Конев

Первый раз я услышала эту фамилию, когда моя тётка Маня утопила в колодце любимое бабушкино ведро.
У самой Мани достать ведро  не получилось, сосед, Иван, тоже не сумел вызволить ведёрко.
- Эк ты, Манька,  криворука, - сокрушалась бабушка.  - За что не возьмёсси, все не так...
Тетка Маня  была ещё совсем молодая - только недавно школу окончила.
- Надо Конева звать, - вздохнула  соседка, Полина.- Конев достанет...
Так я впервые услышала эту фамилию - Конев.
Мне казалось, что придёт высокий темноволосый красавец, так я себе представляла Конева. А пришёл невысокий, щуплый, с редкими рыжими волосами мужичок.  Интерес к нему я сразу потеряла. И как он доставал то ведро,  не знаю. Не видела. Убежала с деревенскими девчонками на речку. Что мне то ведро и рыжий Конев.

Только уж очень популярным он был в деревне,  где не так и много мужиков осталось. Поуехали в город на заработки. А Конев не уехал. Работал где-то в соседнем селе,  кем - и не знаю.
Крыша прохудилась  - Конева звали. Забор покосился - опять Конев. Дров поколоть  - Конев. Бабушка всегда после этого стол накрывала, наливку домашнюю ставила.
- А как же! Денег он не берёт, а уважить надо...

Да и мы, ребятишки, обращались к Коневу  - то у Кольки удочки уплыли ( раззява!), то Анькин котенок на дерево залез и кричит, слезть не может...

Как-то раз бабушка взяла меня с собой и мы пошли к Коневу. Жил он в небольшой покосившейся избушке на самом краю деревни.
Дворик был небольшим, но чистым, метёным. И в зале чисто. Даже половички домотканные на полу лежали.
- Вот, занавески тебе принесла, - сказала бабушка. - А то голые окна, что это...
- Да не надо, Ивановна  - смутился Конев. - Я уж так привык...
Но бабушка тут же нашла бечёвку, булавку, Конева заставила гвоздики прибить и вот уже в горнице уютно стало, светлее даже с занавесочками-то.
Они с Коневым уселись чай пить, бабушка и шанежки захватила к чаю.
А мне с ними скучно стало. Разговоры все взрослые, неинтересные.
- Поди-ка в огород, - предложил Конев. - Там уж смородина вызрела...
Бабушка его Володимиром  называла. Вот так, да - Володимир.
Смородина мне была неинтересна, у бабушки полно её. А вот посмотреть огород...
Потом можно перед ребятами похвастать.
Огород как огород. Небольшой, чистый. Дорожки вычищены и сорняков на грядках нет. Когда же он успевает, интересно.
- Не ленится  вот и успевает, - объяснила бабушка.- Хороший мужик...

А вскоре в деревне новость
обсуждали. У Конева сын объявился! Высокий, плечистый,  как я себе сначала Конева представляла. Только не темноволосый  а рыжий.
- С женой-то они развелись - это я про Володимира, - понизив голос говорила Полина. - Она уехала и куда не сказала. И парня забрала. Вот Володимир и вернулся сюда, в родительский дом. А сын вырос и к матери - где мой батя? Искал.Насилу нашёл...

И стали все говорить - надо Коневых звать. Не Конева, а Коневых. Сын такой же рукастый , умелый, весь в отца.
А следующим летом уже во дворе у Конева новый сруб появился.  Все сами делали, вдвоём. Не, ну  если кто помощь предлагал, не отказывались. Но и не напрашивались.
К следующему лету и дом был готов,  и хозяйка новая в нем появилась.  Жена сына. Тихая,  улыбчивая, скромная. Деревенским понравилась. Катей её звали.

А потом отца моего перевели в другой город, далеко от бабушкиной деревни и меня в деревню на лето уже не отправляли.

Лет десять спустя довелось снова приехать к бабушке.
Бабушка постарела, уже не такая боевая да шумная  стала. Тетка Маня вышла замуж и у них с мужем уже были  двое мальчишек.
- А Конев? Что с ним? - поинтересовалась я.
- Дак чего... Живут. В Отрадном  все работают. Сын, Константин, мотоцикл купил с коляской. Вот он и возит их до Отрадного. Да ты пройди, посмотри сама.

Вечером я действительно прошла по деревне. Подружки и друзья  мои тоже выросли. Кто уехал, кто уж женат, замужем,  кто учится.

Городская обувь не подходит для сельских дорог. Где-то я запнулась  и каблучок моих туфель почти оторвался. Возвращаться не хотелось, так, прихрамывая, я и дошла до дома Коневых. Старого дома не было, вместо него пышный цветник. Свет  в окнах не горел, зато на крыльце нового дома сидел мальчишка лет девяти  и  играл с собакой.
Собака залаяла на незнакомого человека и пацан крикнул :
- Эй! Ты чья? К нам что ль?
Я растерялась.
- Я... я Настя. Самойловых я.
- А... Думал, чужая. А что хромаешь?
- Да вот...
Я объяснила причину "хромоты".
- Это не беда  - деловито сказал пацан.- Заходи, посмотрим. Садись вот на крылечке.  Ступеньки чистые, я  днём мыл.

Туфельку мою он повертел и лёгким движением оторвал каблук напрочь.
Потом полез под крыльцо и достал коробку, в которой лежали какие-то инструменты.
Минут через десять моя туфля была готова.
- Во... Держи. Сто лет носить будешь.
Мальчишка улыбнулся и стал похож на старшего Конева, с  такой же стеснительной улыбкой.
- Спасибо тебе, - от души сказала я. - Как тебя зовут?
- Конев.
- А имя? Конев - это фамилия...
- Володимир. Коневы мы.
- Вот и познакомились...

...Я шла обратно и на душе было отчего-то легко-легко... Нет, рано ставить крест на нашей  деревне, рано. Пока в ней живут Коневы, будет жить и деревня.

...Да и Русь будет жить. Ведь таких Коневых у нас на Руси ой, как много...


Рецензии
Замечательный рассказ, Лена! На днях заглянула, а читать было некогда.
А вот сегодня оторвалась по полной ))) Ты права - "Пока в ней живут Коневы, будет жить и деревня".
Только мне почему-то кажется, что с каждым годом таких Коневых становится всё меньше и меньше...
Хорошо пишешь! Продолжай в том же духе! А то что-то редко стала выкладывать своё творчество.
Всегда с теплом, Татьяна

Татьяна Гармаш   23.11.2020 02:24     Заявить о нарушении
Спасибо, Танечка! Я долго работала в сельской школе.Там любой мальчишка мог в чем хочешь помочь.Вот только теперь уезжать они стали, мальчишки. Учатся в городе, там работу находят, женятся, квартиры покупают и... всё. А руки у них золотые. Это и обидно...

Елена Полякова 2   24.11.2020 14:12   Заявить о нарушении