Не дай нам Бог жить в эпоху перемен

Первый большой тектонический удар земной коры я в своей жизни ощутил в конце 1982 года. Мне было пять лет, и 10 ноября «после тяжелой и продолжительной болезни» скончался Брежнев. Совершенно точно я помню, что мама, к моему громадному детскому удивлению, заплакала. У нас на кухне регулярно ругали советскую власть, и я думал, что моя семья – это слегка диссиденты. Каково же было мое удивление, когда я понял что это не вполне так.
Советский Союз окончательно осыпался в 1991 году, когда я был на летних каникулах между 9 и 10 классом. Утром мы как обычно включили телевизор, и я заметил, что в ящике показывают что-то необычное. Не сильно помню тот самый пресловутый балет «Лебединое озеро», но в воздухе было разлито чувство тревоги. Через три дня все кончилось и возникло ощущение, что самого страшного – то есть войны, не произошло. Советское общество постоянно готовили к предотвращению 22 июня 1941 года, а раз самолеты не бомбят Киев, то, значит, все остальное – это ерунда.
Когда в 1993 году в Москве танки обстреливали Белый дом, я еще не мог точно понять, это еще у меня в стране, или уже нет. Российское телевидение еще было интереснее нашего, и я постоянно пытался понять, кто в кого и зачем стреляет. Опять, как мне показалось, не произошло ничего страшного, и я продолжил заниматься многогранным развитием и совершенствованием своей юной личности.
В 1998, когда Россия объявила внутренний дефолт, у нас, в течение августа (опять август, как и в 1991) гривна провалилась в два раза, с 2 до 4 гривен за доллар. Я проходил стажировку в крупной одесской оптово-розничной фирме, и мы каждый день пересчитывали цены на товар в соответствии с переменами в курсе валюты. Доллар скакал постоянно. Если у кризисов и есть позитивные последствия, то они, например, были такими. Я точно помню, что до обвала валюты у нас куча пищевой продукции, как минимум, почти вся плодоовощная консервация были импортными. После августа 1998 оказалось, что замариновать помидоры и огурцы мы в состоянии сами, без зарубежных мощностей.
Следующий кризис, то есть 2008 года был мировым. Малообеспеченным афроамериканцам в США выдали ипотеку, и это стало первой костяшкой домино. А потом докатилось и до нас. Я работал в строительной компании, и мне казалось, что на фоне кризиса у нас упадут продажи, и, видимо, и зарплаты, на 10-20%%. Не фига, продажи квартир упали на 100%, то есть они прекратились, и возобновились только через несколько лет. Несколько месяцев я пытался осознать эту новую реальность пока не пришел к выводу, что понижение зарплаты на 100% - это как-то многовато.
В 2014 году я был поражен приходом «братской помощи» от «братского народа» на бронетехнике игнорируя «Договор о дружбе» и «уважении к государственным границам». У меня был полный слом шаблона. Как всякий советский ребенок я больше всего боялся скрежета танковых гусениц у наших западных границ. А тут гусеницы заскрежетали у восточных, под рокот пропаганды, о том, что это все – защита русскоязычных. Но гусеницы шумели все-таки как-то гораздо громче. Успокоение я нашел в словах песни из к/ф «Трест, который лопнул».
Шар земной устав вращаться,
Может вдруг с цепи сорваться,
Иль ко всем чертям взорваться,
Превратив живое в тлен.
Ничему не удивляться,
Ничему не удивляться,
Никогда не должен истый джентльмен.
В 2018 я вспомнил университетский курс макро-экономики, в котором говорилось, что капиталистическая экономика развивается циклично. Кризис перепроизводства привел, например, к Великой депрессии 1930-х годов. В 2008 перепроизводство было уже в духе эпохи постмодернизма. То есть произведено было слишком много виртуальных денег, вернее долговых обязательств самого разного свойства. Слабым звеном, как я уже писал, оказались малообеспеченные афроамериканцы, которых соблазнили ипотекой.
Кризис наступает каждый 10-12 лет, а значит, следующему время наступать в 2018-2020 г.г. Празднуя приход нового 2020 год, я вполне был готов к тому, что экономисты могут снова ошибиться, и в 2020 г. экономическому кризису случаться необязательно.
Тем не менее, летучая мышь подлетела незаметно, хоть, говорят, видна была еще в ноябре 2019 года.
Чего было перепроизведено на этот раз? Беспечности? Избыток индустрии развлечений произвел к самоуспокоению? Какие тут могут быть пандемии, когда мы (мировое научное сообщество) ленты ДНК размотали и на атомы разложили??
Мировое разделение труда привело к тому, что мировой фабрикой стал Китай. На этой фабрике все очень непрозрачно с условиями труда и защитой прав работников. Это, в том числе, позволяет держать себестоимость китайского производства на низком уровне. По итогу, часть сотрудников мировой фабрики вынуждены питаться черт знает чем, в том числе летучими мышами, в том числе плохо проваренными. Потом непрозрачная мировая фабрика скрывает от ВООЗ и других наднациональных органов истинное положение вещей. Пока все остаются на расслабоне «летучая мышь» летает по миру, и в итоге мы все сидим по домам, часто думаем о мыле и боимся подумать о веревке.
Это моя версия событий, по ее поводу я дискутировать не готов. Равно, как и о целесообразности ограничительных мер в целом, или их нюансов в частности.
Что в итоге? Разве этот тот апокалипсис, который мы ожидали увидеть? За что нам все это и для чего?
Что есть время, в чем его смысл?
Думать в конце пути о начале…
Стою у окна, курю мысль
Ты прав - во всем этом много печали
(Юрий Шевчук)
Человечество не готово эволюционировать и развиваться самостоятельно, потому толчок к его развитию дают кризисы. ****ь, а если я готов эволюционировать и развиваться постоянно, то почему сейчас сижу вместе со всеми по квартирам? Ладно, вместе фестивалили, вместе и у окна постоим. Каждый у своего.
Я готов верить в эти банальности, что мы переживем это, но мир уже никогда не будет прежним. Во всяком случае, это точно лучше, чем – мы не переживем это, хотя мир останется ровно таким, каким и был.


Рецензии