Рассказы и диалоги

*
ОПИСАНИЕ КАРТИНЫ КАЗИМИРА МАЛЕВИЧА "ЧЕРНЫЙ СУПРЕМАТИЧЕСКИЙ КВАДРАТ. 1915" ИЗ ФОНДОВ ИРКУТСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ, ЕСЛИ ОНА НЕ ПОДДЕЛКА
Слон - три ноги, слева небольшой хвостик, справа небольшая головочка, уши собачьи, хоботом чешет правый глаз.
Да, клыки, если есть, то очень маленькие или это игра воображения, а не клыки.
Шкура носорожья.
На спине небольшой горб, похожий на верблюжий, а, может быть, это не горб, а уже и сакля - места много.
Вместо четвертой (передней) ноги баба - черная, толстенная и с головой медведя, в руке у ей кружка не знаю с чем.
На заднем плане дым и пожар.
Горит как бы город на берегах большой сибирской реки.
А, может быть, и не сибирской, а совсем напротив.
Признаки пола мужеские, но очень смутные, хотя и до самого полу и очень ребристые.
Понял, почему хобот такой коротенький - перед передней (единственной) ногой валяется значительный кусок его, кем-то отрезанный.
Боюсь подумать кем.
А то назову его гадом.
Нога эта передняя, единственная в остроносом ковбойском сапоге на высоконьком каблуке и с медной пряжкой.
Ждите продолжения - пока всё.
Хотя с вас и этого достаточно.
Иркутский областной художественный музей:
- Супер!
Я:
- Не "Супер!", а тогда уж "Супрер!!" или даже "Супремер!!!"
*
ДА ПОД ТЮРЕМНОЮ КРОВАВОЮ СТЕНОЙ
Анна Ершова:
- Готовый задник для спектакля об окраинах России или Запада Америки начала прошлого века.
Сергей Чурилов:
- Не, проводов много. На начало прошлого века не потянет.
Анна Ершова:
- Я видела такие провода 60 лет назад в Забайкалье. Это эл. и телефонные провода. Думаю и сейчас так же. Читинская область сильно отстаёт от остальной России. Там нет огромных предприятий, ГЭС...
Юрий Извеков:
- ГЭС на Ингоде, Ононе или Читинке - вы что? - зато есть огромная ГРЭС.
Сергей Чурилов:
- Дык не начала же!
Анна Ершова:
- Это я об Америке. У нас в это время там буряты кочевали. Только после революции осваивали те места где были полезные ископаемые. А до этого там каторжники работали в том числе и декабристы.
Сергей Чурилов:
- Дык, декабристы и осваивали эти самые ископаемые! Золотишко, серебро и прочие.
Анна Ершова:
- А раньше другие каторжники уголовные. На руднике Акатуй , где наша семья жила, был был знаменитый декабрист Лунин и там же знаменитый вор Ланцов, который совершил неудачный побег, его подстрелили на стене тюрьмы. Местные жители сохранили эту стену и подкрашивали кровь на ней. Думаю и сейчас это есть. А у Лунина там ухоженная могила на сопке. Сибиряки всегда привечали каторжников -любых.
Юрий Извеков:
- Вот песня про Ланцова, записанная в 1982 году в Нерчинске:
***
Звенит звонок насчет проверки.
Ланцов задумал убежать.
Он быстро печку разбирает,
А там его красавица-жена.
Её он за руку хватает
И в прямо дырку лезет от трубы.
Вокруг товарищи стояли -
Никто-никто не смотрят на него.
Глаза все все в землю опустили
И молча-молча крестят молодца.
Тут стража горная ворвалась -
Стреляет в дырку прямо от трубы.
Жена-красавица упала
И прямо мертвая в золу на кирпичи.
Ланцов по крыше пробегает.
Ой, да посерёдочке, да по самому коньку, по гребешку.
На стену рысем залетает -
Настигла пуля молодца.
Лежит, лежит он посерёдке,
Да под тюремною кровавою стеной.
По снегу тихо кровь струится,
Глаза закрыты не глядят.
И молча тёмными рядами
Вокруг товарищи стоят.
И даже стража побледнела,
А тот солдатик, что попал,
Молчит и губы посинели,
И молча-молча плачет про себя:
- Ах! Ах! Ах, что же я наделал,
Зачем в Ланцова я попал,
Теперь всю жизнь мне будет сниться
Ланцов, разбойник удалой,
Как он лежит в снегу под стенкой,
Кровь тихо капает с него.
 Еще один вариант записи:
*
Звенит звонок насчет проверки.
Ланцов задумал убежать.
Он быстро печку разбирает,
А там красавица-жена.
Её он за руку хватает
И в дырку лезет от трубы.
Вокруг товарищи стояли -
Никто не смотрят на него.
Глаза все все в землю опустили
И молча крестят молодца.
Тут стража горная ворвалась -
Стеляет в дырку от трубы.
Жена-красавица упала
И прямо мертвая в золу.
Ланцов по крыше пробегает.
Ой, да посерёдочке, да по самому коньку.
На стену рысем залетает -
Настигла пуля молодца.
Лежит, лежит он посерёдке,
Да под тюремною кровавою стеной.
По снегу тихо кровь струится,
Глаза закрыты не глядят.
И молча тёмными рядами
Вокруг товарищи стоят.
И даже стража побледнела,
А тот солдатик, что попал,
Молчит и губы посинели,
И молча плачет про себя:
- Ах-ах! Ах, что же я наделал,
Зачем в Ланцова я попал,
Теперь всю жизнь мне будет сниться
Ланцов, разбойник удалой,
Как он лежит в снегу под стенкой,
Кровь тихо капает с него.
От того же исполнителя, то ли подчищенный, то ли исполнитель не так заходился, как при мне.
Анна Ершова:
- Спасибо, Юрий за песню. Я ее частично знала. На руднике её пели не всю. Мой отец любил её петь, и брат сейчас поёт, который во Владивостоке.  я её сохраню.
Наталия Флоренская:
- !!!!!!!! "на стену рысем" !!!!!!!!!
Юрий Извеков:
Да, так тогда и было. "Рысев" тогда полно было, даже из острога сидельцы их видели, а на воле-то, чё было. Полно, одним словом.
Наталия Флоренская:
- Чудесно ... так и представляется картина..... рысем!!!!
Василий Иванченко:
- А записывали в транскрипции? Здорово! Ермолинский про Лунина "Голубую звезду" ямбом написал и удивился сам, когда я ему продекламировал страницы случайные.
Юрий Извеков: Так это уже не фонетическая запись - слегка подправил, я же не для диалектологов публикую.
Татьяна Лазарева:
- Вот это да...
*
IO NON SONO UN IMBECILLE
- Какой процент смертей (да и болезней) случается по причине глупости? А не из-за болезни печени, сердца, травмы, отравления, несчастного случая и т.д. и т.п. и пр.
- Guari che io non sono un imbecille che sia ben inteso. Be si tant'e persone si abbandonano a se stessi.
- Оговоримся, что это универсально интеллектуально одаренные лидеры, свободные от дефекта парциальной имбецильности.
- Нет, просто умные, а не, к примеру, талантливые в бизнесе или музыке.
- Добавьте сюда намеренное искажение доступного информационного поля, по типу навязывания условнорефлекторной парадигмы.
- А чего они ещё ждут, спрашивается?
- А чего им ждать?
- А этот вопрос вы им задавали?
- Вроде, как да..
- Так на вопрос, чего они ждут, что они отвечают?
- Они отвечают: "Смерти ждём как избавления".
- Избавления от необходимости самостоятельно принимать решения, наверное.
- Так что добавьте к глупости лень.
- В буддийской психологии одна из форм лени это вторичное проявление глупости.
- Болезни печени, сердца, травмы, даже отравления и несчастные случаи чаще всего причиной имеют глупость.
- Все плохое происходит по причине глупости.
- А все хорошее по причине счастья.
- А по причине умности?
- Какой умности?
- Ну, ума.
- Какого ума?
*
ЕСЛИ ОТЫСКИВАТЬ АНТИНОМИЮ ЧАРЕЗ ***
- Безумие символистов было пусть деланным, ломанным, но, по своему, искренним, а футуристы были изначально циничными жуликами, чего и не скрывали, а рассматривали свою деятельность как предмет торговли.
- Действительно, циничные жулики, типа Велимира Хлебникова, так и норовили продаться! Только о деньгах и думали. Подмётки на ходу резали!
- Хлебников был не футуристом, а будетлянином, а это дьявольская разница и не он к ним пришел, а они его привлекали и использовали. Тоже самое в случае с Гуро, но о ней в другой раз. При огромной разнице в одаренности, таланте и чего еще там Бог даёт, цинизм и торгашество Бурлюка и Маяковского зашкаливали, но первый был житейски умней и оборотистее. Цинизм и торгашество Бурлюка были на уровне "американского бизнесмена", а Маяковский как "футурист", о таланте молчим, не поднялся выше базарного жулика. Или лучше, неудачника-сутенера, обдираемого и мучаемого единственной своей проституткой.
- Будетлянин и футурист - одно и то же. Просто Хлебников решил перевести это слово на русский. Он печатался в газете "Правда", писал коммунистические поэмы, только в своем стиле.
- Хлебников мог печататься и в "Правда" и в виртуальной бунинской газетенке "***", дела это не меняло. Он тоже не только бродил дервишем по просторам Персии, но и иногда ездил вместе с "футуристами" в желтых вагонах выступать с "лекциями" в провинции, но его или обманывали с деньгами, или он их просто терял. Это фундаментальное отличие "футуриста" от будетлянина. И тому и другому что "***", что "Правда", но это только на первый взгляд - для футуристов и то и другое было Хуем, как олицетворением успеха и могущества, а для будетлянина ХУЙ, которого в действительности у него и не было, был Правдой (с большой буквы).
- А ещё есть принципиальное отличие голкипера от вратаря, перекладины от турника, самолёта от аэроплана. А если отыскивать их антиномию через ***, тогда откроются поистине метафизические бездны. Прекрасная теза, Юрий, богатая.
- Есть разница - голкиперам в пивных морду били чаще, чем вратарям.
- Вам верю!
- Тут уж сам Бог велел верить.
- Да-да, Он только что приходил, самолично. Велел вам верить. В категоричной форме.
- Да, ко мне Он тоже изредка забегает, но "велить" мне как-то стесняется, а старается всё как-то изподтишка, советами больше и то, когда выпьет.
- Да, сдал последнее время старик. Не тот уже!
- Виталий Бессольцев, это как ещё посмотреть. Иногда Он просто юродствует для виду, а так ещё ничего ещё себе.
ЗЛО ЛИ
*
Деньги не зло.
Деньги (математика) исходная и необсуждаемая данность Вселенной, в которую мы оказались заброшены.
Зло ли пространство?
Зло ли жизнь?
Зло ли проституция (сожительство, симбиоз, самоорганизация)?
- Так зло это осознанная необходимость?
- Тут и осознавать ничего не надо. Есть и ничего не поделаешь. Если далеко переться, это пространство злое? - Нет. Так есть и все. А без пространства и до сортира не дойдешь. Нет пространства - так и будешь стоять как пень, обходи, не обходи.
*
ПРО ВОДКУ
Правильно ты всё про водку
Правильно ты всё про водку, кроме самого главного.
Не надо водку морозить.
Мороженую водку пить противно.
Водка должна быть чуть холоднее, чем температура в комнате, если в комнате тепло.
Или чуть теплее, если в комнате не очень тепло.
Замораживают плохую водку.
Хорошую водку можно пить и теплую.
У нас дураки и пиво на морозе холодное хлещют.
Да еще и похолоднее просят.
- А японцы и сакэ своё пьют не всегда подогретым, подогревают они своё сакэ только зимой, исключительно для сугрева.
- Да, к слову, о сакэ. Самое холодное пиво было в Улан-Удэнских летних павильонах в 90-е. Там замораживали водопроводную воду почти до точки замерзания и чуть подкрашивали ссакой. Леша Анготкин очень любил пить такое и скоро помер.
*
РЮШЕЧКИ И КРУЖАВЧИКИ
- Власть, если она власть, всегда тоталитарна. Остальное рюшечки и кружавчики на поверхности для прельщения.
- Согласен. Гармония нам только снится!
- Гармошка, на которой играл мой пьяница-сосед Серафим Сергеевич гармоничнее. Он уж точно никого не прельщал - себя обслуживал. Можно подумать, что "свободные выборы" и "сменяемость власти" это высшая гармония.
- Высшая - не высшая, но единственно возможная из "всех худших".
- Династии держатся столетиями, а демократии быстро переделываются в олигархическую машинку для манипуляции.
- И династии вырождаются.
- И династии вырождаются.
- И что теперь делать?
- Ничего не делать.
- Неужели ничего нельзя сделать?
- Сделать ничего нельзя, а делать можно.
- А что же тогда можно делать, если сделать ничего нельзя?
- А вот дела-то тогда и можно делать.
*
ХЛЕБ И ГОРЧИЦА НА СТОЛЕ
В середине семидесятых двадцатого века в "Байкале", иркутском ресторане, что располагался на центральной улице Карла Маркса, очень долго не подходили за заказом официантки. Иногда минут по сорок.
Мы с приятелями любили днем распивать там свою, купленную в магазине, водку. Все лучше, чем в подворотне. Хлеб и горчица на столе. Фирменный напиток буро-лилового цвета там же в кувшине. Фужеры, рюмки на скатерти.
Заходим, неопределенно машем рукой, как бы подзывая официантку. Та - ноль внимания.
Мажем хлеб горчицей. Наливаем напиток в фужеры, водку в рюмки. Бутылку на стол не выставляем. Бутылка на всякий случай в сумке или за пазухой.  Выпиваем закусываем, запиваем. Водка кончается, закуриваем.
Подходит, наконец,  пожилая, моложавая, с перекисью в прическе, официантка. Туфли дефицитные. Платье кремпленовое. Лицо пресыщенное, скучающее. Достает из фартучного кармашка блокнотик.
- Что будете заказывать?
- А у вас есть жульен из дичи?
- Все в меню.
- Нам нужен жульен из дичи.
- Все в меню.
- Если жульена нет, мы пошли.
Официантка равнодушно возвращается к своему официанстскому столику, ближе к входу. Садится и, вяло беседуя с коллегами, продолжает пить мелкими глотками шампанское и закусывать шоколадом.
И такой номер проходил не единыжды. И не дважды.
Вечером такой номер не проходил.
*
ПЕРВАЯ ИНСТАНЦИЯ ВЫСШЕГО СУДА
Новопредставленный и первая инстанция высшего суда.
Слева и справа в чёрном Смерть и Некто без лица, а посерёдке в красном мундире и с длиннющими змееподобными усищами Страж Первого Порога. На лбу его "третий глаз" в виде офтальмологического зеркала. Он, прищурив левый глаз, правым оценивающе осматривает новопредставленного.
Новопредставленный оглянулся и это для него минус.
Оставшиеся близкие в молитве предупреждают его об этом:
- НЕ ОГЛЯДЫВАЙСЯ ДЕДУШКА, ОНИ ЭТОГО НЕ ЛЮБЯТ, А МЫ ЗА ТЕБЯ ПОМООЛИМСЯЯЯЯяяяяяиииииуууу!!!!
Так они кричат, краснея от натуги лицом и напрягая жилы на шее, а до небес доносится только жуткий и непонятный вой:
- МСЯЯЯЯяяяяяиииииуууу!!!!
А вот то, что он предстал уже с нимбом, это несомненный плюс и даже поболее.
Джемма Кордзахия:
- Страшный суд это разбор земных дел... Смерть не должна стоять за спиной "президиума", так как ее миссия завершилась.
Юрий Извеков:
- Смерть, в данном случае, наряду с "Некто ббез лица", член коллегии присяжных. Суд вершит Страж Первого Порога.
Александр Лебедев:
- Я вот, если чего, тоже, типа, дедушка. И чего, кто это не любит, я не спрашиваю, и оглядываться не собираюсь, а кому не нра..., тому могу в торец, как говорил отец:
- Всегда бей в торец! И шнифты выбьешь первым!
- Он у меня слесарем был в железнодорожном депо... Его все там БАТЕЙ звали. 45 лет отпахал. 1926 года рождения, Вениамин Александрович. Ашхабадское железнодорожное депо. Теперь я его замещаю, больше некому....
Юрий Извеков:
- Ты ж его, слава Богу, "здесь" пока еще замещаешь, здесь и я, если чего, в торец могу.
- А у меня и "там" не заржавит, я такой!
Голос сверху:
- Знаем мы таких!
Александр Лебедев:
- Эй! Это кто там?
Джемма Кордзахия:
- Ну. вот - дождался...
Юрий Извеков:
- Ну, щас начнётся..
Александр Лебедев:
- Нет, это я так... просто..как бы.
Джемма Кордзахия:
- Не обращайте внимания на непрофессиональные придирки... Все хорошо.
Голос сверху:
- Увидишь - узнаешь. Нет. Узнаешь - увидишь. Нет. Ну вас - совсем запутали.
*
БОЛШОЙ МЕШОК
Александр Москвитин:
- Там в верхней части мешка лицо человеческое обтянуто...? Неужли Баба-Яга мешок-то несёт с мужиком огромным на закусочку?
Юрий Извеков:
- Ей огромного на раз только и хватает. Мелких таскать уже замаялась. Хватит, думает, таскать мелких. Буду таскать огромных. А то затаскашься совсем. Моченьки уж никакой нету мелких таскать.
Александр Москвитин:
- Да и мараться только об них...
Юрий Извеков:
- Эт точно - мелкие трусливые и дрисливые.
Александр Москвитин:
- Да и кислые они...
Юрий Извеков:
- Мелких с говном съедать приходилось - потому и кислые на вкус получались.
Александр Москвитин:
- Правильно. Давиться - так большим куском.
Юрий Извеков:
- Малым куском и дурак подавится.
*
ПУСТИТЬ КРОВЬ
Если бы кровопускание было пустым предрассудком, вряд ли эта процедура сохранялась бы столь долго.
В Бурятии эмчи - медики тибетской медицины и традиционные народные лекари практикуют его до сих пор. Это не просто вскрытие вен и выпускание крови, а, прежде всего, поиск места, где плохая кровь собирается в одном месте. Такое место может быть и на шее, и на спине, и на ноге. Особым инструментом, похожим на маленький топорик, в "плохом месте" пробивается сосуд и выбирается нужное количество крови густой, почти черного цвета. Когда струя изменит цвет и консистенцию - процедура прекращается. Результат ощущается почти сразу.
Насмешки над средневековой аристотелевской медициной в литературе нового времени повсеместны, взять хотя бы Мольера. Высмеивали и дискредитировали, к тому времени уже вырождающуюся, старую медицину представители новой картезианской, якобы "научной", а на самом деле построенной на философских домыслах и "здравом смысле" невежд. Через столетия эта медицина, в самом деле, стала научной, но многое потеряла из бесценного опыта своих предшественников.
Тибетская медицина создавалась не столько на аюрведической основе (хотя и взяла оттуда очень многое), сколько на принципах Авиценны, а следовательно, Аристотеля и Гиппократа.
Думаю, что и средневековая европейская медицина в своем расцвете была столь же организованной и действенной, как и тибетская, действие которой, обращающиеся к ней, чувствуют и в наше время.
*
КОТА ПИТЬ С НИМ ВОДКУ
Мой иркутский приятель Толя Сулема был родам из Хандыги. Отец его был украинец по фамилии Сулыма, а мать его, почти уже чистокровная якутка, была внучкой знаменитого Льва Тихомирова.
Когда его окончательно выперли из Иняза, а он и на третьем курсе читал "тхе кэт", "тхе пенсил", он вернулся домой и работать не очень спешил.
У него было два любимых, возможных только в Якутии, занятия.
1. Зимой он любил стрелять из форточки на огороде зайцев. Иногда удавалось убить с одного выстрела сразу двух, а то трех.
2. Друзей детства в Хандыге ко времени возвращения у него по разным причинам почти не осталось. Кто умер от пьянства, а кто и уехал куда подальше.
Так Сулема, когда я был проездом в Хандыге, рассказал мне, что он приручил своего кота пить с ним водку на пару. Наливал стопку себе, вторую, на донышке - коту. Сначала он разжимал коту пасть и слегка сдавливал ему горло, чтобы тот проглотил, а после, приобщившись, кот сам лакал из блюдечка. По утрам кот будил его и орал, требуя похмелиться.
Последнее, что о Толе знаю, это, что он украл из идущего по грунтовой дороге грузовика больше двадцати бутылок водки. Прицепился сзади кузова и выбрасывал бутылки из ящика на обочину, но был пойман и получил год тюрьмы.
В дальнейшем линия жизни Сулемы теряется в тумане неизвестности.
*
ЖЕСТЯНОЙ ХРИСТОС
Это самое, что вы видите на рисунке, я увидал в горной деревеньке не то в Греции, не то в Италии.
Крест старинный, а Спаситель из мягкой лужёной жести.
Прибит к кресту гвоздями и чеканка примитивная, как гвоздем с исподу продавленная.
Такое впечатление, что со старинного креста старинного же Спасителя утащили воры.
А скорее всего туристы.
Вот местные жители и заменили пропажу  чем придется.
А я, сидя за столиком ихнего общепита и пья вино, зарисовал в походную тетрадочку это чудо.
Гладя на рисунок, создается впечатление, что крест с жестяным Христосом водружен прямо посередь мощёной булыжником улицы, но это не так.
Крест стоит на перекрестке, а точнее на месте пересечения трех узких и горбатых улочек селения, на небольшенькой круглой, примерно пять на пять метров, если её можно так назвать, площади.
Если бы у меня было время, я все это изобразил бы.
Но попутчики быстро выпили свое вино и вынудили меня сесть в авто, чтобы продолжить путь.
И вышло то, что вышло.
*
КОСВЕННО ПРИГОДИЛОСЬ ВСЕ
- Какие предметы из тех, которые вы изучали в школе (в институте) ни разу вам не пригодились?
- Косвенно пригодились все - как ****юли на всякий случай - а непосредственно: ни один после третьего класса, когда я окончательно научился читать, писать и считать в уме, придумав свой метод, оказавшийся, как я узнал впоследствии, общеизвестным методом "приближения и действия с остатком".
- Все мои знания по химии из теории фотографического процесса - изучал самостоятельно, по физике - из книг по фотооптике и журнала Знание-Сила шестидесятых годов, биологии - книг по аквариумизму и уходу за домашними растениями, географии из разговоров с отцом, языкам меня учила бабушка за обедом, школьное чистописание прошло как-то бледно и незаметно, а жаль и т. д.
- Чистописание - это что? Слово знаю, а что оно обозначает, нет. Писать без клякс?
- Это писать перьевой ручкой чернилами по прописям, с правильным наклоном и нажимом буквы со всеми элементами, аккуратно и красиво. Занятие дисциплинирующее, укрепляющее память и внимание, развивающее мелкую моторику пальцев и эстетику зрения.
*
ЗЕРКАЛО У ЗАБОРА
Выцвело зеркало. Стало негодно в комнатах. Вынесли зеркало на задний двор. Прислонили у забора.
Что-то в зеркале отражается, а что отражается то никому не известно. Никто в зеркало не смотрит. Все своими делами заняты.
*
НАПРОСИЛИСЬ – ВСТАВАЙТЕ
Камни:  - Оживи нас, Ангел!
Ангел:  - Камни, вставайте!
Камни:  - Мы ещё полежим чуточку...
Ангел:  - Напросились - вставайте!
Камни:  - Ну, минуточку ещё...
Ангел:  - Будете кочевряжиться, приму меры.
Камни:  - А какие меры?
Ангел:  - Когда приму - узнаете, мало не покажется!
Камни:  - Встаём, встаём, уже встали, уже ожили!
Ангел:  - То-то же мне, смотрите мне впредь!
Камни:  - Ай, ляля, ой, ляля...
Ангел:  - А что так скучно?!
Камни:  - А мы думали...
Ангел:  - А кто вы такие, чтобы думать!?
Камни:  - Ай, ля-ля, ой, ля-ля!
Ангел:  - Ещё живее!
Камни:  - Ай! Ля-ля!! Ой!!! Ля-ля!!!!
Ангел:  - Ну, всё в порядке, я пошёл.
Камни:  - А мы как же?
Ангел:  - Ничего не знаю, обходитесь теперь сами.
Камни:  - Ну, здрасьте-пожалуста...
Ангел:  - А чего вы хотели?
Камни:  - Мы хотели, чтобы ты оживил нас.
Ангел:  - Вы - живые.
Камни:  - Живые, а што теперь?
Ангел:  - А теперь фсё...
*
ЧТО ТАК ОНО И БЫЛО
У меня в детстве была способность абсолютного погружения в книгу, пластически-осязательного погружения в текст - букв совершенно не видел, потому до пятого курса филфака я был дико безграмотный, а перед госами великая Кира Борисовна Воронцова научила видеть текст и в нем копаться. И я на какое-то время стал писать оч. грамотно, все расставлял. Потом эта способность быстро рассосалась и стала проявляться постепенно с годами.
Школа была мне полезна до третьего класса, когда окончательно научили читать и писать.
Потом шла только во вред.
Мне казалось, что я и так все знаю (как после оказалось, что так оно и было), поэтому занимался на уроках стёбом и пакостями.
*
У МЕНЯ ТАК НЕ ПОЛУЧИТСЯ
Я в юности был знаком с двумя интеллигентными сестрицами-старушками-морфинистками.
Помогал им кое-в чем.
Старшей далеко за восемьдесят, младшей за семьдесят.
Кушали как птички, даже меньше клевали.
А весьма-таки бойкие (не в смысле суетливые, наоборот, они мудрые такие, спокойные, все под контролем держали) были – антиквариатом  занимались и, подозреваю, золотишком.
А как красиво кололись.
Младшая старшей ноги помоет, чистую рубашку на нее наденет, волосы длинные седые ей расчешет, по плечам раскидает.
Шприц достанет, уколет.
Поговорят старушки красиво.
Об искусстве, о красивых вещах, о людях старого воспитания, о прежней жизни до Революции.
Я с ними посижу-послушаю, ума-разуму наберусь.
Старшая приколется, со стеклянными глазами приляжет, успокоится.
Младшая меня за дверь выпроводит и за себя возьмется.
Стою на лестничной площадке и думаю, насчет, а мне так можно или нельзя.
Прихожу к выводу, что нельзя.
Что старушки, они эти, не просто старушки, а какие-то особенные старушки.
У меня так не получится.
Да и зачем мне так.
*
О ПРОБЛЕМЕ АВТОРСТВА ШО
Фёдора Крюкова в девяностых довольно много издавали. Я читал "Рассказы, публицистика" и книгу из серии "Забытая книга".
Совершенно третьестепенный писатель местническо-этнографического толка.
Все его этнографизмы "свистят" в в посредственном тексте, чувствуется, как автор записывал их в книжечку, а потом вставлял в подходящих местах.
Нет ни узнаваемого шолоховского стиля, ни его лирики, ни его юмора.
Ничего и близко похожего на "чёрное солнце на чёрном небе", на "сучью прель", на прибаутки деда Щукаря.
Даже если Шолохов и пользовался при создании Тихого Дона какими-то текстами, великое произведение искусства создал он.
Дух дышит, где хочет.
"Пареньку", чтобы написать Тихий Дон, требуется огромный талант, гениальность, наконец, и это в принципе возможно.
Для того, чтобы перекроить текст, перелицевать идею, состыковать разнородные куски, нужны образование, редакторский опыт, знания и умения, достигаемые годами.
Откуда они у "паренька"?
Донские рассказы невозможно представить, переделанными с "белой" точки зрения на "красную" - слишком жесткий идеологический каркас задан первоначально, чтобы что-то путное получилось.
*
*
ВСЕ УЖЕ НАПОЛОВИНУ
- В народе кетчуп стали называть кетчиком, а хот-доги ходоками.
- Ходоки с кетчиком.
- Ходоки с кечиком на столе у Ленина.
- Не ходокИ, а ходОки.
- У нас еще сосиски сосишками называют.
- Не в Москве.
- В Москве все уже наполовину по-американски говорят, русского языка не чувствуют.
*
НАМ ЭТО НЕВОЗМОЖНО
- Портал в иной мир?
- Нет, просто бетонный столбик с табличкой.
- А что там, на табличке написано?
- Нам это не видно.
- А почему не видно?
- А потому, что надпись с другой стороны таблички.
- И что нам теперь делать?
- Ничего не делать.
- Хочется узнать, что там, на табличке написано.
- Нам это невозможно.
- А кому это возможно?
- Тем, кто находится с противоположной стороны столбика.
- А кто там находится?
- Для нас это тайна.
*
КТО ТОГДА ВТОРОЙ
- Голосуйте, кто вам больше нравится: Марлон Брандо, Кристофер Уокен, Джеймс Вудс, Харрисон Форд, Клинт Иствуд, и, на мой взгляд, самый красивый мужчина XX века, Ален Делон.
- Про Делона знаю, что очень давно смотрел фильм "Искатели приключений" с Делоном и больше ничего не помню. Клинта Иствуда видел в каком-то вестерне. Про Харисона Форда и Марлона Брандо только слышал или читал эти звучные фамилии. Остальные фамилии только что услышал в первый раз. Думаю, что они тоже американские киноартисты.
- Клинт Иствуд нынче - режиссёр первой величины.
- Интересно, а кто тогда второй величины?
- Может быть Б. Г.?
- ?
- Как же, Ален Делон, Ален Делон не пьет одеколон.
- Спасибо за оценку КРАСОТЫ. Ален Делон! Он эталоном прошел через мою жизнь. Автоматически разум выбирал и выбирает красивых людей. Красотою спасется мир...
- А у Тройного этикеточка покрасивше будет..
- Шипр это было, когда уже совсем безнадёга..
- Никогда не считала Делона суператлантом или супермерзавцем. Харрисон Форд мне больше по душе!
- А зря... до сих пор мечтаю о шляпе борсалино.
- Я в Венеции был в магазине Борсалино. Видел и щупал все своими руками. Дорого. Вкусно.
- А у нас в жэке был сантехник Бросалино, Витторио Альфредович, дядя Витя. Итальянец настоящий. С войны еще. В плен попал, а потом остался.
- Помню, люди говорили, что его так фамилию этак, потому что его жена всю дорогу бросала, да бросить все не могла.
- За талант и мастерство!
- Да, хороший водопроводчик был, лучше дяди Вани, только пил еще больше.
- И что, потом в Италию уехал, когда эта самая началась?
- Здесь остался. Вы, говорит, здесь ничего не понимаете, а я знаю. И остался.
- Насовсем?
- Теперь уже насовсем.
*
ПЕРСИКАМИ СЧИТАЕТСЯ
- Мне «Портрет Вари Адоратской» Николая Фешина нравится куда больше, чем портрет Веры Мамонтовой Валентина Серова, всем известный как «Девочка с персиками».
- Фешин - художник второго порядка, если не третьего. Здесь и по композиции слабее, по светотени не решено. А нравится может всё, что угодно.
- Фешин тоньше, в том числе и в проработке светотени.
"Девочка с персиками" считается шедевром из-за популярности, возникшей и в связи с внеживописными факторами.
По сравнению с многими другими произведениями Серова она несколько переоценена.
Такая популярная оценка это, скорее, какая-то "экскурсоводская" оценка.
Как и расстановка по ранжирам.
Серов вам на первом месте, а Фешин на третьем.
Искусство не спорт и не армия.
Да и не попса, где малоразличимым исполнителям присваивается ранг в зависимости от количества денег, в него вложенных.
*
ПОРТРЕТ КЕРЕНСКОГО КИСТИ РЕПИНА
- 4 октября 1917 года, К. И. Чуковский записывает в своем дневнике по поводу этого портрета:
"В каждом мазке чувствуется, что Репин умер и не воскреснет..  ..зализанного коричневого портрета, но на волосах у него безвкуснейший и претенциознейший зайчик."
- В наши дни реакция была бы иной: Репин - лузер, никакой не великий, маляр и прочее... Разве нет? Эх...
- Мощная живопись - некоторая излишняя свекольность в тенях объясняется пристрастием престарелого Репина к керосину, а керосин это вам не пинен.
- Вспоминаются сразу Боннар и Вюйар, особенно Боннар, и дело не в подражании, Репин в Париже был раньше, а в смелости живописного мышления и силе духа. Зарабатывал он в основном революционно-демократическими картинками, отчего публика до сих пор его относит к передвижникам.
- Я читала, что он увиливал от светских портретов, но и они прекрасны. Но... какое это имеет отношение к художнику, как к творцу? К личности - несомненно, но художнику? И стоит ли мешать?
- И я о том же, но в отличие от тех же модернистов Репин был профессионал и мог делать, что хотел и как хотел или как было надо, так и делал.
- Представьте, кто-то сегодня напишет роман "Эра Щупкина - звезда Плейбоя". Какова ваша реакция?
- Это к Вале вопрос.
- Смотря как напишет. В искусстве зачастую важно не что, а как. Именно в этом КАК кроется глубокая философия. В физике, математике всё иначе.
- Сейчас и там то же самое…
- Да, и геометрия не ограничивается Эвклидом, появляются и Лобачевские.
- Знаем одного такого Лобачевского на букву "Ся".
*
МОЛОДОЙ МАЯКОВСКИЙ
Был такой - длинноволосый, беззубый, а есть еще фото его молодого бородатого панка, приходящего без приглашения на писательские банкеты, жрущего с чужих тарелок.
Ольга Макарова:
- На Абдулова в фильме" Обыкновенное чудо".
Елена Лютая:
- Любшина напомнил из "Пяти вечеров"... ну вот такая ассоциация...
Ирина Карпенко:
- Индиана Джонс. Красавчик!
Андрей Григорьев:
- Клинт Иствуд из долларовой трилогии.
Андрей Бровко:
- It's high noon.
*
В СИЛУ ЧИСТОТЫ И ОДНОРОДНОСТИ
Высшее сознание бесструктурно в силу своей чистоты и однородности.
Поэтому оно лишено памяти.
Память это свойство более низких уровней сознания, его разложения, потому, что память это всегда код: 0/1 или +/- и подвержена искажениям и ошибкам при записи, хранении, передаче, т. е. нечиста по своей природе.
Отсюда и проблема так называемого "времени".
Ниже только деградация и распадение на отдельные "сознания" - личности, индивидуальности.
*
ЗАСИЛЬЕ РЕЖИССЕРОВ И КУРАТОРОВ
Я бы еще законодательно ограничил засилье режиссеров и кураторов.
Не хочу говорить о Серебенникове, но даже те, кто против,  стараются уничижительно отозваться о Театре имени Гоголя.
Я был там на одном спектакле и смотрел несколько спектаклей по телевидению.
Это был вполне адекватный театр - профессиональные актеры, костюмы, соответствующие эпохе, бережное отношение к авторскому тексту.
Именно на такие спектакли надо водить школьников и такие театры должно поддерживать государство, так же, как оно должно поддерживать массовую оздоровительную физкультуру, а не профессиональный спорт и самодеятельные хоровые общества в провинции, а не обнаглевших и обожравшихся поп-звезд.
*
ТРИ ОПУХОЛИ НАШЕГО КИНО
Сокуров снял несколько замечательных документальных фильмов - "художественные" его фильмы откровенно неприятны.
У Учителя был один, не помню о чем, но вполне неплохой, камерный такой.
Звягинцева смотрел только "Левиафан" - вторичная режиссура, халтурный и тенденциозный сценарий, неплохой, даже хороший, оператор.
Александр Москвитин:
- Одна нарывает,  другая напухает, а третья совсем уж вглубоке...
*
НА КАЛАМБУРАХ И МЕТАФОРАХ
Толкиена я с удовольствием прочел только тонкого "Хоббита", а Трилогию, даже в хорошем профессиональном переводе Андрея Кистяковского, да и в оригинале лишь кое-что.
Мало того, что это книга создавала идеологический и фразеологический фундамент холодной войны, так она не имеет какой-либо внутренней онтологии, а держится на каламбурах и метафорах, чего, кстати, куда меньше в упомянутом "Хоббите".
Из Толкиена вышли Маккарти и Рейган.
Петр Цырендоржиев:
- А Рохан - это Золотая Орда...ха-ха..
*
ОКАМЕНЕЛОСТЬЮ И ВОЛЕЙ
Престарелый ослабоумевший может при всей своей деменции сохранить богатейший жизненный опыт, недоступный молодым, активным и свежепамятливым и тем самым превозмочь их своим тупоумием,  медлительностью, чувством долга, окаменелостью и волей.
- Дело не в опыте, а в том, как ты его можешь осмыслить.
- Опыт это балласт, он совершенно бесполезен.
- Мышление требует постулатов, а постулаты без опыта пусты и бессмысленны.
- Адам и Ева. Серьезный опыт.
- Адам и Ева - Серьезный опыт.
- Опыт это не память, а устойчивая реакция на..
- На что это на?
- Забыл уже…
*
РЕБЕНОК НЕ УМЕЮЩИЙ ЧИТАТЬ
- Ребенок, не умеющий читать, пользуется интернетом. Открывает поисковую строку, по какому-то наитию выдает набор букв, по которому получает нужную игру или мультик.
- Так они клавиши с нужными буквами и видят как картинки.
- Дети звуки ассоциируют с картинками, которые для нас буквы.
- Так же воспринимают надписи многие неграмотные и полуграмотные французы, да и англичане-американцы. Заметив этот феномен, некоторые французские лингвисты склонны считать их систему письменных знаков иероглифической. В русском языке связь между литерой и звуком менее опосредована, но для неграмотных малышей и этого достаточно, чтобы усвоить "китайское" восприятие родного письма.
- Впрочем, подозреваю, что и русские неграмотные запоминают назначение вывесок таким же образом.
- Но если говорить о "китайском восприятии", то, ведь, китайские иероглифы не просто картинки-пиктограммы. Каждый иероглиф это система знаков, а в них выделяются "подзнаки" - ключи, лигатуры, графемы, черты и пр. Все это надо выучить и понимать.
- Так для этого надо много учиться, прилагать труд и усилия, а для простых, не продвинутых читателей достаточно запомнить "картинку".
- Получается, что любая письменность иероглифическая?
- Это для кого как.
*
ГОРОД ЧИТА ЭТО СУДЬБА
Город Чита это судьба, от неё никуда. Отец рассказывал, как на вокзале в Ярославле семейский мужик просил билет, а кассирша ему отвечала:
- Дайте билет в Титу (Читу).
- Поезжайте во Всполье.
- Так мне в Титу надо.
- Поезжайте во Всполье.
- Я вам говорю - мне в Титу надо.
- А я вам говорю - поезжайте во Всполье.
- Да нет, мне в Титу!
- Так поезжайте во Всполье!
- На *** мне твое Всполье!!! - Заорал мужик и убежал из очереди.
Он не знал, что Всполье это станция Ярославль-второй, откуда продаются билеты в Читу, а кассирше и в голову не приходило, что кто-то мог этого не знать.
Семейские в своем выговоре любят ставить букву Тэ всесто других: "девтёнки", "рубашти", "наволотьти".
Anna Banaeva:
- Лежу сейчас, думаю, почему так. Едешь на север. Через Еравну. Попадаешь в Читу. Едешь на юг. Через Тарбагатай. Там Чита. Едешь на восток в Кижингу. А у них через горочку снова Чита! Почему она везде?   
Denis Soloviev-Friedmann:
- Чита-то? Да потому что говно полное. Был я там как-то на фестивале, выслали с четырьмя спецами на волге на второй день. Не понравилась мне министр культуры Забайкальского края.
Юрий Извеков:
- Так за дело, наверное, выслали. Уж, если ты ей не понравился, могла бы и невзлюбить по-женски, а если она тебе не понравилась, так назвал, поди, ее как-то не так, вот и выслали.
Denis Soloviev-Friedmann:
- Да, назвал ее тупой жирной коровой, ничего в искусстве не понимающей. По справедливости назвал, а не по гендерным предрассудкам.
Юрий Извеков:
- Хорошо, что еще ей про гендер ничего не сказал - она поняла бы это слово просто, по свойски и могла бы и посадить на срок. Сидел бы в  ЯГ 14/10 города Краснокаменска вместе с Ходором, тем и прославился бы.
Tatjana Sigalova:
- Этот господин (ДСФ) не раз попадал во всякие скандалы, вёл себя откровенно по-хамски, в пьяном виде хулиганил и т.п. Поэтому его неоднократно задерживали, высылали и всё такое прочее. Сам виноват.
*
СОРРИ
Такое может нравиться только то, что слушал в юности, а это я уже не слушал, только название слышал.
Мой младший брат слушал и хвалил, а мне, скорее всего, если включу, будет по барабану.
Ничто из того, что я не слушал в юности, у тех, кого я слушал в юности, до меня уже не доходит.
Это про рокенрол, а джаз и камерная музыка из того, что я не слушал в юности, до меня доходит.
В юности, правда, до меня не доходили симфонии, а теперь доходят.
Пинк Флойд же для меня, как и был, мутно-белый, что называется "спот", а не розовый флюид.
Сорри.
Polina Izvekova: - Вмешаюсь. Очень люблю. Вероятно потому что папа травил меня пинкфлойдом с младенчества. Хи-хи.
Юрий Извеков: - Вот я про это и. А попробовать заново боязно - скорее всего, будет "пшик"...
*
ПОРАБОТИТЬ РОБОТОВ
Да, кстати, капитализм при своем зарождении возродил промышленное рабовладение и не такое, как в позднем Риме или в поздней Греции, а такое, как в Вавилонии или Ассирии в их самом расцвете.
Население Земли растет, цена человеческой жизни падает (см. "закон стоимости") и когда рабовладение станет экономически выгодным, его введут на законных основаниях.
Рабовладение окажется вполне совместимым с "демократией", "правами человека" и прочими симулякрами.
Тем более, что опыт управления рабами насчитывает тысячелетия и никогда по настоящему не затухал и не утрачивался.
А уже первые попытки поработить роботов привели к пугающим для для роботовладельцев результатам.
Да и настоящая роботизация еще только начинается. То, что обычно называют "роботами", это не роботы, а "сложные механизмы".
Роботов же, начавших общаться на собственном, изобретенном этими роботами языке, незадачливые  роботовладельцы в ужасе отключили.
*
КАКОЕ МНОГООБРАЗИЕ
- Какое многообразие многогранников!
- Если бы это были не многогранники, а одногранники, было бы не многообразие, а однообразие.
Тем более, что одногранников не может быть много.
Одногранник существует только один и называется он "бесконечная поверхность", штука очень скучная.
Если ее во что и покрасить, так только серой краской и в серый цвет.
Да никаких запасов серой краски не хватит.
Поверхность-то бесконечная, а если серой краски будет бесконечное количество, то куда остальные цвета девать: красный, там, оранжевый, желтый, зеленый, синий.
Что еще, да - фиолетовый.
Неуда девать.
Все уже серой краской занято.
Так выпьем за многообразие, же!
А плоскость эта пусть остается совсем бесцветной.
Прозрачной совсем.
Чего нам на нее смотреть.
Пусть будет невидима, пока кто по пьяни рожей в нее  не врежется.
Да и поделом ему,  пьянице.
*
УКРАСИЛА СЕБЯ КРАСНЫМИ БУСАМИ
Так же как и большинство российских второклассников не видало метро, так же они не поймут все вопросы про осенние растения, основанные на красном - клен, рябина, шиповник там за Уралом красные, а вот клен у нас осенью желтый, иногда лимонно-желтый и форма листьев у нашего клена совсем другая, нежели та, что рисуют в учебниках и сибирские дети, глядя на листья кленов-яворов не будут узнавать клены, которые они каждый день видят на улицах, а шиповник на Дальнем востоке и в Забайкалье чаще встречается с белыми цветами и почти круглыми, шариками такими, черно-лиловыми плодами - т.н. "собачий шиповник".  И только рябину они узнают и скажут, что она украсила себя красными бусами.
*
А В СУЩНОСТИ ДЕНЕГ
- Когда научили обезьян обращаться с деньгами, среди них сама собой зародилась проституция.
- А могли ли современные люди научить чему-то другому?
- Тут дело не в людях, а в сущности денег.
- А деньги, они с неба упали? Уже с готовой и неизменной сущностью?
- Деньги как математика: людей не будет, а деньги будут, пока их не обнаружат прочие, кто ими заинтересуется.
- А чего ж тогда у обезьян денег не было?
- У людей тоже не у всех деньги, а только у тех, кто до них допёр.
- Так я о чём, люди придумали деньги (происхождение денег очень такая неясная тема), потом несколько раз изменяли их концепцию, и уже потом научили текущему пониманию денег высших приматов. И надо же...!
- Люди не придумали деньги, а некоторые люди смогли "достичь денег", "соприкоснуться с деньгами" и поделиться своим опытом с теми людьми, которые не были на это способны, кроме того они передали "опыт денег" некоторым высшим приматам и некоторым созданным людьми устройствам - механическим, электронным, цифровым и т.д.
- Ну ты чооёё?
- Люди могли бы и не быть, а деньги кем-нибудь еще, кроме людей, были бы, тем не менее, воплощены, а вот невоплощенные деньги только "ждут" воплощения, т.е. облечения плотию.
- Не, ну...
- Деньги такая же космологическая данность, как и пространство, сознание, генетический код (жизнь), проституция...
- ...ни слова о рептилоидах...
- ..рептилоиды внутри нас..
- .а как тогда деньги вовне?
- А чем иначе тогда проституцию оплачивать?
- ....м-м-б.дпть..
*
СУДЬБА ДЕРЕВЬЕВ
- 34 штуки эл. столбов, 1 дорожный указатель и два отдельно стоящих бетонных столбика.
- Ан - нет 50 эл. столбов, включая и металлические.
- Бетонные столбики при опорах не считаются, а их видно всего 4.
- Нет - уже 6 бетонных.
- Считай их, считай - тут глаз да глаз нужен.
- Они, что - плодятся там?
- На глазах плодятся.
- Непрестанно плодятся.
- Плодятся как заведенные.
- А кто их заводит?
- Они сами, кого хочешь, заведут, да так, что и не выберешься.
*
ЗИНОВЬЕВ ОСЕТРИНУ ЖРАЛ
- Единственный из современников, кто положительно отзывался в своих воспоминаниях о Зиновьеве, был художник Юрий Анненков, но и тому художественная добросовестность не позволила изобразить его иначе, как отвратительного внешне хама с мерзкими бытовыми привычками.
- Так он же написал как Зиновьев осетрину жрал в голодном 19-ом году в поезде. Правда, не один. Гостей приглашал.
- С тем же Анненковым жрал  и очень, по его, Анненкова, описанию, неряшливо. Анненков и о Троцком написал, вообще, сврхпатетически. Старые связи его аристократического папы-революционера, после каторги занявшего пост в крупном страховом обществе. Сам Анненков ни в революцию, ни в эмиграции не голодал. Его связи были выше разделения на коммунистов и антикоммунистов, семитов и антисемитов. Впрочем, если вспомнить, что Веру Засулич после оправдания из зала суда выносили на руках Великие князья, становится понятным, что это были за связи.
"Вот только жаль распятого Христа" противоречит смыслу всего текста, как и "Я также против выстрелов в упор".
И всему, тщательно выстроенному, образу "лирического героя", "исполнителя".
Посмотрите даты замен.
А то, что вы тут заявляете: "учитывая годы исполнения, это несомненное мужество" - хватит врать, надо знать обстановку.
Тогда сидели "отходы производства" типа Даниэля или Марченко, а если сел "кто надо" (Синявский), то был "хорошо устроен", "за него боролись".
И кто бы что сделал Высоцкому, с его-то связями и положением.
Это все равно, что обидеть Любимова.
Или саму Лилю Брик.
Диссидентство тогда уже срослось с "элитой", позволяло "вести образ жизни, близкий к европейскому".
Вспомните, как Великие князья выносили на руках из зала суда оправданную Веру Засулич.
"И мне не жаль..."
"...надо, выстрелю в упор".
*
ТАК ЕЕ, ЭТУ ПРАВДУ, ЗАБОРАЮТ
- Пришлось кэгэбисту Славе, зашедшему ко мне на огонек под видом фотографа, дать рюмку водки со снотворным, хорошо дать по роже, вынести и положить в телефонную будку, вызвав вытрезвитель.
- Что ж ты так резко?
- А мне как раз привезли из Москвы запись последнего прощального концерта А. Галича в доме Чуковских...
- Понимаю, невтерпеж, было...
- Рожа его мне показалась подозрительной...
- Если бы этот пресловутый Слава сдох, как собака, после ледяного душа на обоссаных простынях, твоя жизнь стала бы куда интереснее и, что немаловажно, честнее. Ты заработал бы, чего боялся и чего накаркивал, но он оказался живуч и незлопамятен. "Горячее сердце чекиста". А политика, она и в Африке политика. Политика дело грязное, а правда дело чистое. А где ты видал чистую правду? За правду борются. И чем интенсивнее борются, тем чище она становится. Иногда так ее, эту правду, заборают, что станет она прозрачной, как стекло. Борцов за правду сквозь эту правду видать, а самой этой "правды" уже не видать.
*
РАЗГОВОРЫ О БЫЛОМ
- Я поступил в университет, постыдно приписав себе членство ВЛКСМ в анкете, иначе бы завернули документы и поступление.
- Я тоже не был комсомольцем, но о членстве меня спросили только на госэкзамене по научному коммунизму:
- Комсомолец?
- Нет.
- Выгнали?
- Я и не вступал.
- Да ты феномен, оказывается.
- У нас на потоке еще двое таких.
- Выходит, база роста есть, - давай зачетку, четыре.
И еще раз на третьем году работы в комсомольской газете на "комсомольской переаттестации":
- Ваш комсомольский стаж?
- Я не состою.
- Когда исключили?
- Я не состоял, я в Партию все время просился, а мне говорили, что сначала в Комсомол вступи, а я сразу в Партию хотел.
- Вам нужно сначала в Комсомол вступить. Пишите заявление, я вам дам рекомендацию.
- Мне через полгода двадцать восемь лет исполнится.
- Чтобы в партию вступить, это надо заработать, кто вас просто так примет.
- А я и стараюсь.
- Раз вы не комсомолец, нам здесь с вами говорить не о чем, насчет партии поговорим в другом месте. Идите. Это интересно, что не комсомолец работает в комсомольской газете, но раз вы твердо решили в Партию, мы об этом подумаем. Идите же.
В Партию меня еще раз хотели принять в отделе русского фольклора БНЦ, но тут подоспела перестройка и андроповщина,  и я ушел навечно на вольные хлеба. Остальные партии меня больше не интересовали. Зачем нужны партии, когда их полно, как грязи.
- А я член Яблока.
- Там, наверное, одни бывшие комсомольцы?
- Какая тебе разница.
*
ЛАНЦОВКИ, ГОРБАЧИ, ВАРНАКИ, БАМЛАКИ
...оставляли на ночь какой-нибудь жратвы, дабы бежавшие с каторги каторжники могли подкормиться.
Были специальные полочки или в подклети выпиливалось окошечко, такое, чтобы можно было только просунуть туда руку, назывались они, эти полочки и окошечки "ланцовками" по имени знаменитого, почитаемого в народе разбойника Ланцова.
О нем пели песни, я сам в 80-х их записывал, что-то вроде: "звонит звонок насчет проверки / Ланцов задумал убежать / он быстро печку разбирает / а там красавица-жена / ее он за руку хватает / и в дырку лезет от трубы / его товарищи все видят / но отвернулись и молчат.... и т.д.".
Беглые каторжники назывались "варнаками", в советское время по аналогии с "варнак" появилось слово "бамлак" со схожим значением, как сокращенное от "БАМлаговец".
Бамлаками взрослые пугали детей: "Не оставляй нож на столе, положи в столешницу - бамлак какой ворвется и всех перепорет".
Еда оставлялась не только от жалости и опасения, но часто и от солидарности.
Были в Сибири и такие деревни, жители которых и хлеб не сеяли или сеяли немного для вида (не сеяли совсем те, кому удалось записаться в инородцы или как до сих пор говорят "получили екатерининские права,"  т. е получили право платить ясак мягкой рухлядью, а не хлебную подать), а пропитание добывали "охотой на горбача" -  золотоискателей, возвращающихся с приисков, особенно на одиночек, у которых были "свои места".
Когда же власти стали выплачивать за беглых каторжников вознаграждение, охотились и на варнака, ланцовки при этом не пустовали.
Часто для получения награды надо было предъявить только уши беглеца.
Так, что место для подлогов и злоупотреблений было и в этом бизнесе.
*
ОРКЕСТРА, ОЩУЩЕНИЕ НЕЛОВКОСТИ
- От Высоцкого в сопровождении эстрадного оркестра ощущение неловкости. Как от мысли о том, что греки раскрашивали свои статуи.
- Высоцкий называл себя "шансонье" и добивался записей с оркестром, только сначала ему это не удавалось, а потом не всегда устраивал оркестр.
- Да. Созвучно мне это, как Брессон или Рибу в цвете.
- И у того и у другого есть цветные фото, правда, позднего периода, а грекам было видней, что со статуями делать, они и Фидия, если пальчик отвалился или позолота слезла, выкидывали на помойку и заказывали другой статуй.
*
В ОДИНАКОВЫХ ЖЕЛТЫХ БОТИНКАХ
В самые начальные девяностые, в самое безденежье зашел я с получки в только что приватизированный подругой моей жены книжный магазин "Зодиак".
Заглянул в подсобку, а там муж хозяйки по фамилии Пронькинов предложил помочь вылечить ему  вчерашнюю интоксикацию.
Сам я и вчера был как стеклышко, но дело святое.
Как товарища не выручить, тем более, что получки и на неделю не хватит.
Дело решили скрасить карточной игрой.
Я продул Пронькинову почти всю жалкую мою получку, но под конец отыгрался и ободрал его до нитки.
Книги тогда меня интересовали только интересные в смысле перепродать.
На книги я играть отказался.
Пронькинов поискал газами, что бы поставить и обнаружил партию мужских туфель, из сыромятной кожи, что по тем временам для книжной торговли не было чем-то из ряда вон.
Через час я оставил невнятно мычащее тело мужа подруги жены и вышел из магазина с набухшим карманом, переобутый, да с еще одной коробкой подмышкой. Этот год мы щеголяли с сыном в одинаковых желтых ботинках.
*
ВСТРЕТИЛ БУДДУ – УБЕЙ БУДДУ
"в. Б. - у. Б." - это чисто чаньск. (дзенск.)
А еще есть буддистское поучение, с каким чувством надо принимать пищу: с таким чувством, с каким супружеская пара ест мясо убитого ими своего любимого сына.
Чтобы спастись, им необходимо перейти через жаркую и каменистую пустыню, если они не убьют своего любимого сына, они умрут, переходя пустыню, а им обязательно надо перейти через жаркую и каменистую пустыню, они решились и убили сына, и, с каким чувством они принимают в пищу мясо своего любимого сына, которого они убили, чтобы они могли перейти через жаркую и каменистую пустыню, с таким чувством буддисты должны принимать свою пищу, чтобы перейти через пустыню сансары.
А еще у Акутагавы есть новелла о том, как ученик проходит испытания, данные ему учителем: он выдержал истязания адских демонов, вынес яркий свет, исходящий от высших богов, но, когда он должен был избивать, представших перед ним своих умерших родителей, он отказался.
Путь к обретению совершенства был ему закрыт. Но, сказал учитель, если бы ты хоть раз ударил их, я бы убил тебя и отправил в худший из адов, а теперь уходи и живи в миру - там твое место.
*
А ЛЮДЯМ ЧТО
- Аполло-госпиталь и индийские нянечки-католички это за гранью погрешности.
- Их не видно, следовательно, их не бывает.
- Пока не вернулся из Дубая сын и не повез маму в Аполло-госпиталь.
- Но бить их, несуществующих, до смещения позвонков и трещин в ребре...
- Это... негуманно...
- Это называется оптимизацией.
- Но... у каждого человека есть своя "кнопка", на которой он ломается.
- Ну, вы поняли...  Спокойной ночи.
- Удивлен, сильно удивлен.
- А людям что?
- Какая это красота!.. Какие линии!.. Радуют глаз...
- А мы не люди, разве?
- Нет, вы животные другого вида и рода.
- Нет, скорее, вы животные.
- И мы животные.
- Вы, вообще, скоты.
- Вы наших детей едите, поэтому мы вам скоты.
- Мы создаем им рабочие места.
- А ваши детеныши жирнее, нежнее и вкуснее.
- Какой-то вы не настоящий... гуманист...
- Нежнее и вкуснее...
- Графом Дракулой повеяло от вашего бреда...
- И жирнее...
*
УЧЕНЫЕ ВИННОГО СКЛАДА
- Сквернословие связано с повышенной честностью.
- Определение плавает на поверхности. Не надо быть семи пядей во лбу, быть ученым, достаточно почаще слушать матерящихся и при этом смотреть им прямо в глаза. Очевидно же.
- И с глупостью.
- Что с глупостью?
- Сквернословие.
- Дураки матерятся, но не виртуозно.
- А я знал матершинника, он дурковал виртуозно.
- А был ли он честен?
- Он был себе на уме.
- Такие "себе не уме" матерятся не искренне.
- А люди искренние матерятся честно?
- Честно, если не пьяницы.
- А моя мама, Аделаида Сергеевна, все время искристое вино пьет и при этом матерится нещадно.
- Нещадно и виртуозно?
- Нет, просто нещадно, ей это вино не нравится.
- А зачем тогда его пьет?
- А папаша не может другого вина со склада вынести.
- Или другого вина на складе вообще нет?
- Другое на складе вообще-то есть, но оно хорошо идет, и его шибко без приписок не поворуешь, а искристое берут мало, только на свадьбы и то, чаще не его, а шампанское норовят взять. А искристое мало кто берет, оно долго стоит, на морозе лопается, а на жаре из него пробки выскакивают и оно портится...
- А папаша твой искристого вина не пьет?
- Нет, он пьет водку.
- А маме твоей, Аделаиде Сергеевне, водку не пробовали давать?
- Пробовали, она сначала не материлась, а потом напивалась, начинала виртуозно материться и, нещадно и чем ни попадя, бить папашу,  куда и по чему ни попадя.
- А за что она начинала его бить?
- За то, что он раньше давал ей искристое вино, а не водку.
- А почему он раньше не давал ей сразу водки?
- Потому, что не хотел быть битым.
- А почему завскладом не хочет быть битым?
- Не знаю, у него и спросите, я с ним не знаком.
- Ты не знаком со своим папашей?
- Я знаком со своим папашей, но он не завскладом.
- Вот те на!  А кто же он?
- Он ученый.
- А что он делает на винном складе?
- Он написал статью о том, что сквернословие связано с повышенной честностью.
- И сразу оказался на винном складе?
- Нет, сначала он выступил со своей статьей на научной конференции, но коллеги ему не поверили и он, чтобы доказать свою честность, стал сильно сквернословить и материться.
- И с тех пор он стал большим матершинником?
- Нет, он вообще не матерится, а только слегка сквернословит и криво ухмыляется себе в усы. И еще он с тех пор не может смотреть людям прямо в глаза. За это его не любят на винном складе.
- А что он тогда вообще делает на винном складе?
- А что ты делаешь на винном складе?
- Я только что прочитал газету, а теперь просто так сижу, пью искристое вино и разговариваю с тобой о сквернословии и честности.
- А кто ты такой, чтобы так просто со мной разговаривать?
- Я твой папаша.
- А как же тебя зовут, если ты твой папаша?
- Может быть, Аделаида Сергеевна? И не твой, а твой.
- Не мой, а моя.
- Кто?
- Аделаида.
- А Сергеевна?
- Аделаида?
- А дела идут.
- Куда?
- Туда.
- А мы куда?
- И мы туда же.
*
ЧУДО О ХЛЕБАХ И РЫБАХ
Насущный - необходимый только на сейчас (днесь), чтобы без остатка и не оставлять про запас.
Завтра Бог даст снова.
А чудо о хлебах и рыбах :  даже если прочесть в переводе, но оч. внимательно, можно понять, что это реальный магический рецепт умножения пищи (предметов?).
Как раскладывать, как, в каком порядке кому подавать, чтобы передали, тоже в определенном порядке и темпе и чтобы реально умножилось и объедков осталось больше, чем исходных продуктов.
Может быть, это про то, как запутать вкушающих, чтобы они, незаметно для себя, вытащили свои жлобские заначки.
Тогда уж гипноз, а не магия.
*
ПУУППССС!
- А у Адама пуп был?
- Конечно, нет, потому что Адама не было.
- Конечно, нет, потому что Адам не был рожден, а зачем нерожденному пуп?
- Бог сотворил Мир в целости и совокупности,  со всеми геологическими отложениями, костями динозавров и древними руинами, а пупа малого сотворить не мог, что-ли? Пуп сотворить проще и легше, чем весь Мир в целости и совокупности, со всеми геологическими отложениями, костями динозавров, древними руинами, кладами заветными, праведниками во гробех, второго пришествия взыскующими, секретками с пуговицами, осколками зркальцов и фантиками, что малолетние глупышки-девчушечки стеклышками прикрыли и землей черной присыпали. Был пуп у Адама со всеми волосиками, кожными завитушками и черной подпупной грязцой, в завитушках этих отложившейся до толь поры, пока Адам позурами своими нестриженными не допер ее, эту грязцу подпупную, с пупом адамовым, Адамом, Рая первопоселенцем и Миром во всей целостности и совокупности, Богом одномоментно созданную, выдрарапать.
Был пуп, был пуп, был - пуп, пуп, пу.....................уууппп..............ыл.
*
В ДЕРЕВЕНСКОМ ДОМЕ ГРИГОРИЯ РАСПУТИНА
В 1979 в Усть-Баргузине разговаривал со старухой, девчонкой тринадцати лет от роду, она мыла окна в деревенском доме Григория Распутина, односельчане считали его святым, он вел себя оч. строго, не безобразничал.
- Это нынче  святые старики только выходят. Раньше в святые и молодые выходить могли. Вот пошел Григорий Ефимович в Петербург и вышел в святые молоденьким.
- А не приставал он к вам, когда вы окна у него мыли?
- Что ты, упаси Господи, святой человек был. Вся деревня его уважала. Когда приезжал, праздник устраивали. И деньги за работу заплатил.
В доме Распутина было 38 окон, при советах в нем устроили школу и это был не самый большой дом в деревне - у лавочника, например, дом был раза в два больше.
Старуха эта была тещей народного мастера-резчика по дереву Петра Стефановича Коршункова.
Дом его можно было заметить издалека по четырехметровому богатырю в шлеме и с копьем у ворот, вырезанному из двухобхватного листвиничного топляка, саморучно найденного и припертого Петром Стефановичем с берега Байкала.
*
НЕ ОДНОГО МЕНЯ ПОРАЗИВШИЕ
Школьником я присутствовал на "встрече" с, как ее нам представили, "очень известной детской писательницей", Натальей Бромлей. Дело было в Пионерском лагере "Дружба" возле станции "Лесовозная", 60 км. на юг от Улан-Удэ.
Поразила волосатость ее очень загорелых ног с крупными икрами. Говорила густым басом. Внешность и манеры располагающе-барственны.
Находясь в небольшой благоговеющей толпе детей-подростков, сам несколько заблагоговел. О чем она конкретно говорила, не помню совсем.
После мероприятия залезли с ребятами под эстраду и в полумраке, разбиваемом полосами полуденного солнца, бьющего из щелей в полу (для нас на потолке) сцены, курили полумерные сигареты "Южные" и жарко обсуждали все то же черные и волосатые ноги, не одного, как оказалось, меня поразившие.
*
СИЖУ, ПЬЮ ПИВО И НАХВАЛИВАЮ
Оцифровать, записать, перенести на носитель можно в лучшем случае "содержание" чьего-то сознания (что тоже сомнительно - что там именно записано: "в самом деле, содержание" или некие всплески, маркеры, проявления этого "содержания" (запись его), сопровождающие (сопровождавшие), но не само "сознание", точнее одно из его временных, обособленных (то есть неполных, ущербных) проявлений. Ну, записали, например, моё сознание, знакомые пообщались с ним через комп, говорят, что, вот, очень даже похоже, ну, вылитый, прямо, ты, сходи пообщайся. Ну, пошел, пообщался, оч. похоже, что я знаю и этот знает, даже уже что-то новенькое придумал в моем стиле. Придумал, да придумал, а мне-то что? Причём здесь я? Уйду я от, зайду в пивную, выпью пива, а этот будет знать, что я пиво пил? А я буду знать, что этот еще понадумал, пока я пиво пью и пялюсь на глянцевых красоток, что сняты на карточку и развешены по стенкам пивной, где я пиво пью? Так, может и красотки, эти заснятые, знают, что я со своей записью пообщался и теперь пиво пью? Какая разница кого и на что переписали? А красотки эти, знают, что их фотки напечатаны на глянцевой бумаге и вставленные в золоченые рамки, висят в этой именно пивной? А фотки этих красоток, знают, чем эти переписанные красотки в данный момент занимаются? Да вот я еще заметил, что одну красотку криво как-то и туманно распечатали,  а вдруг и мое "сознание", то, что в машине сидит тоже как-то криво и мутно зацифровали. Зацифровали, так зацифровали - мне-то что. Кто зацифровал, пусть тот и разбирается. Думал, в клетку меня засадил, а я в пивной сижу, пиво пью да нахваливаю.
- Ты, что хочешь приравнять фотокарточку к научной записи?
- А какая тебе разница?
- Как какая, на карточку, ведь, просто взяли девку, поставили под зонтик и сняли, даже не раздели, даже платье не сняли, про трусы и вовсе не упоминаю, а учёные ведь каждую клеточку мозга, каждый, как его - вот - импульс перепишут. Всё будет, ну прямо, как в жизни.
- А "сознание" твое это, что только в мозгах, а там под трусами его нету?
- А они и там перепишут и везде перепишут, что им трудно.
- А серу в ушах перепишут?
- А зачем, сера, что - думает?
- Иногда думать мешает, заставляет в ушах ковыряться.
- Ты ещё про грязь под ногтями.
- И про грязь, а что грязь...
- Так грязь, откуда берется, не изнутри же берется, она на дороге валяется сначала, а потом под ногти попадает, а там, в грязи и песочек и, боюсь сказать, собачье дерьмо может попасться.
- Придется записать и это и пёсика, и сучку, на которую пёсик позавчера вскочил, и камешки, от которых песочек отсеялся и всех других человеков, и атмосферу, и планету Земля..
- И звезду по имени Солнце?
- Ты прав, выходит, что так.
- Скоро квантовый компьютер сделают, можно будет всю Метагалактику записать.
- Ну, запишут на этот К.К. мою, допустим, как её, да "личность" со  всей, как её, Метаметагалактикой, со всем собачьим дерьмом и с трусами красотки со стенки пивной в золоченой рамочке и что, возникнет между мной, сидящим в пивной и квантовой записью телепатическая связь?
- Телепатию наука не очень-то жалует.
- А чего мы тогда огород городим?
- Придется дождаться, пока наука всерьёз возьмется за телепатию.
- А пока не возьмётся, что так руки сложа сидеть будем или что?
- А пойдём-ка мы пока в пивную.
- В какую пивную?
- В ту, где девки по стенкам висят.
- А я её выдумал из головы.
- А в других пивных девки, что-ли, не висят?
- В некоторых не только висят, но и сидят по-за столиками, можно им пива предложить познакомиться...
- Вот туда и поспешим.
- Мы ещё про генетический код забыли..
- Какой тебе генетический код, когда пиво, девки.
Сознание это не память.
Сознание это "ощущение сознания" - тавтология.
Некто проснулся с похмелья в тёмной комнате.
Какое-то время он не помнит, как его зовут, где он живёт, кто его родственники и вообще: как он выглядит и есть ли другие.
Но сознание присутствует и едва ли не острее, чем когда внешние впечатления отвлекают от этого "ощущение сознания", которое даже не самосознание - не зная, что существует другое, не знаешь, что существуешь "сам", но сознание присутствует.
Сознание не информация - можно ли записать то, что не содержит информации.
*
АВТОРОВ С ТОГО
Стихи знаменитых авторов с того света скучнее и чуть послабее, чем прижизненные.
Дело в таланте медиума, через которого они получены.
А так в специфической литературе их довольно много уже.
Кому не лень - полюбопытствуйте.
*
И В САМОМ ЧЕРЕПЕ ВОЖДЯ
Про сквер на Площади Советов помню только, что жаль было деревьев, когда его уничтожали.
Про памятник: трактовка, конечно новая, но в профиль эта голова оч. напоминала и напоминает голову с советского юбилейного металлич. рубля, прямо - один к одному и еще помню, что когда голову монтировали, собирали ее частями, не считая шею и макушку, как бы кольцами, и макушка была весьма внушительного размера - мы с незабвенными Сашей Хорёновым и Сашей Хамархановым как-то в хмурую, бесснежную и холодную пору позднего октября месяца, забравшись в эту макушку, лежащую на земле "макушкой книзу", и в самом, поэтически выражаясь, "черепе вождя", сидя на, оказавшихся внутри весьма кстати, не то ящиках, не то досках, распивали там водку. Макушка оказалась достаточно глубокой и милиция нас, если только специально не заглядывать туда, заметить нас там не могла, да такая наглость и не могла ей, этой милиции "прийти в голову".
*
ШИБОКО НЕ ПОВЕЗЛО
Родиона воскресила каторга.
Владимира не успел воскресить ГУЛАГ.
Вспоминается Евтушенко: " ..не могу я себе представить Маяковского в тридцать седьмом..".
Василий Молодяков: - А Маяковскому как не повезло...
Юрий Извеков: - Шибоко не повезло.


Рецензии