Цирк приехал

Мы, люди старшего поколения, не знали тех развлечений в детстве, какие сейчас у наших внуков и правнуков. Да и всю информацию о жизни в Мире мы получали из круглой тарелки, которая висела на стенке далеко не в каждом доме. Других радиоприёмников у деревенских жителей и не было.

В тысяча девятьсот пятьдесят третьем году мы с дедом Иван Михайловичем, прильнув к радиоприёмнику услышали о смерти И.В. Сталина. Вскоре не стало, и деда. Он умер на следующий год. Приёмник, видимо от старости стал барахлить, ухудшилась слышимость. Мой друг Володя посоветовал заземлить его, что мы и сделали.

Вскоре к нам пришёл радист и обрезал провода, так как из-за нашего эксперимента пол деревни ничего не слышали. Потом соседская свинья решила, что деревянный столб для этой цели самое подходящее место, почесала об него свою шелудивую спину и подгнивший у основания столб, приказал долго жить.

В доме не стало ни радио, ни света. С большим трудом матери удалось уговорить тракториста, чтобы он привёз новый столб. Он долго валялся под окном, но вскоре мужики его поставили. Подключили радио, с внушением мне, и навесили электрические провода. Правда из-за отсутствия в продаже лампочек, нам приходилось вместо света любоваться пустым патроном.

Когда у меня собирались друзья,то мы на спор совали палец в патрон. Било током, но побеждал тот, кто дольше продержит палец в патроне. Замечу, что наш сельский генератор был довольно маломощным и до нас напряжение двести двадцать вольт не доходило.

А вскоре лампочку мать нашла и свет, хоть не всегда яркий, но появился и я мог читать художественную литературу. Последние новости по радио мы слушали редко, потому что и зимой, и летом большую часть времени проводили на улице. Но как только мы слышали голос нашего сельского радиста, мы устремлялись к радиоприёмнику, потому, что знали сейчас объявят что-то важное. Обычно радист сообщал о предстоящем показе нового фильма или приезде артистов в нашу деревню.
 Эти сообщения нас особенно радовали. В отсутствие зрительных развлечений, кинофильм для нас был родником в пустыне. А если был детский сеанс, то мы к клубу собирались задолго до начала сеанса..

Особенно радовал нас приезд артистов цирка. Гастролируя в городе, они выбирали время посетить наш посёлок. Почему-то чаще всего это были артисты из Москвы. Условия в нашем клубе были весьма примитивные. Сцена
три на четыре метра, до потолка всего два метра. Так что половину номеров артисты не могли показать из-за отсутствия условий.

Каким-то чудом, жонглёр умудрялся бросать свои палки, шарики. А канатоходец, зацепив проволоку за потолок мог до угла сделать два шага, не более. Удивлял фокусник. На сцену приглашался кто-то из  жителей, обычно молодые ребята, и иллюзионист заставлял делать его определённые действия. Мы потом долго расспрашивали побывавшего на сцене, чем он руководствовался, когда пил вино, танцевал. Но он так ничего нам объяснить не мог, ни чего не помнил.

Приезд артистов цирка летом всё ставил на свои места.  Около клуба, на улице был сделан деревянный настил-сцена. О приезде цирка мы узнавали первыми и сразу же бежали к их балагану. Они обычно приезжали на автомашине и сразу же начинали готовиться к выступлению. Мы вертелись около них, как Жучка около хозяина, который мог её угостить чем-то вкусным. Опыт подсказывал нам, что, если им что-то потребуется, то мы всегда готовы им помочь, потому, что знали за это нас пустят
посмотреть выступления.

И такой повод находился. Администратор подзывал кого-нибудь из нашей компании и просил принести им картофель. Мы тут-же бежали домой и через какие-то пол часа с полным ведром картошки возвращались в клуб. Пропуск на выступление нам был гарантирован.

Но нередки были случаи, когда в наших услугах артисты не нуждались. А выступление их посмотреть - то нам хотелось. Денег на цирк у нас, как всегда не было. Но мы выход находили быстро.

Вокруг деревянного настила-сцены росли высокие берёзы. И пусть они росли не очень близко, и рассмотреть всё, что происходило на сцене, не всегда удавалось, но мы были в цирке. Иногда кто-то из ретивых помощников, пытался стащить нас с деревьев, но мы были не ликом шиты и поднимались выше. Потом, после окончания выступления, мы спускались с деревьев прихрамывая. От неудобного сидения сводило ноги, но это были мелочи, по сравнению с тем, что мы увидели.

В наше время артисты имеют приличные заработки. В те годы их зарплата, по сравнению с нынешней, была нищенской. И чтобы как-то подзаработать, они делали несколько выступлений, нелегально, в ближайших к городу деревнях.  Так вот они  и жили, но их приезд в деревню был для нас подростков всегда праздником.


Рецензии