомбардировал из-за плохих метеоусловий, Н=150-100 м снегопад.

2 бомбы брошено по ж.-д. перегону, Озеры, ст. Земцы. Разрушена ж.-д. полотно. 4 бомбы брошены по ж.-д. составу ст. Земцы. Все 4 бомбы прямым попаданием попали в ж.-д. эшелоны перегон оз. ст. Земцы и сама станция бездействует, ведутся восстановительные работы.

Погода: цель облачность 10 баллов, Н=200 м, видимость 1 км.

2/ Маршрут: Оз.Плещеево, ст. Ливенка, ст. Полота, ст. Молокоедово, Торопа, Ливенка, КПМ.

3/ Сброшено бомб 6 шт. ФАБ-50.

4/ ИА противника не было.

5/ Налет 5 часов 10 минут.

6/ Летал самолет №1850

7/ Осколками своих бомб самолет получил 3 пробоины 4-й группы бензобака.

8/ Посадка – 15:20 на свой аэродром базирования.

9/ Самолет восстанавливается.

10/ Сброшено листовок в районе перегона оз.. ст. Земцы и на ст. Земцы: брошюр Сталина 600 шт., листовок «Мир не возможен» - 6000 шт, «Кто такие социалисты» - 4000 шт., листовок «Нота Молотова» - 4000 шт.

Начальник штаба 455 БДАП ст. лейтенант: /Филоненко/
Начальник оперативного отдела 455 ДБАП ст. лейтенант: /Стажило/
***

Согласно ЖБД 133 авиадивизии 19.12.41 г. 42 ДБАП одним самолетом вылетел по маршруту: ИПМ – Угличи, Лихославль, ст. <Л…>, цель, оз.<…>, Любинка, КТМ –Углич, на бомбардировку ж.-д. участка Великие Луки, Торопец. В 11:00 с Н=350 м было сброшено 5 шт. ФАБ-100, 3 шт. ЗАБ-100, в результате разрушено 40 м ж.-д. полотна. Налет составил 5 часов 05 минут.

(21) 22.12.41 г. 42 ДБАП одним самолетом вылетел по маршруту: ИПМ-Угличи, Лихославль, ст. <Л…>, цель, оз. <…>, Любинка, КТМ –Углич, на бомбардировку мотомехвойск противника на ст. Кувшиново. В 17:54 с Н=450 м было сброшено 8 шт. ФАБ-100, 2 шт. ЗАБ-50. Налет составил 4 часа 40 минут.
***

Согласно ЖБД 455 ДБАП 22.12.41 г. одним самолетом вылетел на бомбардировку мотомехвойск противника на ст. Кувшиново по маршруту: ИПМ – Кимры, ст. Барановка, Кочаново, цель, ст. Барановка, КПМ – Кимры. В 17:54 с Н= 450 м было сброшено 8 шт. ФАБ-100, 2 шт. ЗАБ-50. Налет составил 4 часа 40 минут.
***

28.12.41 г. 42 ДБАП двумя самолетами вылетел на бомбардировку ж.-д. перегона на участке Невель – Полоцк по маршруту: ИПМ – Углич, Лихославль, ст. Земцы, цель, Ржев, Лихославль, КПМ – Углич. Из-за метеоусловий бомбардировалось ж.-д. полотно от станции Мостовая до ст. Ямцы. В 14:15 и 15:05 с Н=1300 м было сброшено 10 шт. ФАБ-100, 6 шт. ЗАБ-100, в результате чего было разрушено 30 м ж.-д. полотна. Наблюдался слабый огонь ЗА и ЗП противника. Налет составил 8 часов 16 минут.

29.12.41 г. 42 ДБАП двумя самолетами вылетел бомбардировать ж.-д. эшелоны и ж.-д. полотно на перегоне Великие Луки, Торопец по маршруту: ИПМ – Углич, ст. Любинка, Першино, Великополье, ст. Андреполь, ст. Любинка, КПМ – Углич. В 11:45 и 11:50 с Н= 1300 было сброшено 14 шт. ФАБ-100, 2 шт. ЗАБ-100, в результате чего между станциями Назимово и Мартисово прямым попаданием 6 бомб по эшелону 10-15 выгонов и разрушено 10-15 м ж.-д. полотна. Налет составил 8 часов 52 минуты.
***

Вот и закончился для 133 авиадивизий этот первый год войны, полный трагизма, проявления героизма и мужества, приобретения боевого опыта на собственной крови… обучения умению громить врага, выживая … А война продолжается…и нет ей конца…


Рецензии