Птицы Египта. Зимородки и альционы
Им нужно жить парами на своей охотничьей делянке. К резидентам на египетском Ниле А. Брем в XIX-м веке относит только один вид из зимородков – малого пегого (Ceryle rudis): он размером с дрозда и носит строгий чёрно-белый узор. Но в древности всё было иначе: судя по ярким охотничьим сценам из гробниц в нильских плавнях явно обитал местный подвид обыкновенного голубого зимородка (Alcedo atthis), а также, вероятно, уж совсем миниатюрный малахитовый (Corythornis cristatus) и малый индийский (он же бенгальский, Alcedo bengalensis) зимородки. В живописи и резных панорамах их представляют не только в полёте, но и на гнёздах.
В наше время эти картины былого оживают благодаря основанию в Египте ряда крупных водохранилищ. Их «оазисы» даже манят к себе новые виды зимородков. К примеру, в Египте осела красноклювая альциона (Halcyon smyrnensis), та самая, из которой в древнем и старом Китае с особой жестокостью делали дивной красоты украшения. До недавних пор её видели в Дельте лишь как зимнего гостя. Но в целом на египетском и суданском Ниле до сих пор подавляющее большинство пар образуют пегие зимородки. Европейские и азиатские зимородки долго бьются за место под солнцем, даже если им не нужно вить гнездо.
В лучах тропического солнца особенно ярок их металлически-атласный блеск, скрадывающий гротескную фигуру – у зимородков и альцион не в меру крупный череп с длинным, как кинжал, клювом, но мелкие и хилые лапки. На земле он едва стоит, качаясь, как неваляшка, но в воздухе и воде он ас и виртуоз. Не рассчитай он высоты падения и глубины воды – разобьется о дно каменистого переката или наоборот, утонет в стремине. Не считая брачной поры, зимородки одиночки и в поисках личного угодья исследуют всю реку, перелетая её вдоль как чибисы и чайки. На избранном месте они целыми днями сидят в засаде.
Со своего насеста над рекой, обычно на вывороченном бурной водой дереве, они могут часами выглядывать в воде рыбу, мелких раков, головастиков и лягушат, чтобы пикировать за ними в воду, как боевая стрела. В потоке их обвивает серебристая паволока из роя воздушных пузырьков – перья отталкивают влагу. У античных греков альционы, как в то время без разбора называли всех голубых и синих зимородков, были окутаны ореолом самых невероятных легенд. До сих пор имя Альциона носит эта Тельца, главная из семи поименованных звёзд в скоплении Плеяд. В эту голубую звезду обратилась дочь титана Атланта.
В её имени (Алкиона/Альциона) была аллюзия на цвет моря во время зимнего штиля и на матовый "лёд" голубого халцедона. А наше слово "зимородок" восходит к древним формам термина "изумруд" ("заммород" на санскрите и персидскому "зумрунди"). У Плутарха альционы – мифические морские птички, сладкоголосые, как соловьи, молниеносные, как стрижи, нежные, как голуби и ревностные, как пчёлы. С упоением он рассказывает о том, что они источают мускус, об их плавучих гнёздах в море из рыбьих косточек, актиний и водорослей, несущих в себе магию, отводящую молнию и приумножающую сокровища, об отваге и верности в любви пар альцион.
О том, что на самом деле драгоценная птичка роет норки, как мышь, не знал даже учёный жрец, хотя для греков зимородки не были экзотикой. Но в земле они выводятся или нет, мы их никогда не называли "землеродками"! А египтяне их называли "хентаи" ("тот, кто (живёт) на канале). Для зимородка пегого было своё имя – "анхбит" ("вертишейка"). В Египте пора гнездования у всех осёдлых зимородков падает на март – апрель, и если при этом пара не может найти удобной кручи для устройства норы, то она охотно займёт дупло в каком-нибудь островном или прибрежном дереве. Но, правда, это должно быть естественное дупло, ведь сами они, подобно их сородичу дятлу, долбить древесину не могут. До гнезда зимородка может добраться разве что змея.
То есть, в мастабе визиря Мерефнебефа его изображение на макушке папируса – вольность художника, но она не случайна и объяснима. В узкие рамки канона на малой площади нужно было втиснуть хотя бы кусочек многогранной панорамы живого мира, и о некоторых законах естествознания при этом забывали. Таким же точно образом на гнезде с кладкой в гробнице Неферхотепа (ТТ49) была нарисована сова-сипуха (Tyto alba), в то время как в реальности совы выводят потомство в потайных убежищах (дупле, горной расщелине, в руинах брошенных зданий, в норах и т.д.). Своих птенцов чета зимородков вначале кормит личинками ручейника и огромными сине-зелёными нильскими стрекозами из рода коромысел, не забыв оборвать последним голову и крылья.
А им самим в день нужно не меньше 12 рыбок длиною с палец. Дно выводковой норы зимородков по всей длине густо устлано мелкими рыбьими косточками, так что в легендах греков есть доля истины. Но вот от благородного мускуса запах из узкой земляной трубы ой как далёк! Из эмалево-белого и сквозистого яйца мелкий и похожий на розовую гусеницу птенец выходит лишь на 21-й день. Он так слаб и жалок, что не может даже пищать и голосить, а только мелко дрожит и шипит, как гаснущий уголёк. Не очень скоро он оденется в мерцающий наряд и откроет по-египетски карие и умные глаза. И долго будет учиться охоте у отца и матери.
Голос зимородка – резкий пронзительный писк, на сладкое пение морской сирены вовсе не похож, но зато вызывает к памяти рассказ Плутарха о крике "вдовы" самца альционы, которая должна умереть следом за суженым, уморив себя голодом. Её плач предвещал горе. И ещё одна Альциона (Алкиона) из греческих легенд – дочь бога ветров Эола, овдовев, бросилась в море и была обращена в зимородка.
Греки считали мёртвую альциону нетленной, и она по легенде обновляла себя, как феникс, но не огнём, и не раз в 500 лет, а каждый год сдирая с себя шкуру, как саламандра, и делая себе эвисцерацию! Перо этой птицы якобы отгоняло моль – купцы прятали её скальп в тюки с сукном, а другие люди зашивали в одежду, чтобы уподобиться красотой магической птичке.
А египетских преданий о зимородках не сохранилось, но в стране фараонов их явно любили и не за одну красоту. Так, пегий зимородок, всё же относительно крупный, может уничтожать зловредных улиток и даже мышей, подобно сизоворонкам и сорокопутам. А. Брем лично пробовал держать их дома – похоже, что и египтяне могли устраивать такие птичники, ведь ловили же они удодов, голубей и иволг на забаву детям. В катакомбах поздних эпох не было найдено мумий зимородков, но бывало так, что образы священных птиц со строим оперением (скажем, соколов, серых цапель) мастера рисовали синими или цвета морской волны – это был цвет-символ, божественный цвет.
Источники:
Хабиба Мохамед Махмуд Эль Меняви. "Зимородок в Древнем Египте"/Habiba Mohamed Mahmoud El Menyawy. Kingfisher in Ancient Egypt. Journal of Association of Arab Universities for Tourism and Hospitality. (JAAUTH), Vol. 19 No. 2, (2020), pp. 73 – 101
Брем А.Э. Энциклопедия "Жизнь животных", 1958 г.
Розен Байоль-Лесуэр, Рессман Анна Р. «Между небом и землёй. Птицы в Древнем Египте»./edited by Rozenn Bailleul-LeSuer, Anna Ressman R. Between heaven and earth. Birds in Ancient Egypt. The University of Chicago. All rights reserved. Published 2012. Printed in the United States of America. The Oriental Institute, Chicago, 2012
Фрай Хилари, Фрай Кэти: «Зимородки, щурки и сизоворонки»/C. Hilary Fry & Kathie Fry: Kingfishers, Bee-Eaters, & Rollers. Princeton, New Jersey 1992,1999 Halcyon cyanoventris
Шелли Джордж Эрнест. Справочник по птицам Египта/Shelley George Ernest. A Handbook to the Birds of Egypt. J. Van Voorst, 1872
Баккал С.Н. Доктор Клот-Бей (1793–1868) и его вклад в коллекции Зоологического музея Императорской Академии наук в Санкт-Петербурге Зоологический институт РАН, Санкт-Петербург, Россия; Sergey.Bakkal@zin.ru
Бурлак С.А. Изумруд, рожденный зимой: Этимология на перекрестье легенд. Статья на сайте Academia.edu (Svetlana Burlak. Moscow State University, Philological Faculty, Alumna Theoretical Linguistics). Также доклад на Международной конференции "Проблемы изучения дальнего родства языков (к 55-летию С. А. Старостина)". Центр компаративистики Института восточных культур и античности Российского государственного гуманитарного университета. РГГУ, 25-28 марта 2008 г.
Жуков Борис. «Сверкающий рыболов» – статья в журнале «Вокруг Света»: — Москва, 2009. — № 8. — С. 89-98.
Свидетельство о публикации №220111201589