сильна как смерть
Если истории делают люди, которые понимают в этом толк, то почему бы не почитать? Я всегда говорил, что люблю мелодрамы, но, что важно: хорошо проработанные и неглупые. У Мопассана нет глупых историй, да ещё и, как и Голсуорси, француз прорисовывает своих персонажей до тщеты и детализирует все входы и выходы.
В каждом своём детище господин писатель проникает в глубины души читателя и заставляет шевелиться и звучать струнки её (если у души, конечно, есть струнки). В романе "Сильна как смерть" Ги обращается к бессмертной теме любви, изображая её посредством персонажа пожилого возраста. Мопассан задаётся разноплановыми вопросами: что чувствует убелённый сединами человек? Способен ли он оставаться сорванцом-романтиком? И что чувствуют люди в старости: испытывают ли ревность, любовь, способную рушить, а не воссоздавать.
Оказывается, способны. Да я и сам малость постарел (я сейчас о себе говорю), но чувствую себя всё таким же неугомонным романтиком, как и двадцать лет назад.
Главный герой - художник Оливье Бертен незаметно для себя влюбляется на старости лет в молодую особу - дочку замужней женщины, что всегда была у него в любовницах и любила его. Если судить по обрисованному сюжету, то можно заподозрить, что я пишу об обычном бульварном романе, но это совсем не так.
Автор исследовал пошагово весь трагизм любви, волной подкатившей к сердцу и ни словом не обмолвившейся, что с ней делать и как ею управлять. Мопассан правильно нарекает роман "Сильна как смерть". Именно так любовь и выглядит: она сносит крышу и разрывает сердца, заставляя не задумываться о последствиях. А ведь она может и навредить человеку, да и до отчаянного положения может довести.
Художник не в силах побороть неожиданно нахлынувшие чувства, он пытается свести их в шутку, но замечает, что распаляется больше и больше, его атакует нервозность и злоба. Судьба оставляет один шаг до отчаянного броска в пропасть.
Мопассан замечательно показывает стареющую графиню, которая продолжает любить художника, пронося свои чувства сквозь десятилетия, несмотря на понимание, что художник давно охладел к ней чувствами. Но она не видит себя старой точно так же, как в художнике не видит друга - лишь любимого человека, она продолжает защищать свои права на смертельные чувства, опутывая себя ревностью.
Если сравнивать с прежними работами Мопассана, не могу сказать, что эта работа хуже остальных. Просто автор в этом романе задавался другими целями и рисовал непохожие психологические ситуации, хотя финал по-прежнему полон драматизма, как и во многих иных произведениях автора. Многие поклонники творчества писателя считают роман намного слабее остальных, но я не могу с ними согласиться. Напротив! Ведь в тексте практически нет диалогов: одни размышления и мастерски написанные психологические портреты. А что ещё для счастья нужно?
12. 11. 2020 р
Свидетельство о публикации №220111201181