Юрий Андропов

В этот день, 12 ноября 1982 года, Генеральным секретарём ЦК КПСС избран  Юрий Владимирович Андропов.

В то время я  учился на четвёртом курсе университета. Поскольку обучался заочно и в тот день у меня был выходной (на Волжском автозаводе тогда была шестидневная рабочая неделя с индивидуальным выходным днём среди недели), я не отрывался от телевизора. Меня больше всего волновало, что теперь придётся в контрольных работах ссылки делать на Андропова, а не на Брежнева как раньше.

В отличие от Леонида Ильича у Юрия Владимировича имелось не так уж и много опубликованных трудов. Он, видимо, это понял, и в марте 1983 года нас, студентов юрфака, обрадовал, опубликовав в журнале «Коммунист» свою статью «Учение Карла Маркса и некоторые вопросы социалистического строительства в СССР». Отодвинув на книжной полке книги «Ленинским курсом» Брежнева, я принялся изучать статью нового генсека.

Сразу же в глаза бросилось отличие брежневских трудов от андроповской статьи. Первый опирался на Ленина, второй – на Маркса. Что, казалось, в то время невероятным.

Моё подозрение подтвердил на сессии и один из преподавателей: «Засиделись мы в покое в последние годы, теперь надо готовиться к масштабным реформам». Как показало время, реформы при Андропове намечались не те, что при Горбачёве. Ни о какой гласности и свободе действий речь не шла. Цель андроповских реформ состояла в поднятии экономики до уровня развитых стран и ускорении производственных сил.

Молодёжь сегодняшнего дня, наверное, будет смеяться, если им сказать, что при Андропове осуществлялись повсеместно в стране облавы в рабочее время по общественным местам, выявляя тех граждан, кто вместо работы их посещал. Хватали в буквальном смысле слова людей  во время сеанса в кинотеатре, на авто- и железнодорожных вокзалах, в аэропортах. Да  просто на улицах и площадях. А поскольку у задержанных граждан не было с собой оправдательных документов, им приходилось проходить через унижение. Человек с семьёй собрался в отпуск на Чёрное море, а его в аэропорту задерживают для проверки.

Страх, который постепенно улетучился после смерти Сталина, вновь поселился в душах советских граждан. И кто знает, чем бы правление Андропова в итоге закончилось, если бы он 9 февраля 1984 года не ушёл в мир иной.

Много дискуссий проходило на тему, кого готовил престарелый генсек Брежнев на своё место. Больше всех называют фамилию Романова. Но мне кажется, Леонид Ильич «положил» глаз и на бывшего с 18 мая 1967 года по 26 мая 1982 года председателя КГБ Юрия Владимировича Андропова, в мае восемьдесят второго года назначенного вместо Суслова секретарём ЦК КПСС по идеологии. Иначе, зачем ему его было за каких-то пять месяцев с «хвостиком» до своей смерти переводить на работу в аппарат ЦК? Все эти годы Андропов верой и правдой служил генсеку Брежневу. По крайней мере, так казалось со стороны.

Стиль руководства партией со стороны Юрия Владимировича в то же время сильно стал отличаться от Леонида Ильича. Это заметили за рубежом. Если бы Брежнев узнал, что журнал «Time» признал Андропова в 1983 году «Человеком года», в то время как он за восемнадцать лет ни разу на страницы  зарубежного  журнала не попадал, то, наверное, обиделся бы и «принял меры».

На посту генсека Андропов находился чуть больше года, поэтому все мы его хорошо запомнили  в первую очередь на посту председателя КГБ СССР, который он возглавлял ровно пятнадцать лет. Зарекомендовал он себя в этой должности главным борцом с диссидентами и националистами. Примеры: Сахаров, Солженицын и другие.

Однако боролся он с ними не только в своей стране. В 1956 году Юрий Владимирович работал послом в Венгрии, и принял самое активно участие в подавлении венгерского восстания. Не остался  в стороне, возглавляя уже КГБ, и  в 1968 году  от событий «Пражской весны».

После смерти Андропова в феврале 1984 года о нём на время забыли. Город Андропов стал вновь Рыбинском не просто так. Да что там Андропов, если уж о Ленине у нас вспоминать стали в основном 22 апреля и 7 ноября. Правда, Ульяновск так и не стал Симбиоском.

 Разумеется, Юрий Владимирович, вступая на пост генсека ЦК КПСС, не мог этого  себе  представить, а уж о том, что прекратит своё существование Советский Союз, который он с помощью КГБ защищал полтора десятилетия как мог, ему и в кошмарном сне приснится не могло.

12.11.20 г.


Рецензии