Фк. Старый сейф

                Я шел в швейный цех. Нужно было подписать наряды. Пачку моих и еще нескольких тружеников механического цеха ОГМ (Отдела главного механика), где я работал фрезеровщиком. Старший мастер швейного,  Виктор Сличинов, обитал на втором этаже, в просторном кабинете.

            С Виктором мы были в отличных отношениях. Меня познакомила с ним Зинаида Кулик, начальник цеха. Она сказала Вите, что я очень помог ей несколько раз  и ему помогу, если потребуется. И такой случай представился.

         Виктор подошел к моему станку и попросил  пойти с ним  и посмотреть на  "возникшую задачу". Я выключил станок и вытер руки. Мы пошли к  "задаче".

         - Вот, полюбуйся! Это мой личный сейф. Но дома такого мамонта  негде поставить. Мне разрешили  использовать его на работе, как частную собственность.
           - А теперь его надо затащить в кабинет. И сколько весит эта изящная безделушка? - спросил я.
         - Бес его  знает! Думаю, побольше полтонны потянет. - прикинул Виктор.
         - Пойдем маршрут смотреть!  - предложил я.

         Лестница  на второй этаж была не особо широкой.  Стало быть, много народу не разместится. Еще вопрос: выдержит ли сама лестница?  Но  идея, как одолеть двенадцать ступенек появилась. Я поднялся на площадку и осмотрел ее.
         Вдоль стены, точно напротив лестницы, тянулся швеллер.  Теоретически задача была решена.  Я спустился к Виктору.

         - Договорись с моим начальством, чтобы меня и еще пару ребят отпустили. И мы  это сделаем! Еще надо сварить что-то вроде санок из уголка. Вот  твоя часть операции. - я  посмотрел на Сличинова.
         - Сейчас и договорюсь! Санки оформлю, как заказ. Потом пригодятся. Так что, действуй! -  он дал мне "добро". Я поспешил  к себе.в цех.

         - Дядь Лень! А лебёдочка ручная в порядке? - спросил я у Леонида Афанасьевича, бригадира слесарей. Он был  много старше меня и с удовольствием учил самым  разным хитростям и премудростям в работе.
Ъ
         - Видел тебя с Витей. Понял, что сейф поднять мараковали.  Молодец! Про лебедку вспомнил! Надо сани соорудить. Трубы, на которых покатим, приготовить. И  сбрую сделать, чтобы сейф обвязать. Я  помогу с лебедкой,
она капризная. - ответил он. Я успокоился.
         - Сани заказом  оформит, а помощь - на взаимных основах. -  уточнил я. Он кивнул, соглашаясь.

         Через два часа и  "санки" и  "сбруя" были готовы. Шесть труб и два лома также вошли в наш арсенал.. Сейф подкатили к лестнице. Дядя Леня приладил лебедку, надел "сбрую" на тяжелый ящик и через десять минут сейф взобрался на площадку. Еще через десять минут он стоял в кабинете.

         Виктор радовался. Он пожал мне руку и сказал, что теперь он мой должник. Я тоже радовался. Реноме подтвердил. Мой вклад  в операцию  " Сейф" был  невелик, но полезен.
 
         И Леонид Афанасьевич меня похвалил. Это мне было приятно. Были еще идеи, которые я хотел реализовать. Надо было поговорить с  обладателем сейфа...
.
         Я постучал и открыл дверь. За приставным столом сидели трое мужчин. Перед каждым лежала толстая кожаная папка. Они рассматривали что-то и вид имели возбужденно-растрепанный. Виктора не было. Я закрыл дверь и спустился в цех.

         Нашел я Сличинова в кабинете Зинаиды. Она  показала на свободный стул.  Я поздоровался и присел.

         - Я на пару минут. Витя! Твои автографы с нетерпением ждут в бухгалтерии нашего ОГМ. -  я положил перед ним пачку нарядов.
         - Давай! А часа через два зайди  ко мне. Буду ждать! - он подписал наряды.  Я понес их в нашу бухгалтерию.

         Через два часа я вошел в кабинет Виктора Сличинова. Он улыбнулся  и усадил на стул у самого сейфа. Сам сел на другой напротив.

         - Я тебе отвечу на все вопросы, а ты мне расскажешь, как Вы подружились с нашей Зинаидой Юрьевной. Я не все знаю и мне любопытно.  Согласен? - предложил хозяин кабинета.
         - Конечно! Начинаю спрашивать! Сейф можно посмотреть? - рассмеялся я.

         Витя протянул мне большой, с двумя сложными бородками, ключ. Я вставил его в скважину замка и сделал два оборота. Раздался негромкий щелчок. Я потянул за кольцо-ручку и дверь открылась.

         Внутреннее пространство оказалось совсем небольшим. Там было отделение, запертое на отдельный замок. Ключ лежал на полке, разделяющей оставшийся объем на две, неравные части. Нижняя была меньше по высоте. Я взял ключ с полки. Он был похож на главный.но существенно меньше. Красивый и попроще.

         - И я, когда первый раз увидел, чувства и эмоции похожие на твои были. Это так, к слову. - Витя увидел мое разочарование.
         - Основная задача этого бегемота - сохранить содежимое, уберечь от огня. - сказал я.   

         - То есть, ты хочешь сказать, что от взлома он не защищен? - быстро спросил Сличинов.
         - Защита серьезная, но задача эта вторична. - ответил я., стараясь говорить солидно.

Через день, как сейф подняли, здесь сидели три не наших мужика. У каждого была папка необычная и вид у всех был взъерошенный. Я тогда сразу ушел искать тебя, но вопросы возникли и остались. Очень хочется узнать, что это было? - спросил я и посмотрел на Виктора.

         Несколько секунд длилась пауза. Потом Виктор рассмеялся, встал и подошел к открытому сейфу. Он потянул дверцу, чтобы максимально открылся весь внутренний объем.

         - Иди сюда и будь внимателен! - позвал он меня. Я подошел и уставился на недавно виденное.
         - Теперь попробуй приподнять полку! - предложил хозяин сейфа. Голос его стал торжественным.

         Я обеими руками попытался. Полка не поддавалась. Я приложил больше усилий и услышал щелчок. Дно  приподнялось. Я понял, что его можно вытащить. Это была тяжелая пластина. Под ней оказалось потайное отделение.

         - Вытащи все, что там лежит! - подал голос Виктор. До этого он молча набоюдал за моими действиями.

         Я одну за другой вынул четыре толстые кожаные папки. Именно их я видел перед тремя незнакомцами. Только на столе тогда лежали три из них.

         Я расстегнул одну из папок. Внутри лежали четыре футляра, похожие на очечники. В футлярах были открытки. Пачка фотографий женщин в старинном нижнем белье. 

         В следующей папке женщины в купальниках. В двух  других папках - блондинки и брюнетки. Очень красивые и ничем не прикрытые...

         - Ничего себе! Понятно теперь, чего мужики так взбодрились! - рассмеялся я.
         - Накануне тоже была проверка. Две дамы. Я им дал папку, где в купальниках.  Так они  долго зарисовывали фасоны. А потом все протоколы и прочие бумаги быстро оформили и подписали. - довольный Виктор смеялся и весело смотрел на меня.

         - Сейф полон загадок и тайн! Интересно! Давай все на место положим. И вообще надо поосторожнее. Вдруг к порнографии причислят эти открытки. - сказал я.
         - Да! Ты прав!  Я не буду показывать так много. А по чуть-чуть - не вредно. Для настроения. - согласился он.

         - Я тебе все показал. Рассказывай, как с Зиной друзьями стали! - потребовал Витя.

         - Я  пришел наряды подписать. Шел вдоль линии, где трехцветные футболки шьют. А девчонки там - одна другой лучше.  Красотки! Две из них ругали неудобные детали, которые трудно было пришивать. - начал вспоминать я. Виктор слушал внимательно.

Ясно, ясно!  Тебе технология была  "до лампочки"! На девочек загляделся! - рассмеялся он и жестом предложил продолжить рассказ.
         - Да! Тем не менее, я смотрел, как они работают. Минут через десять стало понятно, почему трудно пришивать злополучные детали. - рассказывал я.

         - Привет, девочки! Минуту! Остановитесь! - попросил я двух  красавиц. Они повернулись ко мне.
         - Ты кто? Чего раскомандовался? - спросила шатенка, сидевшая впереди брюнетки.
         - Попробуйте пришивать  наоборот. Сначала желтую вставку, а потом зеленую. Так проще. - они с удивлением смотрели на меня. Потом попробовали. Получилось сразу.

         Девочки пересели и принялись шить  "по-новому". Они переместили  заготовки, сменили нитки и быстро  истратили обе стопки заготовок. Потом мы познакомились. Их обеих звали Машами. Я представился и мы остались довольны друг другом.

         - Что за собрание? Что тут происходит? - спросила Зинаида Юрьевна. Мы не заметили ее раньше
          - Он подсказал, как  легко и просто пришивать вставки! Больше этой проблемы нет!  - объяснила Маша-шатенка.
         - Да, он пять минут смотрел  и научил нас , как прпвильно! - подтвердила Маша-брюнетка.

           И.о. нач цеха попробовала сама. Сшила несколько футболок, засмеялась и сказала мне:

         - Спасибо  за такую важную и своевременную подсказку! Мы вторую неделю мучались…. Работайте, девоньки! А мы  пойдем в мой кабинет, поговорим! - она повернулась и пошла.по проходу. Я за.ней.

         - Отныне зови меня просто Зина и на  "ТЫ"! - сказала она, едва мы вошли в небольшой, уютный кабинет.
         - Но мне неудобно как-то… - начал я, но она перебила.
         - Договорились? - спросила, улыбаясь, Зинаида Юрьевна.
         - Рад, что принес пользу! Будем на " ТЫ", Зина! - сказал я весело. Потом протянул ей пачку нарядов.
         - Оставь! Позже их принесут! - рассмеялась Зина. Я попрощался и пошел к себе в цех.

         - Вот теперь все понятно! А истории с кражам были позже,знаю. Но ты хотел о чем-то со мной поговорить? - напомнил Виктор.
         - Да! Сейчас изложу. Стеллажи для заготовок и для готовой продукции стоят, почему-то, по другую сторону от конвейерного стола. Швеи обходят длинный стол и несут заготовки со стеллажа на свои рабочие места. То же самое с готовыми изделиями. Так? - спросил я.

         - Да, так! К этому все привыкли и не задумывались. Я в том числе! - с интересом глядя на меня, признался он.
         - Надо переместить стеллажи на другую сторону, это понятно. Но  это не всё! - продолжал я мысль.

         - Если же поставить их на колеса, то  загрузка конвейера ускорится и облегчится. А с готовой продукцией и вовсе покатить его на склад можно будет. Это я только обозначил  решение, а ты легко додумаешь. - закончил я.

         - Спасибо! Я понял! Действительно, как просто! Знаю-знаю, что  гениальное все просто! Зина не зря тебя хвалит Ты всегда был мне небезразличен. Полагаю, что мы друзья. И очень рад этому. - сказал повеселевший старший мастер. Он пожал мне руку и продолжил:
         - Но после сейфа и, особенно, после сегодняшнего разговора, я тебя совсем по-другому воспринимаю! большое спасибо! - Виктор еще раз пожал мне руку.

         Я был рад. Но не переоценил ли меня мой старший друг и товарищ? Не перешел ли я какую-нибудь черту? Впрочем, уценить никогда не было сложной процедурой. Мысли показались мне забавными.

         Через три дня после нашего разговора, Виктор заглянул к нам в цех. Постоял у моего станка и сказал:

         - Я все оформил. Зайди ко мне после обеда… Нет!  мы пообедаем вместе. Я зайду за тобой. Надо поговорить! - он хлопнул меня по плечу, улыбнулся и ушел.

           Я мало что понял. Но до обеда еще два с половиной часа. Потом я все узнаю. Мысль эта понравилась и я спокойно продолжил работать.

         Виктор повел меня в столовую. В угол, где обычно обедали начальники. Я сюда попал второй раз. Мы принесли наши подносы и уселись за столик у окна.

         - Все твои идеи и соображения я оформил, как рацпредложение. Поедим, зайдем ко мне, подпишешь. Думаю, получим вознаграждение. - сообщил Виктор
         - Я не знал, что хорошие идеи можно оформлять и даже получать деньги. Здорово! Ничего не знаю, но мне нравится! - рассмеялся я.

         Витя дап мне прочитать наше предложение. Я подписал его. Поблагодарил старшего мастера за  приобщение к гильдии изобретателей и рационализаторов. Решил подробнее узнать о тонкостях в вопросах подачи  рацпредложений.

         - Мой одноклассник свел меня с музейными спецами, экспертами. Они заинтересовались сейфом. Хотят его увидеть. - поделился Виктор новостью. Помолчал немного и договорил:

         - Я пригласил их  осмотреть его. Завтра должны приехать. Хочу твои соображения услышать. - он посмотрел на меня.

         - Я думал об.этом. И вот тебе плоды дум моих. Сейф твой. Частная собственность. Судя по всему - старый. Старый - значит антикварный. Антикварный - значит не дешевый. Это одна из граней вопроса.  - я волновался, пизлагая. Но продолжил:

         - Другая грань такая: Сейф доставил сюда. И разрешение, заметим , устное, на это получил. Но ты можешь уволиться, тебя могут уволить. Сам все это знаешь и понимаешь. - я анализировал вслух. Витя слушал и кивал.
         - Да! Я уж и сам не рад этой истории. И мысли похожие в голове.вертятся. Ты подтвердил. Спасибо! - с каким-то облегчением произгес он.

         - Позволь, я закончу. Есть еще один момент, еще одна грань. Кто-нибудь из начальства положит глаз на сейф и тогда ты потеряешь виды на карьеру. От сейфа надо избавиться поскорее! - убежденно сказал я.
         - Вот завтра и договорюсь с музейными. Они может и обманут, но я в накладе не останусь! - сказал Виктор.

         - Витя! Пока мы говорили, мысль явилась. Делюсь! Ты секрет сейфа не выдавай сразу. Папки не показывай! Это отдельная песня. И открытки тоже - отдельная ария. - изложил я, завершая наше  "совещание".

         Сейф,по заключению экспертов был изготовлен в Англии. Примерно в 1870 - 1880 гг. Замок изготовлен и установлен в Германии несколькими годами позже. Оценочная стоимость сейфа от 2500 до 3500 руб. То есть равна стоимости двухкомнатной квартиры.

         Эксперты предложили продать его 'ценителю антиквариата'. 10% составили их гонорар. Виктор получил  2700 руб. Папки купил музей  заплатив за каждую по 290 руб.

         Открытки оказались произведениями искусства и были оценены по  7-ь руб. за штуку. Витя получил уйму денег. Он пришел к нам в цех и попросил меня зайти к нему.  Вид у него был довольный.

         - Привет! Вот и кончились твои сейфовые заморочки! Поздравляю! - сказал я.
         - Не без твоей помощи! Тебе искреннее спасибо! Не обидь меня и прими этот скромный подарок. Ты студент, тебе пригодится! - он сдернул кусок синей материи.  Под ней на столе стоял большой, модный портфель.

         - Виктор! Спасибо! Но это.очень дорогая вещь . Мне неловко. Да и что я такого сделал? - я смутился и наверное покраснел.
         - Ты нарисовал четкие картины всех возможных вариантов. Вселил в меня уверенность. Я получил много денег, ты знаешь. Бери, владей и не волнуйся. Это не все! Пойдешь в кассу, получишь деньги за  "рацуху". - он сунул мне в руки порфель, повернул меня к выходу и подтолкнул легонько.

         В портфеле лежали три модных галстука. В кассе я получил деньги. За мое первое рацпредложение. Так закончилась  эта история.


Рецензии