Цена шпионажа в роскошном вертепе

«Да не оставит своими щедротами Аллах нашего великого падишаха!»


О султанском гареме во дворце Ильдиз написано-переписано очень много, но первые сколько нибудь точные сведения о жизни султанского гарема в Константинополе мы находим в мемуарах  „La Revue“ барона Тота, вышедших в XVIII столетии (февраль 1901) , где приведены  любопытные подробности.

Из них я выделю маленькую толику:

Этот гарем представляет собой особый замкнутый мир, который пополняется в основном черкешенками. Иногда в гарем привозят сириянок и румелиоток. К общему ужасу современных цивилизованных турок, особые агенты отнимают у родителей особенно хорошеньких девочек и отсылают их его величеству. С своей стороны, все тётки и кузины государя соперничают между собою, чтобы выискать какую нибудь жемчужину для ненасытного любителя женской красоты. В праздник байрама султану представляют красавиц редких достоинств, и он останавливает своё внимание на какой-нибудь из них. Но султан не брезговал и простушками, любая служанка из свиты его дочерей или принцесс – это его выбор. Одалиска, на которую султан обратил внимание, называется «гезде», а когда она побывала а императорском алькове, то получает титул «игбал».  «Гезде» значит, слово в слово «попавшаяся на глаза», а «игбал» - «удостоившаяся славы». Если она становится матерью, то превращается в «кадину» и принимает титул принцессы в гареме.

В случае когда та или иная одалиска надоела повелителю, они становились жёнами министров или генералов, и они должны быть их шпионками и обо всём доносить султану. Каким образом жена, заключённая в гареме, может шпионить? Тут чисто психологическая основа: турки, влюблённые в своих жён, бывают с ними откровенны, восточные люди особенно экспансивны в минуты сердечных излияний. Красавица шпионка может всё от них выведать, искусно и наивно ставя вопросы.

 К примеру: - В армянскую резню женщины-шпионки оказали правительству большие услуги, предупредив султана, что многие турецкие генералы сочувствуют армянам в борьбе их с султаном.

 Женщины соперничают с евнухами по части шпионства. И с тех и с других спрос большой в случае султанского подозрения в неверности. К примеру: - Одна молоденькая рабыня, которой султаном поручено было разузнать, что говорят о нём его жёны, донесла ему: - «находят вас пожилым и неспособным к любви». Султан тотчас сделал рабыню кадиною и заставил других кадин служить ей.

Но любопытно, что великий турок боится всё-таки своих рабынь: а вдруг каким нибудь чудом залетела струйка свободного воздуха в этот роскошный вертеп, и среди покорных рабынь живёт и лелеет в душе своей какой нибудь страшный план восточная Шарлота Корде или мусульманская Юдиф. На каждом шагу принимаются тысячи всевозможных предосторожностей.

К примеру: - Однажды султан вышел из кабинета и оставил на столе револьвер, который он с собой всегда носит. Двенадцатилетняя девочка как раз вбежала в кабинет, увидела револьвер, подумала, что это какая-то игрушка, и стала его вертеть. Султан возвратился в кабинет, увидел девчонку с револьвером и побледнел. Он отобрал у неё оружие, а её велел допросить. Девочке загнали под ногти раскалённые иголки, и только тогда убедился султан в её невинности.

Горе, если одалиска, в порыве страстной иллюзии, обнаружит во время свидания с султаном необычную живость! Не вздумала ли она его задушить?


Револьвер всегда лежит под подушкой его величества. А девы гаремные перед ним хором поют: «Да не оставит своими щедротами Аллах нашего великого падишаха!»

Барон Тот пишет: -

«Как прежде, так и теперь, гаремная жизнь, при всей своей скуке и однообразии, представляется таинственной. В этой таинственности много мрачного и страшного. В Константинополе от времени до времени рассказывают о том, как из гарема исчезла бесследно та или другая красавица. Когда цветок, показавшийся опасным, срезается или уничтожается, соседки не имеют права спрашивать о его судьбе. Одалиска, не застав утром свою подругу, с которой она соединена теснейшими узами дружбы, должна затаить в себе заботу о ней. Боже сохрани, если она обнаружит беспокойство и станет спрашивать, где подруга: она не должна произносить её имени. Цветок сорван и брошен в море; на его месте вырастет другой. Много звёзд в небесах у Аллаха, много цветов на полях и в садах, много прекрасных женщин на земле.»


Рецензии