Обращение-молитва к Богородице

На *Казанскую

*Казанская икона Божией Матери — почитаемая чудотворной икона Богородицы, явившаяся в Казани в 1579 году. Одна из самых чтимых икон Русской православной церкви.

***
04.11.20г

Благодатная, Мария!
Спаса родшая! -Христа!
Помоги, спасти - Россию!
От Голгофы и Креста...

Дай нам! - Разума набраться,
Чтобы  - страсти победить!...
Возродиться и собраться,
Дабы, всуе - Не грешить!...

В день - Народного Единства!
Ниспошли нам - Благо-дать!
Чтобы, устранить! - **Бес-чин-ст-ва!
Жизнь Любить! И Совесть знать...

Благодатная, Мария!
Богородица и Мать!
Освяти нас и помилуй!
Чтоб вернулись - Мощь да Стать!

Стали счастливы народы!
Ощутив Святой Покров!..
На века, лета и годы!
Воссияли - души вновь!!!..

Чтобы память помогала,
Предков помнить и любить!
Чтоб страна вновь краше(нашей) стала,
Труд в почёте - должен быть...

А.В. Козак

Доп. Информация из открытых источников:

История почитания

Один из старейших существующих списков — романово-ярославский — в ризе 1881 года. Ярославский музей-заповедник

До 1630-х годов икона почиталась местно, в Казанской епархии, хотя ещё в 1579 году список с Казанской иконы был отправлен в Москву царю Ивану IV (Грозному).

В 1594 году митрополит Казанский Гермоген составил «Повесть и чюдеса Пречистые Богородицы, честнаго и славнаго Ея явления образа, иже в Казани». Согласно этому источнику, чудеса от иконы начались ещё при её перенесении с места явления во храм: исцелились двое слепых, участвовавших в процессии.

В 1606 году митрополит Гермоген стал Патриархом Московским и всея Руси, сыграв особую роль в преодолении Смуты. К началу 1611 года для большинства людей (как патриотов, так и интервентов и изменнического боярского правительства) он стал главой патриотического движения.

Патриарх Гермоген благословил первое народное ополчение, призванное освободить Москву от польско-литовской оккупации. Когда ополчение стояло под стенами Москвы, протопоп Благовещенского собора Казани привёз «список с явленного образа» Казанской иконы. Казаки встретили образ без должного почтения, что описано в «Новом летописце» 1630-х годов. Первое ополчение потерпело неудачу, распавшись после убийства казаками его главы Прокопия Ляпунова 22 июля 1611 года.

Последняя грамота патриарха Гермогена в Нижний Новгород и Казанскому митрополиту Ефрему, направленная в конце августа 1611 года с призывом твёрдо стоять «за Пречистой дом, и за чудотворцов, и за веру», послужила мощным импульсом к созданию второго ополчения.

Осенью того же года протопоп Казанского Благовещенского собора находился с иконой в Ярославле в ожидании возможности сплавиться вниз по Волге в Казань. Прибывшая в это время из Нижнего Новгорода рать князя Дмитрия Пожарского (Второе народное ополчение) «пожелала иметь икону с собою, а в Казань послали список с неё».

История перемещений списков иконы в это время запутана и не может быть восстановлена с точностью. В описываемое время в Ярославле уже существовал женский монастырь в честь Казанской иконы Божией Матери, где имелся собственный список с чудотворной иконы, явленный ещё в 1588 году.

22 августа 1612 года у Новодевичьего монастыря началось решающее сражение Второго ополчения с войсками гетмана Ходкевича, которое завершилось поражением польских войск, несмотря на их численное превосходство. «Руководители Второго ополчения истолковали явление иконы под Новодевичьем монастырём как то чудо, благодаря которому Новодевичий монастырь был взят и освобождён от части гарнизона польско-литовских войск. И затем она действительно сопровождала Второе ополчение».

Эта победа Пожарского предопределила падение польско-литовского гарнизона Московского кремля, который через два месяца сдался. Переговоры о сдаче начались 22 октября, а 27 октября народное ополчение торжественно вступило в Кремль.

Казанская икона была поставлена в приходском храме Пожарских — церкви Введения на Лубянке, во Псковичах — и по инициативе князя в Москве было установлено местное празднование иконе 22 октября.

Общегосударственное почитание иконы стали вводить в конце 1620-х годов в связи с подготовкой к новой войне с поляками за освобождение Смоленска (покровительницей которого считалась другая икона типа «Путеводительница»). В это время на средства князя Пожарского на Красной площади был построен новый храм в честь иконы, куда был перенесён с Лубянки её «московский» список. После разрушения Казанского собора в 1936 году этот список был перенесён в Богоявленский Елоховский собор.


Храм в Коломенском

В 1649 году по случаю рождения в 1648 году на праздник «чудотворныя иконы Казанския, во время всенощного пения» наследника престола царевича Димитрия царь Алексей Михайлович повелел праздновать 22 октября Казанской иконе «во всех городах по вся годы». В подтверждение нового статуса иконы при Коломенском царском дворце была заложена домовая церковь в честь Казанской иконы.

В продолжение последующих 150 лет десятки официально чтимых местных списков Казанской иконы распространились по многим епархиям Русской церкви.
Казанской иконе ныне посвящены сотни храмов и монастырей, разбросанных по бывшим провинциям Российской империи.

В 1768 году императрица Екатерина II украсила оклад Казанской иконы Богородицы в Казанском Богородицком монастыре своей бриллиантовою короной. К XIX веку казанский образ почитался в России не меньше, чем древние иконы Владимирская и Смоленская.

В конце XX века получили распространение городские легенды о связи иконы с митрополитом Гор Ливанских Илиёй и об особой роли иконы в Великой Отечественной войне.

Кража и уничтожение

Казанский Богородицкий монастырь

Уже в XIX веке не было полной ясности, где находился подлинник явленной иконы, но большинство авторов склонялось к тому, что он оставался в Казанском Богородицком монастыре.

В ночь на 29 июня (12 июля) 1904 года из Богородицкого монастыря икона была похищена вместе с образом Спасителя в драгоценных ризах; обе иконы были украшены драгоценностями на сумму до 100 тысяч рублей; были похищены также деньги из свечных ящиков.

Похитителя нашли: им оказался Варфоломей Чайкин (Стоян), крестьянин двадцати восьми лет. Он утверждал, что драгоценности и оклад образа продал, а саму икону расколол и сжёг в печи, что было подтверждено следственными действиями и судом присяжных.

Впоследствии он не раз менял свои показания; возникало много версий, что икона не была уничтожена, в частности, что на самом деле была украдена копия иконы, а также что икону Чайкин за огромную сумму перепродал старообрядцам.

Среди насельниц Казанского Богородицкого женского монастыря ходило предание, согласно которому последняя игуменья Казанского Богородицкого монастыря (после нескольких попыток похищения чудотворного образа грабителями) имела обычай на ночь подменять под окладом подлинную икону списком, и что похищенная ночью Стояном-Чайкиным икона была всего лишь списком иконы.

Существует предположение, что подлинник иконы в настоящее время находится в храме Ярославских Чудотворцев на Арском кладбище в Казани. Однако искусствовед Н. Н. Чугреева по стилистическим критериям не подтверждает атрибуцию этой иконы как явленной.

При обследовании этой иконы в 2002 году во время проходившей в Казани международной конференции «Христианство в Волго-Уральском регионе» было установлено, что она относится ко второй половине XVIII века.

Списки и праздники
Казанская летняя и Казанская осенняя

В начале XVII века в Ярославле создано «Сказание вкратце о новом девичьем монастыре, что в Ярославле в остроге Большой Осыпи, и о чудотворном образе Пречистой Богородицы». В этом памятнике рассказывается, что городской Казанский монастырь возник после снятия с Ярославля осады интервентов (весна 1609 года), за которое ярославцы благодарили явление Богородицы местному священнослужителю.

Главной святыней обители стала икона Казанской Богоматери, явившаяся в 1588 году в Тетюшах романовскому купцу Герасиму Трофимову и хранившаяся до начала Смуты на берегу Волги в городе Романове-Борисоглебске].


Список из Казанского собора в Петербурге

В 1657 году патриарх Никон преподнёс Маркову мужскому монастырю в Витебске его главную по сей день святыню — список Казанской иконы Божией Матери. Икона была подарена от имени царя Алексея Михайловича.

При Петре I, в 1721 году, один из списков чудотворной иконы из Москвы был перенесён в Санкт-Петербург. С 1737 года эта икона находилась в церкви Рождества Богородицы на Невском проспекте, а с 1811 года — в Казанском соборе, построенном на её месте.

Другие местночтимые списки иконы — Вязниковская (год обретения 1624), Нижнеломовская (1643), Тобольская (1661), Тамбовская (1695), Высочиновская (XVIII век), Вышенская (1812). Празднование в честь Казанской иконы и всех упомянутых её списков установлено 8 (21) июля[8].

Московский список, находившийся в Казанском соборе на Никольской улице, чествуется 22 октября (4 ноября). С 2005 года этот день отмечается в России как общегосударственный праздник — День народного единства.

По гораздо более позднему преданию, в 1621 году в селе Богородском под Уфой состоялось явление ещё одной версии Казанской иконы, которая именуется ныне Богородско-Уфимской. Празднование в честь этой иконы установлено 6 (19) июля.

Каплуновская икона явилась 11 сентября 1689 года во сне священнику села Каплуновка Харьковской епархии, после чего была приобретена им в материальной форме у проезжего иконописца. Местное предание приписывает этой иконе победу в Полтавской битве. С 1766 года эта икона чествуется в день её явления 11 (24) сентября.

«Ватиканский» образ Казанской

Копия Казанского образа, оставшаяся в русской церкви в Фатиме

Ватиканский список иконы в Крестовоздвиженском храме Казанского Богородицкого монастыря

Образ оказался за границей: в 1950 году его приобрёл для своей коллекции Фредерик Митчелл-Хеджес. С 1959 года архиепископ Иоанн (Шаховской) пытался собирать средства в русской диаспоре для выкупа иконы, в 1964 году она была привезена в домовый храм при Русском центре Фордемского университета, затем выставлена на Всемирной выставке в Нью-Йорке.

В 1970 году русские католики привлекли американскую организацию мирян «Голубая армия» (англ. Blue Army of Our Lady of Fatima), и с её финансовой помощью образ был выкуплен и передан в Фатиму в специально построенную для этого Успенскую церковь, её освятил епископ Андрей (Катков). Настоятелям храма служил Павел Близнецов.

С марта 1993 года икона находилась в личных покоях папы Иоанна Павла II. Передача этой иконы Русской православной церкви в 2004 году была интерпретирована в России как дипломатическая уловка с целью получить согласие РПЦ на приезд папы в Россию.

Искусствовед Н. Н. Чугреева дала такую характеристику Казанского образа из Ватикана:

Казанская икона, находящаяся в Ватикане, представляет собой список с явленного в Казани образа, который по стилю письма можно отнести к живописной традиции Поволжья и датировать первой половиной — серединой XVIII века. Иконография образа отличается от ранних списков с явленного образа: тип Лика Богоматери не «грекофильский», а более «русифицированный», взгляд Её и Лик более, чем на древних образах, обращён к предстоящим, что характерно для икон более позднего времени; благословение Младенца Христа не двуперстное, как на явленной иконе, а именословное. Драгоценный оклад образа, по мнению специалистов, может быть отнесён по характеру орнаментики к началу (первой трети) XIX века.

«Ватиканская» икона была доставлена в Москву делегацией во главе с кардиналом Вальтером Каспером и 28 августа 2004 года в Успенском соборе Московского Кремля преподнесена Патриарху Алексию II[28], который поместил её в своей резиденции.


Крестный ход к месту обретения Казанской иконы Божией Матери (Казань, 21 июля 2015 года)

Доставка образа в Казань вызвала протесты со стороны некоторых националистических татарских организаций, в частности, Всетатарского общественного центра (ВТОЦ), президиум которого обратился к папе римскому с открытым письмом, где говорилось, что вокруг иконы «раздуваются сомнительные страсти».

Находясь в июле 2005 года с визитом в Казани, патриарх Алексий II после литургии в Благовещенском соборе Казанского кремля передал образ Казанской епархии: икона была помещена в Кресто-воздвиженском храме Казанского Богородицкого монастыря.

Ежегодно в Казани 21 июля и 4 ноября проводятся многотысячные крестные ходы с «Ватиканским» образом из Благовещенского собора Казанского Кремля до места обретения иконы — Казанского Богородицкого монастыря. Эта древняя традиция была возрождена в начале 2000-х годов. Она собирает православных верующих не только из Казани и других городов и районов Татарстана, но и паломников из других регионов России и зарубежных стран.

Особой торжественностью отличался крестный ход 21 июля 2005 года, в котором приняли участие патриарх Алексий II и многочисленные представители православного духовенства России.

С 2013 года крестные ходы к месту обретения Казанской иконы Божией Матери проходят по несколько изменённому маршруту — вокруг Казанского Кремля.

Казанская икона Божией Матери в космосе

13 марта 2011 года, в первую неделю Великого поста и праздник Торжества Православия, по окончании Божественной литургии в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл приветствовал присутствовавших на богослужении представителей Федерального космического агентства и вручил руководителю Роскосмоса генерал-полковнику А. Н. Перминову и членам экипажа космического корабля «Юрий Гагарин» российским летчикам -космонавтам А. М. Самокутяеву и А. И. Борисенко Казанскую икону Божией Матери.

Предстоятель сказал:

«Пусть над нашим мятущимся, раздираемым противоречиями миром, в котором так много скорби и человеческого горя, простирается Покров Пречистой Царицы Небесной. В этом смысле российские космонавты, помимо своих очень сложных и важных профессиональных обязанностей, будут осуществлять и некую духовную миссию».

7 апреля 2011 космический корабль «Юрий Гагарин» доставил икону на Международную космическую станцию. Икона будет храниться в российском сегменте станции.

** "Зри в корень" К. Прутков

*Бес - чин - ст - во

БЕСЧИНИЕ,

- бесчинство ср. или бесчинность ж. нарушение чина, приличия, пристойности, нравственности, вежества, обычая;
- бесчиние, высшая степень, буйство, своеволие;
- бесчинность, нарушение светского приличия.

Бесчинный, нарушающий благочиние.

Бесчинник м. бесчинница ж. поступающий бесчинно.

Бесчинничать или бесчинствовать, нарушать приличие, пристойность, благочиние, покой, порядок; буянить.

Бесчиниться, не стесняться приличиями или вежеством.

бесчинство
 
1. Грубое нарушение правил приличия, общепринятых норм поведения, установленного порядка.
2. перен. Грубое притеснение, жестокое насилие. Толковый словарь Ефремовой

** БЕС

муж. злобное, бесплотное существо, злой дух, демон, сатана, диавол, черт, вельзевул, царь или князь тьмы, царь ада, преисподней;

змий, кромешный, враг, ворог, вражья сила, недруг, неистовый, лукавый, нечистый, луканька, не наш, недобрый, нелегкий, нелегкая, нечистая сила, неладный;

соблазнитель, блазнитель, морока, мара, ляхой, игрец, шут, шайтан;

черная, неключимая сила, некошной, ненавистник рода человеческого...


Человек мстительный и злобный, или же хитрый, лукавый, ловкий, изворотливый.

Мелким бесом перед кем рассыпаться, льстить, убедительно склонять кого на свою пользу. Беса тешить, сидя качать ногами, или в обществе много дурить, хохотать, плясать.

Седина в голову (в бороду), а бес в ребро. На седину бес падок. Старого черта, да подпер бес. Подпустил ему бес блошку и вошку. Силен бес: и горами качает, а людьми, что вениками, трясет.

Радостен бес, что отпущен инок в лес. Вина напиться - бесу предаться. В пьяном бес волен. Не надо и беса, коли ты здеся.

Бес беса и хвалит. Дьяволом подложен, бесом опушен. Попался, как бес в перевес. Навели на беса, как бес на болото. Как бес под келью подлез.

Бес и хлеба не ест, да не свят. Богат Бог милостию, а беден, да бес. Беден бес, что у него Бога нет.

От беса крестом, а от свиньи пестом.

Бесовка жен. , урал.-казач. бесиха, ведьма, колдунья; злая баба;


ЧИН

- (чиновник)

— служебный разряд военных и гражданских служащих, с которым связаны определенные права и обязанности.

В России установлены классные чины для прокурорских работников. Военнослужащим в России присваиваются звания воинские.

Чин (по В. И. Далю, «степень жалованного служебного значения, достоинства, класса»)

— степень служебного положения, установленного при придворной, гражданской и военной службе «Табелью о рангах» при императоре Петре I;

- юридический термин в Российской империи, обозначающий звание, в постепенной последовательности присваиваемое лицам, проходящим государственную службу, и сообщающее ему определённые права и преимущества.

Чины; как звание должностного положения, полученное человеком не за древность своего рода, а за его личные заслуги перед государством, появились в России при Алексее Михайловиче с созданием им войск нового строя.

До начала XVIII века в России существовали думные чины...

чин
 
— Порядок, устройство. общ. церковное значение

— Горизонтальный ряд икон; расположенные в несколько ярусов чины образовали древнерусский иконостас.


ХРАМ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ В КОЛОМЕНСКОМ http://kolomenskoe.prihod.ru/page/2/


Рецензии