Авиация в войне на море

В последнее время я увлекся изучением истории авиации, и интересными фактами и событиями стараюсь поделиться со своими читателями.  Вначале думал, что это может заинтересовать мужчин, но оказалось, что тема интересная и слабому полу, которые пишут об этом мне в переписке в социальных сетях. Поэтому продолжаю освещать эту тему – роль авиации в войне. Недавно я опубликовал материал, как воевали наши летчики на суше, вернее, в воздухе над сушей, а теперь речь пойдет о войне в воздухе над морем.

Должен сразу сказать, что особых успехов у наших летчиков здесь не было, но это связано не с недостатком мастерства, а с особенностями Великой Отечественной войны, где все события разворачивались на суше, и даже военно-морские флоты действовали не самостоятельно, а выполняя приказы командующих фронтов или армии,  действующих на морских побережьях.  Но, тем не менее, были и у наших летчиков потопленные военные корабли, транспорты, в том числе с личным составом сухопутных войск немцев и их союзников, а также с военными грузами.  Но вообще-то таких целей на наших морских театрах военных действия было мало.

Самым известным подвигом советских летчиков морской авиации были бомбежки Берлина в 1941 году. Можно  сказать, что американцы бомбежками Токио через год лишь повторили подвиг наших летчиков, хотя американцам было немного труднее. Они взлетали с палубы авианосца на самолетах, не приспособленных для этого,  да и летели в неизвестность, где их должны были встречать китайцы войск Чан Кайши, союзника США.  А наши летчики летали со стационарного аэродрома и на него же приземлялись.

Летать над морем совсем не то, что над землей.  Если случиться авария или собьют, прыгать с парашютом приходится не на землю, а на водную поверхность, что намного опаснее. Да и подберут тебя в этом случае, неизвестно. У американцев с этим дело обстояло лучше. Много летчиков, сбитых над Тихим океаном, они спасали.  Правда, случалось подбирать трупы летчиков, обглоданные акулами. Найти точные цифры спасенных летчиков в интернете мне не удалось. Спасибо, если их подбирали  подводные лодки, надводные корабли, которые обычно сопровождали  налеты авианосцев на вражеские территории или корабли.  Но речь не идет о тысячах спасений, как мне кажется.

Авиацию, действующую над морем, надо разделить на две большие группы. Это обычные самолеты сухопутных  войск, а так же палубная авиация, действующая с авианосцев или других специальных судов. Для палубной авиации строили несколько другие самолеты, в первую очередь, со складывающимися крыльями, чтобы их можно было больше разместить в небольших ангарах линкоров и авианосцев. Разве что самолеты, которые бомбили Токио у американцев, и первые тихоходные торпедоносцы у англичан не имели складывающихся крыльев. Первые были для разового взлета в палубы авианосцы и намного больше, чем палубные бомбардировщики, а вторые были бипланами, т.е. имели по две пары крыльев.

О том, что авиация может сыграть какую-то роль в войне на море, задумались еще в годы Первой мировой войны. Но тогда самолеты были допотопными, обладали небольшой скоростью полета, и, в первую очередь являлись корректировщиками артиллерийского огня крупных кораблей.  Для этих целей чаще использовали воздушные аэростаты, поднимаемые над кораблями.  Но в период между мировыми войнами авиация сделала большой шаг вперед.  Самолеты стали летать намного быстрее, были намного маневреннее, могли подниматься на большую высоту, нести на себе пулеметы, небольшие орудия и бомбы, что делало их ударным видом. Но эти изменение коснулись в первую очередь авиации сухопутных сил. На авианосцах и некоторых линкорах были по-прежнему тихоходные и неманевренные самолеты, поэтому их использование вначале войны было ограничено. К тому же много адмиралы очень скептически относились к авиации на своих кораблях. Они считали, что войну на море выиграют дредноуты, огромные корабли линкоры, со своей мощной артиллерией.  Но некоторые страны все же строили свои авианосцы, в первую очередь «владычица морей» Британия, США, Япония. Но в начале Второй мировой войны появилась возможность продемонстрировать силу авиации.

Взлет самолета с плавучего аэродрома имеет свои особенности. Во-первых, очень короткая взлетная палуба. Чтобы самолет успел набрать скорость, достаточную для взлета, авианосец  вставал носом против ветра и давал самый полный ход.  Самолет, стоя на старте, старался довести работу двигателей до максимальных оборотов, и лишь затем пилот отпускал тормоза на шасси. Самолет после короткого разбега срывался с полетной палубы и часто чуть опускался, но затем поток встречного воздуха позволял ему набирать высоту.  А морскую авиацию брали наиболее подготовленных пилотов.

Атака Таранто (12 ноября 1940 год) — налёт британской палубной авиации на итальянскую военно-морскую базу в Таранто во время Второй мировой войны.

В результате атаки один линкор был потоплен и два серьезно повреждены; флот Великобритании захватил инициативу в Средиземном море. Атака доказала возможность эффективных действий палубной авиации против тяжёлых судов, находящихся в защищенной гавани. Операция послужила образцом для японской атаки Пёрл-Харбора в 1941 году.

Но некоторые считали, что авиация успешна при атаке на стоящие корабли, а в идущий на полном ходу корабль попасть намного сложнее. Но два события уже 1941 года показали ошибочность этих рассуждений. В охоте на немецкий линкор «Бисмарк» приняли участие многие британские корабли, а том числе авианосец. Торпеда, пущенная  с тихоходного самолета-торпедоносца, попала в корму линкора, взрыв заклинил его руль, и тот мог двигаться только по циркуляции. Это позволило английской эскадре догнать «Бисмарк» и в ходе артиллерийской перестрелки  превратить красавец-линкор в груду металла.

Но один из английских линкоров, участвующий в этом поединке с «Бисмарком»,  «Принц Уэльский», меньше чем через полгода был потоплен японскими самолетами в открытом море, на полном ходу. Вместе с ним пошел на дно еще один крупный корабль, и Сингапур, в то время база Британии в Юго-Восточной Азии,  остался без мощной поддержки флота и был захвачен японцами атакой с суши.  Правда, налет на британские корабли осуществляли самолеты сухопутных войск Японии.

Про атаку палубной авиации Японии и о битве у атолла Мидуэй между японским и американскими авианосцами,  у меня есть отдельный материал. http://proza.ru/2020/07/28/497.

Адмирал Ямомото, который перед войной был военно-морским атташе в США, прекрасно знал возможности судостроительных заводов Америки, и не питал иллюзий, что Япония сможет победить в войне. Он надеялся в первые полгода войны нанести несколько серьезных поражений американскому флоту, уничтожить их авианосцы, и пойти на мирные переговоры на почетных для Японии условиях. Но когда узнал, что японский флот напал на Перл-Харбор до официального объявления войны, понял, что американцы на это не пойдут, им надо будет отомстить за свое унижение на Гавайях. Так и произошло.  Но за эти полгода японский авианосный флот нанес серьезные поражения британцам в Индийском океане, потопив несколько кораблей и среди них авианосец,  флот помог сухопутным силам захватить множество островов в Юго-Восточной Азии, и тем самым обеспечить промышленность Японии большинством необходимых природных ресурсов. Но затем инициатива перешла к американцам.

Я видел пару документальных фильмов, как американцы строили самолеты и корабли в годы Второй мировой войны.  Не только действующие заводы занимались этим, появились еще несколько крупных судостроительных верфей, на которых, как горячие пирожки, делали военные корабли и транспорты типа Либерти.  Огромное количество ударных авианосцев типа Эссекс дали преимущество американскому флоту на Тихом океане в войне с японским флотом,  а конвойные авианосцы в Атлантике загнали немецкие подводные лодки под воду. Тем пришлось совершать переходы из военно-морских баз во Франции до мест вероятного перехвата конвоев союзников в подводной положении. Скорость  субмарин под водой в 1,5 раза меньше, чем в надводном положении, поэтому время пребывания на позициях уменьшалось.  Да и во время атак субмарин в дневное время самолеты с конвойных авианосцев не давали немецким подводникам выходить на удобные позиции для атаки. Заметив перископ подводной лодки, летчик вызывал корабль сопровождения, и на субмарины падали глубинные бомбы.  Да и сами самолеты по радарам видели в ночи немецкие субмарины в надводном положении, подлетали к ним, освещали прожектором,  и на лодки падали бомбы. Немало немецких субмарин погибли после таких атак самолетов.

Вообще появление радаров в американском и английском флоте поставило крест на использовании самолетов с линкоров как корректировщиков артиллерийского огня.  А немцам приходилось это делать,  хотя по тихоходным самолетам  стреляли многочисленные зенитки кораблей.  Но это случалось крайне редко.  После потери «Бисмарка» Гитлер категорически запретил крупным кораблям своего флота вступать в артиллерийские дуэли с кораблями противника. Но вот пару рейдов в северные широты его линкоры совершили. Самолеты на них использовались в качестве дальних разведчиков. Запускаемые с катапульты гидросамолеты после полета садились на воду рядом с линкором, который специальным краном поднимал их на борт, и потом они помещались в специальный ангар. На некоторых линкорах было по 2, а то и 3 таких гидросамолета.

А вот за немецкими летчиками таких побед было намного меньше.  Люфтваффе в первую очередь использовалось в интересах сухопутный войск,  и рейды на английские военно-морские базы были не так часты. Наш флот в Балтийском море понес потери от авианалетов и при переходе из Таллина в Кронштадт в 1941 году, и  на стоянках в самом Кронштадте и Ленинграде.  А на Черном море после захвата немцами Крыма их самолеты с этого «непотопляемого авианосца» контролировали большую часть акватории Черного моря, и немало наших кораблей и транспортов погибло под бомбами немецких бомбардировщиков.  А вот своей, по-настоящему палубной авиации в Германии так и не появилось, хотя они с середины 30-х годов начали строить свой авианосец «Граф Цеппелин». 

Не имея опыта и знаний по строительству подобных кораблей, немцы взяли его у японцев, уже имевших к этому такой опыт переделки крейсеров в авианосцы. Такими были самые большие японские авианосцы «Акаги» и Кага».  Вот что известно о первом.

Корабль был заложен на верфи «Kure Naval Arsenal» как линейный крейсер, но с 1920 г. начал достраиваться как авианосец. Принят на вооружение в 1927 г. Авианосец имел трехъярусную палубу и три лифта. В 1935-1938 гг. корабль прошел модернизацию.  ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 36,5 тыс. т, полное – 42,7 тыс. т; длина – 250 м; ширина – 31 м; осадка – 8,7 м; скорость – 31 узл.; энергетические установки – 4 паротурбинные установки и 19 паровых котла; мощность – 133 тыс. л.с.; запас топлива –5,8 тыс. т. нефти; дальность плавания – 8,2 тыс. миль; экипаж – 2 000 человек. Бронирование: борт – 152 мм; палуба 57-79 мм; башни – 25-мм. Вооружение: 6х1 – 200-мм орудий; 6х2 – 120-мм орудий; 14х2 – 25-мм зенитных автоматов; 91 самолет.

Оба авианосца, и «Агаки», и «Кага», принимали участие в нападении на Перл-Харбор и были потоплены палубной авиацией с авианосцев США в районе атолла Мидуэй.

Но если немцы так и не смогли достроить свой авианосец, хотя его готовность была примерно 85% к началу Второй мировой войны, то японская палубная авиация сыграла огромную роль в войне на Тихом океане.

Колониальные страны (США, Великобритания и другие) рассматривали азиатские территории лишь с точки зрения источников полезных ископаемых – они добывали там каучук, олово, искали нефть. Япония была не согласна с таким положением вещей. Тем более, что она и сама претендовала на использование этих полезных ископаемых в своих целях. В частности, возник спор по поводу территории Индокитая, некоторых регионов Индии, Сингапура и других государств. Ввиду этого Император Японии активно готовился к войне. При этом он понимал, что основные баталии будут происходить в море, поэтому серьезно развивал кораблестроение. В связи с началом войны все предыдущие договоренности были отменены и страны, в том числе Япония, начали активное строительство авианосцев.

Сложные отношения между Америкой и Японией начались задолго до 40-х годов 20 века. Перед началом Второй мировой войны Соединенные Штаты распространяли зону своего влияния на азиатское побережье Тихого океана, они хотели подчинить себе страны, имеющие большие запасы нефти, каучука и других полезных ископаемых. Япония выступала резко против такого положения вещей, вследствие чего, запланировала нападение на военное базирование Америки на территории Гавайских островов.

К началу Второй мировой войны Япония имела 10 авианосцев, что являлось самым большим количеством в мире. Например, США в те годы имели всего 7 авианесущих кораблей, при этом им необходимо было размещать их по обе стороны Америки – в Тихом и Атлантическом океане. Но стоит отметить, что линейные корабли США значительно превышали японские как по качеству, так и по количеству.

Имея в своем арсенале уже некоторое количество авианосцев, было принято решение классифицировать их в соответствии с размерами и предназначением: большие, средние и малые авианосцы. Стоить отметить, что это была неофициальная систематизация, формально существовал просто класс «Авианосец» – так называли и небольшой «Хосё», и огромные аналоги. Главное отличие больших от малых авианосных судов выражалось в их размере. Средние же корабли были представлены одним проектом – «Сорю»,  впоследствии «Хирю» и «Унрю». Существовал еще один подвид авианосцев, который отличался от вышеприведенных – плавбаза для гидросамолетов – воздушных аппаратов, взлетающих и садящихся на водное пространство.

При этом стоит отметить, что в мире существовало следующая классификация авианосцев:
Тяжелые авианосные судна – корабли, имеющие на вооружении свыше 70 самолетов и выполняющие роль ударного мощного вооружения ВМФ;

Эскортные авианосцы – такие судна выполняли функцию сопровождения, на борту находилось не более 60 самолетов, такие корабли зачастую были преобразованы из гражданских судов;

Легкие авианосцы – относительно небольшие корабли, вмещающие до 50 воздушных аппаратов.

Атака на Перл-Харбор
Декабрьским утром 1941 года было совершено 2 налета на американский Перл-Харбор со стороны Японского императорского флота. В этих налетах приняло участие более 350 самолетов, базировавшихся на 6 авианосцах. В итоге было уничтожено 15 военных американских судов. Однако основные современные корабли США в этот период находились за пределами Гавайских островов и, естественно, не пострадали. Америка в тот же день объявила Японии войну и оперативно направила в зону атаки свои боевые силы.

При атаке на Перл-Харбор соединение японского флота состояло из 6 авианосцев и их эскортных кораблей: 3 крейсера, 2 линкора, 9 эсминцев и 6 субмарин. При атаке было задействовано 3 вида самолетов:
Истребители «Зеро» – содержали 2 бомбы размером 60 кг каждая, 20-мм пушки и пулеметы;
Торпедоносцы «Кейт» – торпеда или 800 кг бомба;
Бомбардировщики «Вэл» – 2 бомбы размером 60 кг и 1 – 250 кг.

Примечательно, что через полгода четыре из шести участвовавших в нападении авианосцев Японии были потоплены силами ВМФ США. Произошло это событие в результате сражений у атолла Мидуэй.

Битва за Мидуэй
В июне 1942 года на Тихом океане произошла еще одна схватка между Японией и США. Подготовка к операции за Мидуэй являла собой один из ряда шагов, необходимых для увеличения безопасной зоны для Японии. Не изменяя своим правилам, так же как и в Перл-Харборе, нападение должно было быть внезапным, а исход быстрым. Однако США сумели расшифровать несколько посланий, перехваченных между японскими военными формированиями. В этих шифровках была указана новая цель AF и дата нападения. США сомневались, какая именно база подразумевается под этой аббревиатурой. И тогда они распространили информацию о том, что на Мидуэй не хватает воды. Через короткий промежуток времени была получена новая шифровка о том, что у AF не достаточно воды. Таким образом, ВМФ Америки заблаговременно подготовились к бою у атолла и отправили туда 3 свои авианосца. Впрочем, по количеству кораблей Япония по-прежнему превосходила американский флот.

Первый удар был нанесен со стороны США, его нанесли самолеты с атолла Мидуэй,  и это было крайне неожиданным для Императорского флота. В  последующем Америка сумела отстоять свою военную базу. В этом бою они потеряли один авианосец, эсминец и около 300 человек. Япония же лишилась 4 авианосцев, 1 крейсера, 248 самолетов и более 2500 человек. Это столкновение стало переворотным для Японии. Здесь они потеряли свой основной летный состав авианосцев. Технику можно было восстановить, однако профессиональных пилотов быстро воспитать было невозможно.

Сражение в заливе Лейте
Эта битва стала самой крупной за всю историю морских сражений. Она длилась 4 дня осенью 1944 года. Ситуация для Японии осложнялась тем, что в ходе недавней битвы в Филиппинском море погибли оставшиеся опытные пилоты. В результате чего впервые была использована тактика камикадзе, когда пилоты-смертники направляли свое воздушное судно на вражеский корабль. После многодневных боев Япония потерпела поражение, потеряла все 4 задействованных авианосца и еще 15 кораблей

Так что в годы Второй мировой войны авиация показала свою силу и свою роль в решении стратегических задач как на суше, так и на море.  Все последующие военные столкновения происходили с активным участием военной авиации, хотя с появлением баллистических ракет  её роль в качестве основного стратегического оружия снизилась.  Помимо авиации, для этой цели служат атомные и дизель-электрические подводные лодки с баллистическими и крылатыми ракетами на борту,  и ядерные баллистические ракеты шахтного базирования.


Рецензии