Цирюльник

                Цирюльник

Сла – вно – е мо – ре, свя-ще – нный Байка – л
Сла – вны – й кора – бль, о – му- лёвая бочка.
Э – й, ба – ргу- зи-н, по- ше-веливай ва – ал,
Плы – ть мо – лод цу не – да – ле – чко.
Низкий баритон, с шелковисто-бархатным оттенком выводил эту мелодию в сопровождении гармони. В этом пении не было фальши и показного бахвальства своим талантом. Всё было просто красиво. Где-то под ложечкой начинало пощипывать. К горлу подступала волна воспоминаний. Мир начинал представляться в более ярком цвете. Становилось понятно, что поёт не сам человек, а душа его, которой порою становится тесно в закрытой груди. Ведь душу не спрячешь, она любыми путями вырвется наружу.
…Работу свою Сергей любил. Ремонтом машин начал заниматься с конца 80-х  годов. С того самого времени, когда женился и перебрался в Сибирь. До этого работал инструктором – испытателем на Автовазе. На краю небольшого городка построил дом, гараж, и дело пошло. За свою работу большую цену никогда не ломил, а работу делал качественно и на совесть. Молва о хорошем мастере разлетелась быстро. Заказы посыпались, как из рога изобилия. Многие считали за честь и удачу отремонтировать машину у Сергея Байкала. Фамилию эту он получил в приюте. По осени в Иркутске работники вокзала обратили внимание на мальчугана лет 3-4 , который бегал по вокзалу без присмотра. Не то от родителей отстал, не то специально оставили. Большого беспокойства по ним он не выражал. Был доволен тем, что его окружало, и благодарен тому, что Бог пошлёт. Так продолжалось недели две, после чего его определили в приют. При заполнении документов о своих родителях он толком ничего не сказал, а на вопрос о фамилии, он чётко и внятно ответил: «Байкал». Возможно, он жил с родителями на берегу Байкала, а может, ему просто нравилось это слово. Как бы то ни было, но фамилия его стала Байкал.
Давным-давно китайский мудрец Конфуций сказал, что тому, кто выберет себе работу по душе, не придётся работать ни дня в своей жизни. Ремонтируя убитые машины, Сергей творил чудеса, а не просто делал свою работу. Как земля получает от солнца тепло, так и он получал от работы радость и удовольствие. Когда накапливалась физическая усталость, он ставил чайник, заваривал крепкий чай и, выпив кружку, брал в руки гармонь. Она для него была, как отдушина со свежим воздухом. Поиграв и попев, он, как заново родившийся, с новыми силами брался за дело.
…Начало июня. К Серёге Байкалу прибежал внук Никита, чересчур  шустрый малый. Он только что закончил второй класс. Свобода вскружила ему голову. Он просто не знал, чем заняться, куда приложить свою силу и навыки.
- Дед, ты что такой обросший?
- А то и обросший, что в парикмахерскую съездить некогда, видишь работы – непочатый край.
- Давай я тебя постригу, и ездить никуда не надо.
От удивления дед аж присел с открытым ртом.
- А ты стричь- то умеешь?
- Ну, вот ещё, - с досадой в голосе возмутился Никита. Вспомни, как мы с тобой по весне барана стригли. Ты держал, а я стриг.
- Верно, припоминаю, ты тогда барану пол уха отхватил и хвост подпортил.
- Это я нечаянно, не со зла, - оправдывался Никита.
- За нечаянно, бьют отчаянно, это имей в виду, - напутствовал дед. - Да, кстати, сколько стоит твоя стрижка?
-50 рублей, только деньги вперёд.
- Это по-божески. В парикмахерской-то берут 350. А почему деньги вперёд?
- Ты же сам меня учил, что деньги всегда нужно брать вперёд. Это называется – предоплата.
- Помню, но я тебе говорил, что предоплату нужно брать с тех людей, которых ты не знаешь, которых видишь впервые.
- Этот момент я, наверное, запамятовал, - согласился Никита.
- Ладно. Проехали, - успокоил его дед.
Никита вынес из дома табурет и поставил его на полянке возле крыльца. Погода стояла прекрасная. Ярко светило солнце. Лёгкий, тёплый ветерок шевелил цветущие кусты черёмухи, с которых собирали нектар вечные труженицы пчёлы. Поодаль резвились неугомонные воробьи. Воздух был напоен дурманящим ароматом трав и растений.
- Боже, благодать-то какая, - восторженно проговорил Сергей, всматриваясь в чистое, безоблачное небо.
Вернулся запыхавшийся внук, бегавший домой за машинкой для стрижки.
- Представляешь, дед, мамка дала соседке электрическую машинку, а они её спалили. Придётся стричь простой, механической.
- Мне без разницы, какой машинкой ты будешь меня стричь. Главное -  результат, чтобы голова моя была пострижена.
Сняв рубашку с майкой, дед уселся на табурет. Приготовился к стрижке. Внук обошёл вокруг сидящего деда, внимательно осматривая голову. Потом, тщательно ощупав её руками, взъерошил волосы так, что голова стала похожа на замшелую болотную кочку, обросшую травой. Ещё раз обошёл вокруг…
- Красавец, - проговорил Никита, - за такую голову нужно ещё 50 рублей.
- Ты что? Неужели за то время что сижу, голова у меня выросла в объёме? – удивился Сергей.
- Не знаю, но за стрижку такой хорошей головы нужно ещё 50 рублей, так что давай, раскошеливайся дед.
Сергей вынул из кармана 50 рублей и отдал внуку.
- Давай уж, стриги, а то будем рядиться до вечера.
Никита взял машинку и приступил к работе. Он стриг с таким усердием, что через некоторое время дед взмолился:
- Никита, погоди, дай немного передохнуть.
- А что такое? – удивился внук.
- А то. Ты можешь поаккуратнее стричь? Зубья машинки с такой силой втыкаешь мне в голову, что того гляди шкуру снимешь. Да и машинку двигай помедленнее. Волосы ещё не сострижены, а ты её тянешь вперёд. Получается, что ты их  не стрижёшь, а вырываешь с корнем. Я же тебе не баран, которого ты стриг. Он всё время молчал, а мне молчать мочи нет.
- Ладно, дед, твои претензии приму к сведению.
Внук вновь принялся за работу. Пыхтел, кряхтел, причмокивая языком от усердия, но всё равно время от времени дед вскрикивал от боли. Минут через двадцать Никита положил машинку на рядом стоящую чурку.
- Всё, больше не могу, рука устала, Пойду, отдохну, - сел на велосипед и укатил.
В отворившейся калитке показалась хозяйка - баба Надя, ходившая в магазин за продуктами. Поставив огромные сумки на траву, она всплеснула руками:
- Не поняла, что это такое?
Она обошла вокруг своего мужа. Её охватил приступ дикого, безудержного смеха. Схватившись за живот и покачиваясь, она присела на скамейку. Отдышавшись, мельком вновь взглянула на мужа…
Ха-ха-ха-ха - умереть можно. Ты хоть в зеркало себя видел?
- Кто бы мне сюда его принёс?
- Сейчас увидишь.
Она сходила в дом и принесла небольшое зеркало.
- Ну, как?
Взглянув на своё отражение, дед обомлел и на некоторое время потерял дар речи. Он никак не мог признать того, кто смотрел на него из зеркала. Лицо, глаза, уши, нос вроде бы всё его, а вот то, что сверху, никак не увязывалось с его представлением о своей внешности.
- Это кто там, что за барабашка? - с удивлением спросил Сергей.
- Что, себя не узнаёшь?  Скажи спасибо парикмахеру.
- Надо же, нарочно не придумаешь. Если с болотной кочки клоками повыдергать траву, а оставшуюся расшебуршить в разные стороны, то получится то же самое, а может и покрасивее.  Ну, Никита, язви его в душу, постриг деда. Вот где его сейчас искать?
- Сам виноват, не будешь свою дурную голову подставлять, - вынесла вердикт жена. - Пускай бы ещё года два-три тренировался на овечках.
- И что мне делать, как быть?
- А ты сходи к Валюхе в магазин.
- Зачем?
- Попросись, чтобы взяла на работу сторожем. Тебе и ружья не надо. Как выглянешь - все воры со страху разбегутся.
- Очень смешно. Я серьёзно спрашиваю.
- Серьёзно, иди к соседу, проси, чтоб достриг.
Натянув вязаную шапочку на самые уши, дед направился к соседу.
Афанасий с упорством, что есть мочи, долбил молотком по наковальне, на которой лежало небольшое металлическое кольцо.
- Чего стучишь?
- Представляешь, вчера где- то проткнул на велосипеде колесо. Снял, заклеил, начал собирать. Одна шайба куда-то укатилась. Без неё – никак. Нашёл замену, но она немного не такая. Какой-то умник её разрубил, а концы загнул в разные стороны. Вот я и хотел её выправить, сделать плоской.
Дед взял в руки шайбу, внимательно посмотрел, повертел..
- Эх, дерёвня ты дерёвня, это же гроверная шайба. Её специально на заводе так делают. Концы загибают в разные стороны, а потом подвергают закалке. Служит она для того, чтобы при езде твоя гайка на колесе самопроизвольно не раскручивалась, и не случилось аварии. Так  что можешь хоть целый день по ней колотить, она скорее треснет в каком-нибудь месте, но плоской ты её не сделаешь.
- Значит, её можно прямо так и ставить?
- Конечно, не можно, а нужно.
- А я, дурак , её колотил. Столько времени зря потратил.
- Ничего, главное, ты сейчас знаешь, что это за шайба и для чего она служит.
- Верно, дядя Серёжа, спасибо за науку. У тебя что-то случилось?
Дед снял шапку.
- Видишь?
- Ничего себе. Где такого классного цирюльника выискал?
- Чего его искать, внук Никита сам пришёл. Предложил  подстричь, я и согласился. Если у тебя время свободное есть – выручай. Постриги хоть на лысину. Иначе, как ходить?
Они вернулись к деду. Афанасий взял машинку и начал убирать те огрехи, что оставил Никита.
- Дядь Серёжа, по телевизору был«Ералаш», как один парнишка делает на груди другого татуировку. Тот, которому делает, корчится от боли, а татуировщик его подбадривает: «Держись, крепись ещё немного осталось».
Немного погодя закончил и говорит: «Вот теперь ты стал настоящим мужиком. Можешь гордиться. Сейчас, тебе будут все завидовать». Тот подошёл к зеркалу, расправил впалую грудь, представил, как ему будут все завидовать. Через мгновение, его охватил страх, ужас и отчаяние. Корявыми, пляшущими буквами, через всю грудь, красовалась надпись:
« НЕТ В ЖИЗНЕ ЩАСТЯ»
- Так что тебе, дядь Серёжа, можно сказать, неслыханно повезло. По сведению тату специалист с меня – никакой.
После обеда появился Никита. Вид у него был довольно странный. Рубашка разорвана, штаны в грязи, под левым глазом здоровенный синяк. Дед, увидев, от неожиданности присел на чурку. Потом встал и медленно обошёл вокруг него.
- Ты что, на войне побывал?
- Да вроде того… ты знаешь, зачем мне деньги нужны были?
- Нет. Зачем?
- Чтобы снасти для рыбалки купить. Хочу большую щуку поймать. В нашей речке, говорят, их много водится.
- А что мне не сказал? Я бы тебе и так денег дал.
- Нет, деда. Если бы ты дал мне денег просто так, то эти деньги были бы неправильные. На такие деньги всё, что купишь, на пользу не пойдёт, Значит, и щука ловиться не будет. Ты же сам меня этому учил, что в этом мире всё взаимосвязано. Во всё должен быть вложен твой честный труд. Иначе удачи не будет. Поэтому, для тебя твои деньги будут правильные, ты их заработал честным трудом, а для меня, они будут неправильные.
- Ну, ты философ, - с удивлением и восторгом произнёс дед. – Ход твоих мыслей мне нравится. Значит, у тебя ещё не всё потеряно, и толк с тебя должен быть. За этим уж я послежу. Фингал-то, кто поставил? – ещё раз посмотрев на внука, спросил дед.
- Возле магазина пристали ко мне два брата Селивановы, хотели деньги отнять, но я им не поддался, хотя они постарше меня, один с третьего, другой с четвёртого класса. Конечно, мне попало, но и они легко не отделались. У обоих по хорошему синяку, да и так, по мелочи… Я вот он, живой и здоровый. Не струсил и не убежал, а честно дрался за своё. В следующий раз они вряд ли сунутся ко мне, а коли сунутся, то получат с лихвой. Об этом они тоже знают. И, ещё, деда. Я вот что решил – подстриги меня тоже на лысину.
- Это ещё зачем?
- Затем, чтобы всё было по-честному. Ведь из- за меня тебе пришлось стричься на лысину.
- В этом ты прав.
- Прости меня, дед, за то, что не достриг. У меня действительно рука устала, а ещё боялся, что магазин закроется. Вот и бросил стрижку. За что меня Боженька, наверное, и наказал. Послал двух братьев Селивановых, чтобы меня побили да деньги отняли. Из этой ситуации я вышел победителем, но в душе себя чувствую виноватым. В воскресение пойду с бабушкой в Храм, поставлю свечку и попрошу Боженьку меня простить за мои нехорошие поступки.
- Верно, Никита. Главное то, что ты понял, что любое начатое дело нужно доводить до конца, и делать это надо с любовью и старанием, чтобы потом не краснеть за свои огрехи и недоделки. Чтобы всё было по совести. Тогда и жить тебе будет легко и счастливо. Вот смотри, я всю жизнь занимаюсь ремонтом машин. Стараюсь делать это качественно и в срок. Никто на меня не обижается, потому, что уверены, машина будет отремонтирована по высшему классу. Поэтому и работы у меня много, а без неё я, как рыба без воды.
На том и порешили. Дед, взяв машинку, быстренько обстриг внука на лысину. Потом, попив чаю, пошли на рыбалку. Поймали по щуке. У деда щука оказалась покрупнее, но это было уже не так важно. Главное то, что Никита в этот день многое понял и повзрослел. Сделал для себя серьёзные выводы…
- Ну что, пошли домой, - предложил дед.
- Пошли, сейчас нам бабушка ухи наваристой приготовит, - согласился Никита…

            



            


Рецензии