Гончаров и Тургенев, неизданные письма

Гончаров И.А. и Тургенев И.С. Неизданные письма.
Много лет спустя, когда уже не было в живых ни Гончарова Ивана Александровича (1812 – 1891 гг), ни Тургенева Ивана Сергеевича (1818 – 1883 гг) Энгельгардт Борис Михайлович (1887 – 1942 гг) издал 11 писем писателей личной переписки.
Нам, читателям, этих великих русских писателей представляются они властителями дум, светилами, факелом, зовущим к доброму, светлому, возвышенному.
Мы даже не задумываемся, что они. как и каждый человек, земные люди со своими характерами, взаимоотношениями, стремление к славе, известности, завистью, обидами, враждой, возможно, в силу эмоциональной возбудимости, более обострённой.
То, что другой человек смертный спишет на характер, нервы, писатель не всегда может сделать.
Борис Михайлович Энгельгардт (умер в блокадном Ленинграде) пытается понять сам и объяснить читателям взаимоотношения двух талантливых писателей. Они часто от взаимного уважения переходили к вражде, нередко публичной.
Письма представляют и исторический интерес.
Встречались писатели в доме у Н.А.Майкова (Майков Николай Аполлонович – историк живописи, академик живописи, отец поэта Аполлона Майкова) где Гончаров –чиновник министерства финансов, преподавал его детям.  Белинский в 1846 году роман его «Обыкновенная история» назвал замечательным, талантливым. В 1847 году роман опубликован в журнале «Современник».
Тургенев делает попытки ближе сойтись с уже известным читателям Гончаровым. Часто дружески беседуют.
Но в кругу своих друзей молодой Тургенев опрометчиво не совсем лестно отозвался и о авторе, и о романе:» Гончаров- чиновник. Круг его интересов ограничивается мелким интересом, в натуре нет никаких порывов. Он совершенно доволен своим мизерным миром, и его не интересуют никакие общественные вопросы, даже боится разговаривать о них, чтобы не потерять престиж благонамеренного чиновника…»
Отзыв не уважителен, не справедлив, поверхностен.
Иван Тургенев был мастер выставлять карикатурные отзывы о человеке за глаза. Обладал едким остроумием…, неразборчив в своих эпиграммах едких, не удерживали даже и дружеские отношения… Гончаров бывал часто мишенью острот Тургеневе в кругу друзей.
Гончаров 40-х годов мог простить Тургеневу, позднее, когда почувствовал и был признанным  талантливым писателем, и одной сотой этих эпиграмм было достаточно для разрыва добрых отношений .
После «Обыкновенной истории» и «Сна Обломова» Гончаров – первоклассный художник, замечательный романист, его романы сравнивают с «Мёртвыми душами».
Тургенев пока ещё начинающий творец. После издания «Записок охотника» мало кто предвидел, как разовьётся талант автора. Он не мог заслонить славу Гончарова, а ему доброжелатели  доносили недоброжелательные мнения, отзывы и оценки Тургенева.
Гончаров пока переносил колкости Тургенева, был снисходителен.
После возвращения Тургенева из 3-х годичного проживания за границей, он стал снисходительнее, сдержаннее. Чувства дружелюбия не нарушал.
Гончаров в кругосветной экспедиции. Путешествуя, находясь в плавании зачитывался «записками охотника».Забылись все мелкие уколы Тургенева.
В феврале 1855 года Гончаров возвратился в Петербург и приятельские отношения с Тургеневым восстановились, оживились до осени 1858 года.
Зимой 1857 -58 г. Гончаров стал подозревать Тургенева в недоброжелательности и позже оно превратились в навязчивую идею, и привело к полному разрыву отношений  двух писателей.
В 1868 – 69 г. отношения становятся явно ненормальными.
Гончаров впрягается в чиновничью лямку, что для его творческой натуры писателя было тяжко. Кругосветному путешественнику было невозможно превратится в столоначальника. Вскоре он становится цензором.
Новая работа была тяжёлой, много отнимала времени и часто вела к столкновению интересов литературы с интересом цензуры.
Возникли неблагоприятные толки, пересуды в обществе неблагоприятные для Гончарова.
В силу материальных обстоятельств от службы отказаться не мог.
Гончаров осуждал Тургенева, боялся его колкого языка и боготворил. Видел в нём лабораторию своего творчества. Никто так верно и глубоко оценить его не мог, как Тургенев .
Гончаров был исключительно чувствителен к своей литературной известности. Его болезненная мнительность и подозрительность усиливала  начинавшаяся болезнь с вспышками раздражительности.
Семя раздора между Гончаровым и Тургеневым дало свои плоды. Нужен был толчок. Надвигалось психическое расстройство.
Для Гончарова Тургенев стал опасным соперником.
Подозрительность Гончарова на фоне психического расстройства разгоралась. Сходство нескольких сцен «Обломова» и «Дворянского гнезда» вызывала неукротимую подозрительность у Гончарова. Он стал донимать Тургенева своими взволнованными подозрениями и  объяснениями.
 Когда Иван Сергеевич уехал в Спасское, Гончаров вслед послал ему оскорбительное письмо-« просветитель чужих мыслей, болтун и лгун».
Тургенев простил незаслуженную обиду. Написал примирительное письмо обидчику.
Гнев Гончарова упал также быстро, как и поднялся…
Тургенев уезжает за границу. Гончаров в письме к Анненкову снова не лестно отзывается о Тургеневе:»…забыл всех здешних друзей…,радует тамошних…,…убедил своим мягким характером, что кроме здешних друзей, других у него и не было…».
Успокоение в душу Гончарова внесла статья Добролюбова»Что такое обломовщина». Статья пробудила интерес читателей к творчеству Гончарова, что он принял с восторгом.
Гончаров едет за границу на лечение, но поездка не дала облегчения. Настроение вялое, апатичное, работа над новым романом  «Обрыв» не клеилась.
Осень и зиму 1859 года встретил больным, страдающим. Выступил перед публикой с законченным отрывком из «Обломова» -«Беловодье».
Тургенев снова заслонил и там, за рубежом, и здесь заслонил его.
Раздражение с новой силой вспыхнуло в Гончарове. Выступил с открытым обвинением Тургенева в плагиате. По городу поползли грязные, оскорбительные  слухи о Тургеневе.
Тургенев не выдержал, не стерпел и потребовал третейского суда – примирения. Тургенев не удовлетворён решением суда и заявил:»…какие опасные  последствия  могут являться из приятельского обмена мыслей». Он находит нужным навсегда прекратить всякие дружеские отношения с Гончаровым.. Разрыв был объявлен открыто и на довольно долгий срок. Помирились они только 21 января 1864 года на похоронах А.В. Дружинина.
Но и после примирения в письмах чувствуется глубокая неискренность и затаённая неприязнь.
Гончаров боится Тургенева, и вечно раздражён против него, но и чрезвычайно дорожит связью с ним.  Никогда не упускает возможности уколоть Тургенева.
Летом 1868 года их переписка прекратилась по инициативе Тургенева. Считают, что Тургенев последние письма уничтожил.
В голове Гончарова  (находившегося за границей на лечении) возникают не только образы романа «Обломов», над которым он усиленно работал – но и болезненная фантазия, создавая чудовищные образы замышленных против него козней.
«…я больной, загнанный, затравленный, непонятый никем, нещадно оскорбляемый самыми близкими мне людьми, даже женщинами…».( письмо Стасюлевичу).
И среди этих друзей, превратившихся в врагов, Тургенев, ворующий рукописи, подсылающий шпионов, стремящийся погубить его несчастного…
В таких условиях никакие переписки невозможны.
С 1868 начинается последний и самый длительный период в отношениях Гончарова и Тургенева, период нескрываемой вражды и ненависти, часто патологического характера.
Даже смерть ненавистного соперника (Тургенева) не помирила с ним Гончарова. Он по- прежнему был неукротим в своей вражде, которая угасла в нём только вместе с жизнью.

PS.Борис Михайлович Энгельгардт (1887-1942 гг., умер в блокадном Ленинграде)-филолог, литературовед, литературный критик. Воспользовался  с благодарностью его трактатом.

Гончаров Иван Александрович (1812 – 1891 гг).
Тургенев Иван Сергеевич (1818 – 1883 гг.)

Предвижу вопрос читателя: «Зачем это нужно. Это история давно минувших дней!».
В наше время, месяцы, а возможно, и годы эпидемии, нервы человека напряжены до предела. Специалисты сообщают, люди нервно возбуждены, даже сравнивают с военными годами. Потому так важно понять другого человека, не отвечать озлобленностью, уметь простить и понять, быть снисходительным, списать на раздражительность, болезнь…Быть терпимее! Избегать подозрительности, мнительности… Многолетнее отношения двух великих людей во всех отношениях поучительны.
Не умение понять, простить, быть снисходительным. не быть подозрительным, возможно, и привела обоих достойных людей к ранней смерти.
Ноябрь 2020 года.


Рецензии