На заре ко мне вернулась

Тишина в отрогах снежных,
Разорвавшейся струною
Всколыхнув простор безбрежный,
Закружилась надо мною.

Зацепила, улетела
И, опять пройдя по кругу,
Песню звонкую запела,
Подарив мне сотни звуков.

Белой птицей встрепенулась,
Обгоняя ветер-вестник.
…На заре ко мне вернулась
Недопетой мною песней...


Я ТАМ БЫЛ. Семён Гудзенко
Майя Уздина
Переработано.

ПЕРЕД АТАКОЙ

Когда на смерть идут,- поют,
а перед этим можно плакать.
Ведь самый страшный час в бою -
час ожидания атаки.
Снег минами изрыт вокруг
и почернел от пыли минной.
Разрыв - и умирает друг.
И, значит, смерть проходит мимо.

Сейчас настанет мой черед,
За мной одним идет охота.
БУДЬ ПРОКЛЯТ 41 ГОД
и вмерзшая в снега пехота.
Мне кажется, что я магнит,
что я притягиваю мины.
Разрыв - и лейтенант хрипит.
И смерть опять проходит мимо.
Но мы уже не в силах ждать.
И нас ведет через траншеи
окоченевшая вражда,
штыком дырявящая шеи.
Бой был коротким.

А потом
глушили водку ледяную,
и выковыривал ножом
из-под ногтей я кровь
чужую.

1942

Примечание: Выделенная в стихотворении строка - «Будь проклят 41-ый год» была
Заменена строкой: «Ракеты просит небосвод»
Стихи С.Гудзенко были раскритикованы в идеологической газете ЦК ВКП(б)
«Культура и жизнь». Тяжёлые поражения в 1941-1942 году оказались под запретом.

СЕМЁН  ГУДЗЕНКО.

 Годы жизни 1922- 1953.

ВОТ ЕЩЕ ВАРИАНТ НАШЕЛ В ИНТЕРНЕТЕ

Когда на смерть идут,- поют,
а перед этим можно плакать.
Ведь самый страшный час в бою -
час ожидания атаки.
Снег минами изрыт вокруг
и почернел от пыли минной.
Разрыв - и умирает друг.
И, значит, смерть проходит мимо.
Сейчас настанет мой черед,
За мной одним идет охота.
Ракеты просит небосвод
и вмерзшая в снега пехота.
Мне кажется, что я магнит,
что я притягиваю мины.
Разрыв - и лейтенант хрипит.
И смерть опять проходит мимо.
Но мы уже не в силах ждать.
И нас ведет через траншеи
окоченевшая вражда,
штыком дырявящая шеи.
Бой был коротким.
А потом
глушили водку ледяную,
и выковыривал ножом
из-под ногтей я кровь
чужую.

1942 (Во весь голос. Soviet Poetry. Progress Publishers, Moscow.)


Рецензии
Вечер добрый, уважаемый Иван!
Спасибо за потрясшие меня стихи, ибо читая их,
вспомнил рассказ отца, бывшего ветерана ВОВ, прошедшего
горечь фашистского плена, реальность атаки, и закончившего войну в
Праге. Ранен. Награды. Освобождал Прагу в 45-м, а эти скоты сейчас нас оккупантами называют. Хотя они наши танки ведь тогда цветами буквально засыпали! Коротка людская добрая память... Как бы не пришлось обновить её. С уважением к Вам,

Виктор Сургаев   22.05.2023 17:23     Заявить о нарушении
Вообще Чехия и Прага для меня больное место. Во-первых я при СССР был в 72 году, ва вторых младшая дочь после развода с мужем туда уехала погостить, да так там и осталась, а потом и внучку туда перетащила. Тогда отношение между нашими странами было нормальным, а сейчас... Мой отец воевал, но до праги не дошел, был демобилизован в 43 году по ранению. Про поездку в 72 году у меня есть рассказ "Галопом по Европам"
Спасибо за отклик.

Иван Наумов   22.05.2023 19:26   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.