О былом

Валерий Павлович, моего отца тоже звали Павел. Я не был в Партии, хотя в комсомоле активно участвовал. А вот мой отец был коммунистом, и я считаю, что если бы все были такими, то и СССР бы сохранился. Кляня карьеристов из КПСС, я всегда был за коммунистов и отцом своим горжусь. Хотя, как давно его нет, почти 43 года!

По поводу вашей публикации. Я сознательно ее выбрал, а не только потому, что вы ее только что поставили. Просто, такие вопросы значат больше, чем купание с женщинами в одной бане. И пусть вы шесть лет добивались, чтобы убрать ржавый автомобиль, но все же добились. Жил я в селе, но вы можете поверить, что в селе с тремя тысячами населения порядка было больше, чем сейчас в городах. Мы жили натуральным хозяйством, у нас не было никаких отходов, все шло в дело.

 Вот по улице в одноколке разъезжал дед Дым, не знаю ни его ни фамилии, ни имени, все звали его дедом Дымом, он принимал всякую мелочь, которую мы, дети, к его приезду собирали и хранили. Он расплачивался не деньгами, а всякой мелочевкой, свистками, губными гармошками и прочим, чего в магазинах не было, но детей интересовало. Он принимал ветошь, бумагу, кусочки металла и мы к его проезду по улице все собирали.

 У нас село раскинулось на 6 км в длину и 2 км в ширину, посередине текла речка с многочисленными оврагами, правый берег возвышался над нею на 100 метров, левый метров на 50. Что такое овраги в селе, где мусор никогда не вывозили и не вывозят? Место, куда можно ссыпать строительные отходы и прочее. Да только никогда его туда не ссыпали, все шло в дело. Остатки досок шли в печки, старый камыш, многие дома или пристройки им накрывались, тоже сжигали, а зола шла на удобрение.

 Туда же шел и многочисленный навоз от коров, птиц, овец, ничего не пропадало. Кроме того из коровьего навоза изготавливали кизяки, разрезали на кирпичи, складывали в пирамидки, сушили, а потом топили ими русские печи, которые были в каждом доме. Попробуй испечь хлеб без кизяков? Мать утром идет на работу, в печке жар от кизяков, она туда чаплей ставит несколько сковородок с пирогами и уходит.

 Они за день там доходят на долго не остывающем жаре от кизяков. Вечером достает их, вынимает из сковородок, раскладывает на сундуке, пробрызгивает водой и накрывает покрывалом. Потом неделю мы его едим, он не черствеет, не плесневеет и так до следующей выпечки хлеба. Но навоз мы использовали и как строительный материал.

 Много домов у нас строят из самана. То-есть, привозят глины, она у нас бесплатная, как и песок, смешивают в нужной пропорции, добавляют туда навоз, смешанный с измельчённой соломой, последние играют роль арматуры, чтобы саман не растрескивался, а потом складывают в штабеля и сушат. Формы делают по размерам 20 на 10-15 см по толщине и длиной 40 см. И строят дома толщиной 40 см. Они и достаточно прочные, стоят с 19 го века, а толщина достаточная, чтобы сохранять тепло.

 На фундамент используют бутовый камень или пилобут. У нас в 5-ти км за селом есть каменный карьер, где мягкий известняк пилят, а разнородный камень взрывают. Дома не штукатурят, а мажут, на штукатурку идет тот же материал, что на саман. Рассыпают на земле круг материала в 20-25 см и диаметром в 15-20 метров и пускают пацанов на лошади, она за день перемешивает копытами лучше растворомешалки, о которых мы тогда и не слыхивали.

 Вот так и жили, гуртом строили дома всей улицей.
Теперь о том, что вы писали. Многое изменилось, сейчас на металлом старый автомобиль не сдашь, вот и стоят, ржавеют на улице, никому не нужные. И нет никаких законов по утилизации этого добра. Вы были заграницей, знаете, насколько там чище, чем у нас. Я еще в 72 году был в Чехословакии, нас провозили из Праги до Братиславы, ночевали каждый раз в новом месте 2 недели, многое посмотрели.

 Но мусора и беспорядка нигде не видели. Приехали поездом в Прагу, уехали им же из Братиславы. Приведу пример из Ставрополя, где я живу. У нас в центре старого города есть чудесный дворец культуры имени Гагарина. Красавец, такие чудесные колонны, у нас проводятся в нем смотры, конференции, голосования. Но он стоит в таком месте, что с тыльной стороны стоит хлебозавод, много лет назад там затеяли реконструкцию и, как всегда, превратили его в долгострой, потому там нет порядка.

 А с другой стороны там строительный техникум, посторонние люди туда не ходят, то есть жильцы города. Никто не видит беспорядка. А он еще тот, много лет тыльная сторона без штукатурки, там ласточки гнезда вьют, а камни уж позеленели от времени. Но я уже как 5 лет покинул то место и не смогу туда попасть, даже если захочу из-за физической невозможности, и не знаю, может, там навели порядок, а, может, так все и сыплется.

 Сейчас живу я в новом благоустроенном районе, который называется "перспективным" и не зря, иномарки окружили дома со всех сторон и всем не хватает места, потому ставят машины не только возле подъездов, но и по всему пространству. Некоторые машины стоят там по несколько лет со спущенными шинами. Видимо некуда убирать, и они явно бесхозные.
Зато все дома 12 - этажные, почти все первые этажи заняты под магазины, аптеки, мед. предприятия и прочее. Кладка выполнена безукоризненно.


Рецензии
Приветствую Вас, Иван! В нашем селе на Алтае в степи тоже глину месили лошадьми, а саман делали помощью, т.е. всей родней. И дома строили. Мне этот опыт пригодился в 80-х годах, когда в Измаиле я получил кусок пустыря в новом дачном кооперативе. Климат там очень теплый, поэтому самана я делал мало, только для выкладывания углов. Естественно, топтал глину с соломой сам, каждый вечер по немногу. И в два выходных. Сделал переносную опалубку и укладывал в нее все, что приготовил за раз. Построил домик на два этажа. Стены снаружи пробил гвоздями плотно, на них намотал тонкую проволоку и на эту сетку наметал шубу из цемента, песка и мелкого гравия. Получилось крепко. Так что народная мудрость выручает нашего брата во все времена! Всего Вам доброго! Василий.

Василий Храмцов   11.07.2021 12:30     Заявить о нарушении
Василий, вообще-то я был профессиональным строителем. После окончания строительного техникума год работал мастером. Больше не успел, после тяжелой травмы мне дали 2 группу, и так было пока был СССР. Разрешали 2 месяца в год работать, но попробуй на два месяца устройся! Я и не пробовал, нашел временную работу по кладке частного жилья. Но вскоре за мной устроили охоту, на год вперед получал заказы, но сезон летом короткий, я мог работать только по сухой погоде и только с подсобниками. Но мне этих возможностей хватало и я до правления Ельцина работал. В марте 96 года перешел на постоянную работу и проработал на ней 20 лет.

Иван Наумов   11.07.2021 20:17   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.