Стеклорез

Лесотундра. На берегу реки расположился лагерь геологов. Горит костер. Возле него сидят четыре человека: геолог, студент и два рабочих. Погода хорошая, ярко светит солнце, хотя дело и идет к осени. Закипает видавший виды закопченный чайник, в котелке варится уха. В камеральный день геологи приводят в порядок полевую документацию, рабочие занимаются обработкой проб и  различными  хозяйственными делами. А еще можно подольше поспать, помыться, постираться, рыбку половить и прочее.
 
Звук вертолета в тундре волнует и воспринимается человеком обостренно. Едва заметная точка появилась далеко на горизонте и по мере приближения к полевому лагерю «материализовалась» в винтокрылую машину Ми-2. Произведя небольшой разворот, вертолет сел на торфяной бугор, который служил своеобразной посадочной площадкой. Борт доставил продукты, кое-что из полевого снаряжения и несколько ящиков с бутылками для гидропроб. Ми-2 двигатели не глушил и через несколько минут взлетел, взяв курс  на еще одну стоянку геологов, находящуюся километрах в десяти.

Рабочие перенесли в палатку продукты и все необходимое. Ящики со стеклотарой оставили на месте. Кому они нужны? Один из рабочих немного задержался на вертолетной площадке. Вдруг он издал удивленный и радостный крик. Уже возле костра все увидели, что в руках у него на треть початая бутылка с коньяком.

Геолог внимательно рассмотрел находку и загадочно улыбнулся. Дело было в том, что он вспомнил предысторию появления этого своеобразного сюрприза. Здесь стоит обратиться к прошлому полевому сезону. Как-то в балок к геологам ближе к обеду заглянул топограф-геодезист. Пройдя к столу, он извлек из кармана бутылку и предложил немного расслабиться. В выходной день можно в разумных пределах и режим нарушить. На этикетке были изображены три бочки. Судя по имеющейся на ней надписи, это оказался азербайджанский коньяк. Для начала плеснули немного в кружки. Запах был резковатый. Выпили. Сразу стало как-то жечь и  резать в желудке. Напиток явно не пошел. Посидели, обмолвились парой слов. Как говорится: «Первая рюмка колом, вторая соколом, а третья мелкой пташечкой». Налили по второй, которая так и не стала «соколом». Типичная «паленка»:

- Стеклорез какой-то! - изрек геодезист философски.
- Да, особенно для нашего организма,  - согласились сотоварищи.

Пришлось перейти на чай. Бутылку поставили от греха подальше в тамбур в ящик.

На следующий год силами двух небольших полевых отрядов «добивали» недовыполненные объемы поисково-съемочных маршрутных работ. Так по иронии судьбы злополучная бутылка с недопитым коньяком попала в отряд и произошла ее встреча с первоначальным дегустатором.

Геолог предупредил, что зелье, скорее всего «паленое». Рабочие рассудили просто:

- Начальник, раз спустя год ты жив и здоров, то и нам ничего не грозит.
- Ладно, поддержу вас символически, - согласился геолог.

Студент сразу отказался от участия в этом процессе. Всем известно, что уха без определенной дозы спиртного это просто рыбный суп. Геологический «пролетариат» быстро управился с напитком. Ребята были непритязательны к выпивке, ацетоны с течением времени подвыветрились, да и по 150 граммов на брата для тренированного организма сущий пустяк. Так что на состояние их здоровья, а также на трудовой потенциал это не повлияло.

Вспомнилось также, что однажды на дружеской вечеринке случилось испробовать похожий образец алкогольной продукции. Результат оказался вполне предсказуемым. От аналогичной дозы спиртного пришлось всю ночь «пугать» унитаз и страдать сильной головной болью.

Начиная со второй половины 80-х годов, количество «стеклорезов» стремительно возросло. В начале 90-х годов на российском рынке появился пресловутый спирт «Royal», являющийся техническим суррогатом. Стали наблюдаться массовые отравления, в том числе и со смертельным исходом. К сожалению, трагические случаи не минули и геологоразведочную экспедицию.

В 1994 году специальным указом правительства во главе с В.С. Черномырдиным ввоз спирта «Royal» на территорию Российской Федерации был запрещен.

Отравления фальсификатами алкоголя и прочими его заменителями происходят периодически и в наше время. Так что следует соблюдать «технику безопасности» в потреблении спиртного, не прельщаться красивыми этикетками, а также придерживаться культуры пития. Некоторые вообще предпочитают самогон собственного производства.

Вот такой кругооборот «бухла» в природе!


Ноябрь 2020 г.


Рецензии
Так оно все и было - каких только "стеклорезов" тогда не было ). Народа много полегло русского... Хотя лично я плохого о спирте «Royal» сказать не могу.

Алекс 58   17.11.2020 11:34     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.