Бомба! Настоящая Бомба!
Прошедший не так давно на канале Россия фильм "Бомба" – это настоящая БОМБА! Для меня, по крайней мере. Еще не зная о нем, несколько лет назад я выложил на своей страничке вот этот материал - http://proza.ru/2018/06/30/67
А сейчас хочу дополнить его некоторыми малоизвестными читателям фактами.
Про то чем занимались в Сарове, я рассказал –предположил в том своем тексте (про имплозию). Это и показали в фильме. Т.е. взрывы по обжатию металлического шара плутония. Только там в Сарове использовался нерадиоактивный металл с похожими физическими характеристиками.
А еще интересна фигура Ванникова – наркома боеприпасов. Роль его в атомном проекте не до конца была мне понятна. Но вот здесь по фильму прояснилось. Человек был арестован еще в 41-м. Выпущен, и возвращен на высокую должность наркома боеприпасов после личной встрече со Сталиным. Это нечто! А по фильму я что-то понял его участие в атомном проекте. Он, кроме всего, определял и утверждал личности ранее репрессированных специалистов нужных в этом проекте! И свое использовал в полной мере. А вскользь брошенная им фраза Курчатову – «Я всего полтора месяца посидел на Лубянке! И мне этого хватило!».
На доме в Большом Казенном переулке, что против Курского вокзала висит мемориальная доска с его барельефом. И на ней же упомянуто, что в этом доме с 1949 года и по … жил Борис Львович Ванников. Нарком боеприпасов и… А скончался он в начале 60-х от лучевой болезни в возрасте 64 лет. И обратите внимание. С 1949-го. Т.е. сразу после успешного испытания первой атомной бобы в СССР. А где бы было его жилье, если бы бомба не взорвалась?
Еще ранее мне было малопонятно участие в числе руководства Авраамия Павловича Завенягина – Царя и Бога Норильского никелевого комбината в том атомном проекте с отсчетом в 1945 году. После первых двух серий понял – Невероятный организаторский талант и профессионализм металлурга привели его в число руководителей атомного проекта. В частности ему было поручено НАЙТИ месторождения урановых руд на территории СССР. НАШЕЛ!
А потом он плотно занимался вновь образованными НИИ в Сухуми, где немцами-специалистами, вывезенными из Германии, отрабатывались технологии газодиффузионного и центробежного обогащения изотопов урана. Он был на самом острие решения тех проблем и получил там тяжелое облучение от чего впоследствии и скончался.
И что очень интересно, Ванников и Завенягин, независимо от разных областей курирования в проекте, наиболее серьезные отчеты и докладные записки на имя Л.П.Берии подписывали совместно. Друг за друга не прятались! Вот такие невероятные и незаурядные личности ковали оборонный щит нашей родины! Есть ли такие сейчас!
Теперь еще о Сарове. Об Арзамасе -16. Фактически он был заложен на территориях бывшего Саровского монастыря, который окружали приписные монастырю лесные массивы на которых еще до войны был создан Мордовский государственный заповедник.
Все было исполнено в лучших традициях сохранения секретности. Как бы Арзамас, но не в Горьковской области... Сам заповедник, фактически закрытый для свободного посещения окрестным населением, был первым кольцом охраны. А про кордон Пушта, что был всего в 4-км от главного поселка заповедника, я уже писал. И мой университетский товарищ Павел Бородин, что вырос в том заповеднике в нашей пенсионной переписке мне рассказывал следующее… Во время своих полевых маршрутов по теме исследования и наблюдений подземных городков лис и енотов он внезапно натыкался на плотное заграждение из колючей проволоки, а иногда и на пешие вооруженные патрули.
Во вновь созданном закрытом атомном центре было создано центральное конструкторское бюро, что занималось техническими расчетами и перепроверкой ранее полученной информации из развед источников. Для этого в Сарове и было сосредоточено огромное количество ученых физиков под руководством Юлия Борисовича Харитона.
Техническое приложение было лишь по теме имплозии - расположению линз из обычной взрывчатки на поверхности изделия по обжатию боезаряда. Для этих испытаний строились подземные бункеры. И здесь пригодились природные карстовые пещеры в которых ранее были убежища для монахов отшельников Саровской пустыни, где они в одиночестве, послушании и молитвах проводили многие годы.
А вот еще и так было в самом начале 70-х. Моя супружница Любочка была родом из поселка Сосновоборск Пензенской области. И в начале очередных выходных мы с ней глубокой ночью обретались на саранском ж д вокзале с целью купить билетик на проходящий поезд из Горького на Пензу. А если не повезет с ним, то дождаться через пару часов почтово-багажный поезд по тому же маршруту и напроситься к проводникам на стояче-полусидячие места в тамбуре.
Но иногда во время наших дежурств на станционной платформе мы наблюдали прохождение со стороны Горького (а значит и Арзамаса) не объявляемых вокзальным радио составов. Локомотив и 3-4 почтово- багажных вагона на невысокой скорости прокатываются мимо. А на каждой открытой площадке тамбура солдат с автоматом.
Что! Куда? Зачем? И понятия никакого мы тогда не имели.
А как случилась перестройка, то в первые ее годы и немного позднее вывалили желающие мимолетной славы шустрые щелкоперы секреты нашей страны. И после тех публикаций я что-то узнал, сложил и понял, что поезда те ночные со стороны Горького (Арзамаса) вероятней всего шли из Сарова направлением на Пензу, груженные внешними оболочками ядерных бомб, снаряженных линзами специфической взрывчатки, которые потом дополняли плутониевой начинкой в секретном городе Заречном – бывшей Селиксе. Это напротив Пензы на другом берегу Суры.
А в 1970-м году в студенческой экспедиции-сплаве по Суре в ее верховьях нас остановили спец службы и, отобрав фотоаппараты и бинокли, сопроводили по реке на определенное расстояние. Оказалось (узнал позднее) в тех лесах была образована база по хранению боевых ядерных изделий. Это городок Старый Кодадинск. Из него в 60-х выселили всех жителей и в недалеком Сосновоборске построили для них новый жил массив со всей необходимой структурой.
А потом и еще интереснее. В моей деревне на Волге сосед Князев Петр Иванович 1932 года рождения как раз был непосредственным участником атомного строительства, хотя об этом и не догадывался. По призыву в армию он служил в части, что работала на строительстве атомного центра под городом Железногорск, что рядом с Красноярском. Там в сплошной скальной породе на глубине нескольких сот метров под Енисеем пробивали тоннели. Никаких заключенных! Только солдаты срочники. И весь призыв в их саперную часть был из Донбасса и Кузбасса. То есть ребята, что знакомы с шахтерским ремеслом. Они сверлили шпуры (отверстия в породе) для закладки взрывчатки, а потом подрывали заряды и вывозили породу. Но вот только сверловка шла "на сухую" из-за срочности работ. А потому те парни очень быстро зарабатывали силикоз легких от той пыли и умирали.
Мой знакомый в то время зам командира саперного отделения был переведен в челябинскую область в секретный город Озерск на строительство реактора. Но не того самого первого А1 что в фильме, а как я понял, второго АИ, что нарабатывал продукт для первой водородной бомбы. Он в то время уже был старшиной саперной роты.
Но он мне рассказывал, что там не было рабочих-заключенных, а только солдаты строители.
А вот еще некоторые впечатления о фильме для особо дотошных. Михаил Рубин никак не мог быть на полигоне под Семипалатинском т.к. он занимался в Сарове имплозией, а там (под Семипалатинском) была подорвана бомба с пушечным зарядом. Это соединение двух половинок критической массы. Именно такая «Малыш» была сброшена американцами на Хиросиму. А вторая на Нагасаки «Толстяк» уже по конструкции взрывного обжатия шара из плутония.
Как-то прочитал интересные материалы по созданию американцами атомной бомбы. И оттуда узнал, что конструктор имплозии очень долго мучился с решением вопроса по расположению зарядов направленного внутрь взрыва. Но нашел решение в одновременном применении взрывчатки разных мощностей. А к нам-то от осведомителя Клауса Фукса пришел лишь карандашный набросок и несколько строчек ... в которых что-то, где-то про это слышал.
Вот так на огромное расстояние они нас опередили. А потому труд наших ученых по созданию атомной бобы – это есть невероятный подвиг!
И еще. Хочу порекомендовать книгу известного писателя Даниила Гранина «Зубр». Это про ученого Тимофеева-Ресовского, что образовал в той самой реакторной зане и в описываемое фильмом время на Урале институт радиационной безопасности.
Свидетельство о публикации №220111301002
Много чего нового почерпнул из Вашего рассказа.
Хотя историей создания БОМБЫ интересуюсь давно.
И "по касательной" сталкивался со специалистами,
которые этим проектом занимались.
С уважением и пожеланием здоровья,
Сергей Васильевич Королёв 16.03.2021 07:35 Заявить о нарушении
Увы.
Сергей Васильевич Королёв 16.03.2021 10:29 Заявить о нарушении