Мировая культура. Константин Великий

Борьба римских императоров с христианами растянулась почти на четыре века. Христиане победили в конфликте с императорской властью, потому что царство их "не от мира сего...".
  При императоре Константине (306 - 337), прозванном Великим, христианская церковь стала легальной. Он много потрудился для упрочения христианства, его труды сравнивали с апостольскими трудами и поэтому церковь признала его равноапостольным.
  Епископ и историк Евсевий пишет, что Константин " признал безумием попусту держаться богов несуществующих и после стольких доказательств оставаться в заблуждении. Посему он убедился, что должно чтить Бога Отца своего".
  Он был мудрым правителем, и своим указом обьявил полную веротерпимость в империи. В 313 году император издал Медиоланский (Миланский) эдикт, согласно которому христианская религия становилась равноправной со всеми другими. Константин признал христианство одной из официальных религий Римской империи. Отнятые во время гонений храмы им надлежало вернуть и разрешалось строить новые, можно было свободно отправлять религиозные обряды и проводить праздники.
  Константин понимал, что его империю разврата и междуусобиц может повернуть к нормальной жизни и обновить в нравственном отношении только христианское вероучение. Сам он изучил его в совершенстве и по возможности применял на практике. Он отменил смертную казнь и кровавые игрища в цирке, принял под свое попечительство сирот и брошенных детей, проявил милосердие к бедным и увечным. Константин вновь соединил Римскую империю в единое государство, он воздвиг себе новую столицу - Константинополь на берегах пролива Босфор на месте древней мегарской колонии Византий. В 330 году состоялось освещение города и провозглашение его новой столицей Римской империи.
  К этому времени христианская церковь уже оформилась как структура. Соборами по территориальному признаку руководили священники. Приходы соединялись в епархии, которыми руководили епископы. Самое большое влияние было у римских и александрийских епископов, позднее они приняли титул "Папа". А также епископ константинопольский, которого называли - " Вселенский". Сложилась система богослужений, которая в основных своих чертах сохранияется и в наши дни. Христианская община разделяется на клир и мир, то есть - духовнство и мирян.
  Константин построил в Риме несколько больших церквей. В 312 году он подарил римскому епископу часть Латеранского дворца, а позднее приказал пристроить к епископскому дворцу огромную церковь Христа Спасителя.
  Теперь по архитектуре: образцом для первых христианских церквей послужили не античные храмы, а базилики. Небольшие античные храмы не могли вместить много молящихся, и единственным типом здания, расчитанным на большое количество людей, была базилика. Она состояла из одного огромного зала прямоугольной формы, внутреннее пространство которой рядами колонн делилось на несколько продольных помещений и предназначалось для зала суда, там оглашались постановления, совершались всевозможные сделки, а теперь оно было единственным в своем роде архитектурным сооружением, предназначенным для христианского Божьего дома.  Окна находились в верхней части стен над колоннадами, а центральная часть крыши поднималась значительно выше ее краев. Позднее она приняла форму купола. Христианские церкви в Риме стали называть базиликами. Кстати, католические костелы и по сей день - это базилики.
  По повелению Константина в 324 году в Риме в Ватикане на том месте, где находилась могила апостола Петра, начали строить базилику Святого Петра. Согласно преданию первым главой христианской общины в Риме был апостол Петр. В 67 году (по другим данным в 64), он был казнен на арене цирка Калигулы и похоронен недалеко от него. Так вот, примерно на этом самом месте где находилась его могила, император сам копал землю под фундамент и вынес двенадцать корзин земли в честь двенадцати апостолов. За пределами городских стен на Остийской дороге над древним погребением, где, как предполагается, покоятся останки апостола Павла, также была построена церковь, а на Аврелиевой дороге - церковь Святого Лаврентия на месте его погребения.
   
  Константин созвал в Никее первый Вселенский собор, который утвердил основные догматы ортодоксального христианства, оформил иерархию христианской Церкви. Никейский собор должен был дать оценку учению александрийского пресвитера Ария, который отвергал основной догмат христианской религии - учение о Святой Троице. Талантливый и даровитый человек, Арий обладал способностью привлекать к себе внимание слушателей. Поэтому его учение распространилось очень широко. Значительное число епископов последовало за Арием. Император Константин обратился к нему с личным посланием, в котором предлагал сделать все разумное для сохранения единства церкви. Послание не подействовало, и вопрос об учении Ария был поставлен на Соборе, который осудил этого деятеля и его учение как ересь.

(Продолжение в главе "Запад и Восток").


 


Рецензии