Ч. 88 Авантюрная экспедиция

Предыдущая страница  http://proza.ru/2020/11/11/1085

В 1816 году главным командиром  Черноморского флота и портов назначили вице-адмирала Алексея Самуиловича Грейга, сына шотландца Самуила Грейга, который перешёл на русскую службу.

До него эту должность исполнял вице-адмирал Николай Львович Языков, спокойно наблюдавший, как флот приходил в упадок, потому его никогда и не вспоминают. Главные командиры Черноморского флота и портов одновременно занимали должности военных губернаторов Николаева и Севастополя.

Грейг с первого дня в новой должности активно принялся за дело. О нём хорошо написал Владимир Пастернак http://proza.ru/2020/11/12/329, а я только кое-что добавлю. Адмирал привёл в порядок порты и судостроительные верфи.

По его инициативе на кораблях вводились весьма полезные новшества. В Чёрном море подводная часть корабля быстро обрастает водорослями и морскими организмами, разрушающими дерево.

Эта «борода» намного снижала ход корабля. Грейг использовал опыт англичан: при нём подводную часть кораблей стали обшивать листами меди. Кирпичные камбузы на кораблях заменили железными, каменный балласт – на чугунный.

В каютах стали делать иллюминаторы, что улучшило обитаемость. Усовершенствовалась и артиллерия. Много внимания Алексей Самуилович уделял профессиональной подготовке офицеров.

Он приглашал известных специалистов, которые читали офицерам лекции по теории кораблестроения, корабельной архитектуре, механике и физике.

Грейг готовил флот к войне. Каждый год он проводил маневры, стремился, чтобы корабли больше находились в море. Северное побережье Чёрного моря при Грейге оборудовали маяками и навигационными знаками.

Он много сделал и для Николаева, для его жителей. Город благоустраивался: появились тротуары, зелёные насаждения. Позаботился Грейг и об открытии мужских и женских учебных заведений. 

Адмирал был женат на еврейке, и если это никого не волновало в девятнадцатом веке, то сейчас российские антисемиты возбудились, и в Википедии всунули в биографию адмирала сочащийся антисемитизмом зловонный кусок, пытаясь оплевать память заслуженного боевого моряка. Насколько он не вяжется с остальным текстом, видно невооружённым глазом.

Но вернёмся к нашим морякам, которые под командованием Отто Коцебу отправились в далёкое плавание. Граф Николай Петрович Румянцев, один из самых крупных акционеров Российско-Американской компании, загорелся идеей сокращения пути из Тихого в Атлантический океан.

Идея была не новая, первыми поисками северного прохода занялись англичане. Но они искали его со стороны Атлантического океана, а Румянцев решил совершить такую попытку со стороны Тихого океана.

В случае успеха это сулило большие коммерческие выгоды для Российско-Американской компании, в чём он был заинтересован.

Но отставному государственному канцлеру был уже 61 год, посему он и не собирался совершать открытие сам.

Отто Коцебу он знал, будучи хорошо знаком с его отцом. Кроме того, молодого морского офицера положительно рекомендовал графу и родственник Коцебу, Иван Фёдорович Крузенштерн, который хорошо изучил юношу во время первого в российской истории кругосветного плавания.

Румянцеву не удалось убедить правление компании принять расходы на экспедицию, директора сомневались, и не без оснований, в её успехе. Пришлось графу принять на себя все расходы в надежде, что если экспедиция удастся, то компания их ему компенсирует.

Он купил двухмачтовый бриг, который назвал «Рюрик». Это было маленькое судно, совершенно не приспособленное для плавания в Ледовитом океане, но кто это тогда знал?

Перед Коцебу граф поставил задачу также исследовать побережье в районе Берингова пролива и, если представится такая возможность, проникнуть вглубь территории Аляски, потому что знакомство с ней русских промышленников ограничивалось только прибрежными островами и отдельными участками узкой полоски побережья.

По пути в Берингов пролив предполагалось исследовать острова в центральной части Тихого океана.

Коцебу выбрал себе в помощники, старшим офицером, своего старого друга, лейтенанта Глеба Семёновича Шишмарёва. Решить все организационные вопросы с Морским министерством для Румянцева труда не составило.

В экспедицию граф по предложению Коцебу пригласил учёных-естествоиспытателей – врача Иоганна Фридриха Густава фон Эшшольца, а по-нашему Ивана Ивановича, и Адельберта фон Шамиссо, дипломированного ботаника и зоолога, а по совместительству писателя и поэта.

Фотографию тогда ещё не изобрели, поэтому пригласили в качестве корабельного художника Логгина Андреевича Хориса, ученика Императорской академии художеств.  Несмотря на молодость, Хорис уже принимал участие в экспедиции на Кавказ в качестве рисовальщика.

Инструкцию по морской части Коцебу получил от своего учителя Крузенштерна, а по научной части – от Иоганна Каспара Горнера, учёного, сопровождавшего Крузенштерна в кругосветном путешествии и старого знакомого Коцебу.

Румянцев не пожалел денег на приобретение самых совершенных в то время астрономических и физических инструментов, изготовленных Эдвардом Троутоном и другими выдающимися мастерами.

Приобрели также зарубежные карты, лоции и атласы. 

Забегая вперёд, скажу, что свои книги Коцебу писал на родном немецком языке, а труд, посвящённый описываемому плаванию, переводил на русский язык Иван Петрович Шульгин.

В том году, когда Отто Коцебу отправился в моря и океаны, Иван Петрович поступил на работу в Царскосельский лицей воспитателем и преподавателем истории и географии в младших классах. Сначала он трудился учителем и воспитателем, впоследствии стал адъюнктом и профессором.

«Рюрик» покинул Кронштадт 18 июля 1815 года. Через 10 суток пришли в Копенгаген, где в экспедицию попросился датский ботаник Мортен Вормшёльд. Датчанин планировал сойти с корабля в Бразилии.

Поколебавшись, Коцебу согласился принять Вормшёльда на борт по просьбе датского морского министерства в качестве «волонтёра-натуралиста». Его окрестили на корабле Мартином Петровичем.

Интересны характеристики людей в кают-компании, которые дал своим спутникам датчанин. Шишмарёв  - круглолицый, энергичный, весёлый человек, иностранных языков он не знал.

Второй помощник, лейтенант Иван Яковлевич Захарьин - болезненный и раздражительный, но при этом сохранявший добродушие. Он немного знал французский и итальянский языки.
 
Иван Эшшольц, молодой врач из Дерпта – сдержанный, надёжный и «благородный, как золото».

Штурман Василий Степанович Хромченко – добродушный и трудолюбивый юноша. Все молодые, датчанин по возрасту был самым старшим.

Продолжение http://proza.ru/2020/11/13/1700

"Рюрик". Рисунок Логгина Андреевича Хориса.


Рецензии
Теперь буду знать, что Алексей Самуилович Грейг смог возродить русский флот.
/
Сколько отваги у каждого в команде "Рюрика"!
Я ещё раз убедилась, что без энтузиазма трудно что-либо свершить)
/
Спасибо, Владимир, было интересно!

Наталья Николаевна Максимова   27.08.2023 17:45     Заявить о нарушении
На море это особенно важно. Спасибо, Наталья.
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   27.08.2023 17:18   Заявить о нарушении
На это произведение написано 19 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.