Четыре части Украины и конфликт между ними

Внутри политического тела Украины существует четыре основных группы, конфликт (или взаимоотношения) между которыми и определяет политическую реальность в стране. Это элита, пассионарии, избиратели и аполитичные
1. Элита (менее 1% населения). На данный момент элита (здесь и далее будет много обобщений) по природе своей носит антигосударственный характер. Элита (политическая, бюрократическая и финансово-экономическая) сформировалась в период первоначального накопления капитала, или проще, в период – грабительского капитализма (90-е). Через этот этап проходили все (большинство) страны. Пророссийская часть элиты хотела (и хочет сейчас) распродавать украинские ресурсы и саму государственность, у них есть купец (Россия). Про-европейская хочет делать все тоже, только их «купец» (ЕС, США и прочий коллективный Запад) хочет не государственность, а интеграцию Украины в цивилизованный мир на их условиях. И финансирует Украину на условиях реформирования, которые относительно благотворны для страны, но бьют по интересам нынешней элиты.
2. Пассионарии (менее 10%), иначе говоря, те, кто составили тело Майдана. Люди, для которых Украина - это ценность. Которые ради нее готовы жертвовать своими личными ресурсами. Они определяет нынешнее относительно независимое (независимое от России) положение Украины. А также ее конфликт с той же Россией. Будь эта категория менее влиятельной, Украины была бы той же Белоруссией. Проблема пассионариев в том, что у них нет ресурсов для того чтобы стать элитой.
Эта группа еще не стала движущей силой, и является скорее сдерживающей. Сдерживающей Украину от потери государственности. В той же Беларуссии пассионарии просто являются маргиналами. Как маргинализирован там и белорусский язык. 
Коллективный Запад инвестирует в пассионариев (различные общественные организации), так как рассчитывает на них, как на будущую элиту. И испытывает отвращение к элите действующей. С которой ведет диалог, потому что других легитимных государственников у нас нет.
3. Избиратели (менее 60%). То есть те, кто вовлечены в электоральный процесс. Основной украинский избиратель наивен и/или циничен и голосует за того, кто обещает сладкое (но не имеющие отношение к реальности) будущее или платит прямо сейчас. Этот самый избиратель не хочет слышать про черчиллевские «кровь, пот и слезы». Порошенковские лозунги про «армию, язык, веру» его тоже не особо увлекают. Условно говоря, наивный электорат голосует за «повышение зарплат и пенсий уже завтра», а циничный – за продуктовый набор прямо сегодня. Позиция избирателя – одна из ключевых причин того, что электоральный процесс принимает форму замкнутого круга. Избиратель голосует за тех, кто продолжает сидеть на потоках, а потом снова покупает телеэфир и продуктовые наборы. Первая и третья группа образует условно гармоничное взаимодействие, которое тянет страну в жопу. Первая группа, в случае чего, соскочит за «золотых парашютах», а третья останется у разбитого корыта.
Третья группа не понимает вторую и считает их в лучшем случае «майданутыми», а в худшем – врагами государственности.
Вторая группа барахтается в болоте консенсуса первой и третьей группы и пытается влиять на обе. Но, повторюсь, ресурса не хватает.   
4. Аполитичные (менее 40%). Это те, кто слали всех в жопу и не ходят даже на выборы.
Вторая группа имела наибольший потенциал для перемен в правилах игры сразу после Евромайдана. Но аннексия Крыма и война на Донбассе привели к тому, что пассионарии были вынуждены разбить свою активность на два направления. Противодействие агрессии и борьба с элитой.
Путин ударил именно в тот переломный момент, когда пассионарии имели максимальные возможности для того, чтобы изменить баланс сил в Украине. И захлопнул окно возможностей. 
Особенно очевидно стало после местных выборов 2015 года, что страна практически вернулась к балансу 2013 года. С некоторыми переменами. Значительная часть пророссийских избирателей осталась в Крыму, ОРЛО и ОРДО или эмигрировала в Россию. Также, значительная часть пророссийских украинцев после испытанного шока 2014 года стали настроены более антироссийски, чем те, кто всегда были ориентированы на Европу.
В итоге мы имеем то, что про-российский кандидат в президенты (Бойко) не входит даже в тройку лидеров. Порошенко, Тимошенко и Зеленский, все трое говорят о необходимости взаимодействия и интеграции в ЕС и НАТО.
Элита осталась прежней (Порошенко, Тимошенко, Гриценко, Бойко и др. крутятся в политике с девяностых или начала нулевых), только у наивной части электората появился свой мощный кандидат – Зеленский.
После того, как элита снова купит одних и облапошит других избирателей, проведет президентские и парламентские (осень 2019 г.) выборы, образуется новый баланс сил между прежними политиками. Зеленский, если получит хорошие результаты на выборах 2019 г., сам, или со своей  партией «Слуга народа», в силу неопытности и связанности с одним из олигархических кланов, как минимум первое время, будет вести себя в той же парадигме элиты.
Виталий Кличко, например, демонстрирует такой же стиль управления, что и его коллеги по элитной группе. Тут славное прошлое не играет принципиальной роли.
От крена в сторону России элиту будет продолжать сдерживать вторая группа – пассионарии. Они способны организовать массовое сопротивление элите, которое (сопротивление) теперь еще может быть и вооруженным. Продажа государственности (купец – Россия) останется невозможной. Продажа внутренних ресурсов продолжится. Медленное (под давлением ЕС и МВФ) реформирование страны - тоже.
При сохранении данного положения вещей, ползучий дрейф в сторону цивилизованного мира для Украины растянется на десятки лет. Можно сказать, что действующие пассионарии реальные перемены не застанут, и останутся непонятыми избирателями и аполитичными. Только дети всех четырех групп смогут увидеть реальные последствия этой интеграции с коллективным Западом.


Рецензии