Уроки для Дьяченко. 1. Эффект самолёта

Итак, урок первый: эффект самолёта.

Понятия не имею, как это объясняют другие. Я называю это «эффектом самолёта».

Самолет взлетает. Допустим из Кольцово. Это где Екатеринбург.

Взлетает и берёт курс на Пулково. Это где Санкт-Петербург.

Если он возьмёт курс «немножко не туда», он может оказаться в Домодедово, это где Москва.

На иллюстрации я попытался этот неуклюжий текст как бы отобразить.

Смысл в том, что незначительные отличия в стартовых установках педагога в конце долгого пути приводят к весьма различным результатам.

Вроде бы два «одинаковых» «тренера» делают с учениками одно и то же упражнение, а через восемь лет разница фантастическая.

В самолетах есть диспетчеры, есть возможность менять курс, уточнять его, корректировать, даже просто менять или дополнять и так далее.

А в педагогике изменить практически ничего уже нельзя!

В педагогике эффект самолёта есть, а самого самолёта нет!

И время назад уже не вернуть.

На уровне родителей всё просто. Они ведут ребёнка к тому тренеру, в успех которого они верят. После Липницкой к Тутберидзе выстроилась очередь.

В принципе для успеха у родителей одной Липницкой – выше крыши. Вели бы до конца её тренерской карьеры. А после того, как народ узрел Медведеву, далее Загитову и по списку… Какие вам нужны ещё доказательства?

Чего не понимают Дьяченко и другие?

В первую очередь того, что Школа возникает из суммы микроскопических на первый взгляд отличий. Им никак не удаётся взять в толк, что во-первых их море - микроскопических отличий - их десятки миллионов!

Во-вторых. что их нельзя просто перечислить на бумаге неким единым списком. Личность - это больше чем государство! Личность - это больше чем Вселенная! Это не я сказал. Это сказал тот самый Бердяев, которого в 1922-ом году на пароходе отправили из России ко всем...

А ведь он сказал чистую правду.

Помните в Библии текст: " что этих книг пожалуй не вместит и целый мир"

Что делают мудрые руководители, когда обнаруживают чудо успешной школы в своем Отечестве?

Они её оберегают!

Потому что Школа - это реже, чем... настоящие Школы возникают то в одном государстве, то в другом раз за пять-семь веков.

Это настолько редко, что не передать никакими словами.

Примазаться хотят ВСЕ!

Но нельзя "создать" школу Декларацией!

Школы возникают спонтанно.

Как и гении человечества.

Кажется, ну что там такого особенного.

Мальчик.

Пешком за обозом.

А прошли века!

И никого такого близко пока не появилось!

Школа, это всегда Личность-самородок.

Нет такого вуза. где обучают искусству создавать "школы".

И потому попытки внешних сил отобрать учениц у Учителя показывают дикость отбирающих, их чудовищную неокультуренность. Высоцкий здесь спел бы так: "Значит в детстве хорошие книжки ты не читал!"

Иллюзия легкости возникает от абсолютного непонимания, что такое "Парадигма Учителя". Совокупность всех форм его проявления.

Помните у Пушкина величайшее его педагогическое произведение?

Знаю, что не помните.

Потому что этого Вам в школе никто не преподавал.

Запоминайте наизусть: "Но человека человек..." Анчар.

Только Вселенная одного Человека, медленно, постепенно, впускает в свою орбиту Вселенную другого человека. Одна галактика вплетается в другую галактику. Это не описать тремя словами и десятью предложениями. Это чудовищно сложный процесс. Мы видим только внешний итог: возникает целая галерея фантастических людей.

И когда кого-то из этих галактик уже ставших частью парадигмы учителя пытаются отодрать, то губят в первую очередь саму эту галактику.

Но оставим что-нибудь и на другие уроки!


Рецензии